Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию управления грузоперевозками в регионе

Приоритетные направления деятельности по развитию ТЛК Челябинской области.

К указанным направлениям относятся:

- Разработка Программы развития ТЛК Челябинской области на период до 2015 г. в целях формирования документа, развивающего Стратегию в плане формирования перечня инвестиционных и организационно-управленческих мероприятий, включая вопросы нормативно-правового регулирования и информационного обеспечения, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, реализация которых направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности ТЛК Челябинской области. На основе результатов разработки Программы развития ТЛК Челябинской области будут подготовлены предложения в подпрограммы, входящие в состав разрабатываемой в настоящее время ФЦП «Развитие транспортной системы России на период до 2015 года».

- Совершенствование транспортно-таможенных технологий и существенное сокращение затрат времени на обработку внешнеэкономических грузопотоков.

- Использование в перспективе спутниковых систем навигации при управлении ТЛК Челябинской области. Спутниковые системы навигации повышают эффективность управления всеми видами транспорта. С помощью системы GLONASS в России будет создана инфраструктура глобального позиционирования, что позволит улучшить управление движением, безопасность и надежность всех видов транспорта за счет предоставления технической базы для позиционирования и обнаружения транспортных средств по всему миру. ТЛК Челябинской области может стать пилотным полигоном для отработки технологий глобального позиционирования и их применения для повышения эффективности управления транспортными потоками.

-Внедрение единых нормативно-правовых и организационно-технических стандартов, правил и систем информационного взаимодействия всех участников рынка транспортно-логистических услуг.

- Проведение мониторинга функционирования и развития ТЛК Челябинской области (включая совершенствование системы статистического учета).

- Разработка программы мероприятий по снижению негативного воздействия ТЛК Челябинской области на состояние окружающей среды. В данной программе должны быть рассмотрены вопросы обеспечения экологической безопасности потенциально опасных видов транспортной деятельности, реабилитации территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду, минимизации экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций на транспорте. Особое внимание при разработке программы должно быть уделено мероприятиям по снижению негативного воздействия автотранспорта на экологическую обстановку в Челябинске, мерам по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, предотвращению экологических правонарушений при транспортировке опасных грузов, совершенствованию работы государственных экологических аварийных служб.

Приоритетные направления деятельности по развитию железнодорожного узла Челябинской области.

К указанным направлениям относятся:

- Обеспечение работы предприятий Челябинской области, которые используют железнодорожный транспорт для подвоза сырья, материалов и комплектующих, а также вывоза готовой продукции.

-Развитие железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающей работу логистических и складских комплексов.

- Вынос грузовых дворов железнодорожных станций за границы плотной застройки Челябинской области, а также освобождение территорий в центральной части Челябинской области, занятой в настоящее время малоиспользуемыми объектами железнодорожной инфраструктуры.

- Строительство глубокого северо-восточного железнодорожного обхода Челябинской области для вывода транзитного грузового движения за границы Челябинской области.

- Повышение безопасности движения и уменьшение задержек автомобильного транспорта в местах пересечения автомобильных и железных дорог за счет строительства транспортных развязок.

- Обеспечение сбалансированной тарифной политики железной дороги в связи с перспективным вступлением России в ВТО. В рамках процесса вступления России в ВТО происходит выравнивание железнодорожных тарифов при транспортировке импортно-экспортных грузов через сухопутные железнодорожные пограничные переходы и через порты, что неизбежно повлечет перераспределение отдельных грузопотоков в пользу портов сопредельных государств.

- Демонтаж малоиспользуемых подъездных железнодорожных путей к промышленным предприятиям.

Приоритетные направления деятельности по развитию автомобильного транспорта в Челябинске.

К указанным направлениям относятся:

- Обеспечение растущего спроса предприятий отраслей экономики Челябинской области в грузовых перевозках. Внутригородские перевозки в настоящее время растут наиболее быстрыми темпами, их доля составляет свыше 70% всех автомобильных перевозок Челябинской области. Оптимизация использования грузового автотранспорта во внутригородских перевозках путем применения логистических методов в работе автотранспортных предприятий и совершенствования организации дорожного движения приведет к снижению транспортной составляющей в конечной цене продукции и повышению конкурентоспособности производителей, уменьшению автомобильных заторов и снижению негативного влияния автотранспорта на состояние окружающей среды.

- Поддержка автоперевозчиков, стимулирование развития средних и крупных автотранспортных предприятий. В настоящее время доля автоперевозчиков, работающих с 1-5 грузовыми машинами, достигла в Челябинске 60%. Из-за низкой степени технической оснащенности у таких автовладельцев зачастую не обеспечиваются условия сохранности грузов, наблюдается высокий уровень аварий, нарушаются сроки доставки товаров, имеются проблемы с хранением и обслуживанием автомобилей, поэтому для обеспечения стабильности грузовых перевозок многие предприятия Челябинской области приобретают собственный парк автотранспортных средств, эффективность использования которого ниже, чем у специализированных автотранспортных предприятий. В Челябинске целесообразно создать условия для консолидации рынка автоперевозок и развития средних и крупных автотранспортных компаний, специализирующихся на перевозке определенных видов грузов (контейнерных, рефгрузов порта, строительных, продовольственных грузов и т.д.). Объединение мелких автоперевозчиков позволит организовать единую ремонтную базу, диспетчерскую службу, стоянки автотранспорта, что повысит эффективность работы грузового автомобильного транспорта и качество предоставляемых услуг, а также увеличит поступления налогов от предприятий в бюджет Челябинской области.

- Повышение конкурентоспособности автотранспортных компаний Челябинской области в целях сохранения и увеличения их доли на рынке российских внешнеторговых перевозок на Северо-Западе Российской Федерации. На долю Челябинской области приходится около 8% объема внешнеторговых грузов, ввезенных в регионы Северо-Западного федерального округа и вывезенных из них автотранспортом. Совершенствование таможенных технологий оформления товаров и автотранспортных средств и улучшение транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети на подходах к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации позволит повысить эффективность международных перевозок грузов автоперевозчиков Челябинской области.

- Обеспечение дистрибуции и логистики. Возрастание роли автомобильного транспорта в обеспечении функционирования предприятий Челябинской области связано с формированием экономики постиндустриального типа, ростом объемов производства и строительства, развитием торговли и сферы услуг, сокращением объемов складских запасов, расширением ассортимента товаров в торговой сети Челябинской области. Наличие в Челябинске морского порта, близость государственной границы Российской Федерации с Финляндией и Эстонией предопределяет необходимость формирования в Челябинске крупного национального дистрибутивного центра, для эффективной работы которого необходимо совершенствование структуры автомобильного парка Челябинской области, оптимизация использования подвижного состава, внедрение логистических схем доставки товаров.

- Повышение безопасности автомобильного транспорта и уменьшение его вредного воздействия на состояние окружающей среды. В последние годы значительно возросло вредное воздействие автотранспортных средств на окружающую среду, что связано с ростом уровня автомобилизации, высокой степенью изношенности подвижного состава (55% грузовых автомобилей имеют возраст свыше 10 лет) и автомобильными заторами. Кроме того, ситуацию обостряет проезд по УДС Челябинской области значительной части транзитного транспорта. В дорожных авариях в Челябинске в 2005 г. погиб 731 человек, ранено 9 642 человек. По ряду показателей, в том числе по уровню травматизма и общему числу дорожно-транспортных происшествий, Санкт-Петербург в общероссийском рейтинге занимает лидирующие позиции. Вывод транзитного транспорта за пределы плотной застройки Челябинской области, обновление парка автотранспортных средств, применение более экологичных видов топлива, совершенствование организации дорожного движения позволят повысить безопасность жизнедеятельности населения и снизить негативное воздействие на состояние окружающей среды.

- Приоритетные направления деятельности по развитию авиационного транспорта в Челябинске.

К указанным направлениям относятся:

- Расширение географии полетов и увеличение частоты авиарейсов, что положительно скажется на деловом климате Челябинской области и близлежащих регионов, повысит их привлекательность для бизнеса и туристов. Развитие сети воздушных сообщений, а также организация удобной состыковки международных и внутренних рейсов будет способствовать превращению аэропорта Баландино в современный хаб, соединяющий российские, европейские и межконтинентальные рейсы.

- Привлечение в Санкт-Петербург авиакомпаний-дискаунтеров для повышения мобильности населения Челябинской области и соседних регионов.

- Развитие грузовых авиаперевозок, в том числе мультимодальных. Развитие грузовых перевозок через аэропорт Баландино будет наиболее востребовано высокотехнологичными отраслями экономики Челябинской области.

- Привлечение операторов экспресс-доставки к прямой работе через аэропорт Баландино с созданием их собственных грузовых терминалов. Кроме сокращения времени доставки экспресс-грузов для предприятий Челябинской области, это позволит значительно увеличить объемы рынка грузовых авиаперевозок Челябинской области.

Приоритетные направления деятельности по совершенствованию и развитию УДС Челябинской области.

К указанным направлениям относятся:

- Формирование системы магистралей скоростного и непрерывного движения, создающих планировочный каркас УДС.

- Совершенствование планировочной структуры существующей УДС, повышение ее связности за счет строительства транспортных развязок в разных уровнях, реконструкции и строительства набережных, мостов и путепроводов.

- Повышение пропускной способности УДС на основе внедрения современных методов организации дорожного движения с созданием в Челябинске интеллектуальной транспортной системы для управления всеми видами автомобильного и наземного пассажирского транспорта, а также крупными объектами дорожно-транспортной инфраструктуры.

-Повышение транспортно-эксплуатационных качеств УДС за счет внедрения новых технологий строительства, содержания и ремонта УДС, создания современной системы мониторинга функционирования УДС на основе инструментальных методов контроля, формирования электронных баз данных с использованием ГИС-технологий (геоинформационных технологий).

Приоритетные направления деятельности по развитию терминально-складской инфраструктуры Челябинской области.

К указанным направлениям относятся:

- Разработка концепции развития терминально-складской инфраструктуры Челябинской области для обеспечения потребностей торговли и промышленности Челябинской области, формирования национального дистрибутивного центра в целях создания добавленной стоимости для грузопотоков, привлекаемых в Челябинск внешними видами транспорта.

- Формирование зон, в которых будет прекращено или существенно ограничено дальнейшее размещение грузогенерирующих объектов (прежде всего, объектов терминально-складской инфраструктуры), с постепенным перемещением существующих терминально-складских объектов за пределы АД

- Формирование зон, из которых вытеснение грузогенерирующих объектов нецелесообразно, обеспечение связей между ними, терминалами внешнего транспорта и выходами на транспортную сеть страны.

- Формирование 2-3 зон для размещения на их территории объектов терминально-складской инфраструктуры для реализации пилотных проектов создания логистических деревень.

- Внесение в установленном порядке изменений в Генеральный план Челябинской области, а также разработка и утверждение документации (внесение изменений в документацию) по планировке территории, принятие Правительством Челябинской области решения о резервировании земель для строительства объектов терминально-складской инфраструктуры в районе АД.

Приоритетные направления деятельности по подготовке кадров для ТЛК Челябинской области.

К указанным направлениям относятся:

-Разработка программы мероприятий по совершенствованию подготовки кадров в области транспортной, складской и логистической деятельности, в которой будут определены потребности в специалистах для ТЛК Челябинской области и Северо-Запада Российской Федерации. На основе данной программы может формироваться заказ для образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, расположенных в Челябинске, на подготовку кадров с перечнем специальностей и специализаций, востребованных на рынке труда.

- Создание на базе одного из образовательных учреждений начального профессионального или среднего профессионального образования соответствующего профиля Центра подготовки и обучения технического персонала (операторов-погрузчиков, докеров-механизаторов, складских рабочих, учетчиков и др.), что позволит в короткие сроки сократить дефицит младшего и среднего технического персонала для ТЛК Челябинской области.

- Развитие системы последипломного образования. Система повышения квалификации и переподготовки кадров для ТЛК Челябинской области в настоящее время носит фрагментарный характер. Предлагаемые программы не в полной мере отражают потребности ТЛК в подготовке специалистов. В настоящее время не существует ни одного информационного источника, позволяющего получить представление о возможностях учебных заведений по переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере транспортно-логистических услуг. Создание отлаженной системы последипломного образования позволит предприятиям более гибко осуществлять повышение квалификации и переподготовку персонала в соответствии с текущими и перспективными потребностями ТЛК Челябинской области.

- Расширение знаний в области логистики у специалистов, напрямую не связанных с функционированием ТЛК Челябинской области. В настоящее время многие производственные, торговые и другие предприятия Челябинской области используют неэффективные схемы снабжения и распределения. Большинство из них имеют собственный автопарк, службы по снабжению, сбыту, значительные складские площади, которые не используются с максимальной отдачей. Низкая эффективность работы таких подразделений часто связана с недостаточными знаниями в области логистики. Повышение уровня логистических знаний у специалистов, отвечающих за обеспечение транспортировки и хранения грузов на предприятиях Челябинской области, позволит оптимизировать процессы снабжения и сбыта, в том числе за счет перераспределения функций и возможной передачи их части специализированным предприятиям.

- Повышение грамотности специалистов транспортных и логистических специальностей в области информационных технологий. Вступление Российской Федерации в ВТО может послужить серьезным стимулом к экспансии западных фирм в Россию. Стандартизация документации, использование нескольких видов транспорта, переход к глобальным цепям поставок - все это требует не только согласования материальных, но и информационных потоков. В настоящее время современные комплексные информационные системы используются ограниченным кругом транспортно-логистических предприятий Челябинской области. Это снижает конкурентоспособность отечественных транспортно-логистических компаний и затрудняет их интеграцию в мировую транспортно-логистическую систему.

Приоритетные направления деятельности по развитию международных и межрегиональных связей ТЛК Челябинской области.

К указанным направлениям относятся:

- Форсированная и глубокая интеграция ТЛК Челябинской области в европейские и региональные (регион Балтийского моря) транспортные и логистические сети как один из основных инструментов сохранения (на среднесрочную и долгосрочную перспективу) и повышения конкурентоспособности ТЛК Челябинской области на международном и внутрироссийском рынках транспортно-логистических услуг.

- Оказание содействия транспортным и логистическим компаниям в формировании общероссийских сетей транспортно-логистических терминалов.

- Обеспечение интересов организаций ТЛК Челябинской области при осуществлении международных и межрегиональных связей Челябинской области, реализации побратимских связей, а также при разработке проектов и заключении договоров о межрегиональном сотрудничестве как с российскими, так и с зарубежными регионами. С точки зрения стимулирования развития ТЛК Челябинской области наибольший интерес представляют: Германия (побратим г.Гамбург), Нидерланды (побратим г.Роттердам), Бельгия (побратим г.Антверпен), Финляндия, Китай, Казахстан, Узбекистан, субъекты Северо-Западного, Центрального, Приволжского.

Приоритетные направления деятельности по развитию партнерства с бизнесом в сфере развития ТЛК Челябинской области.

К указанным направлениям относятся:

-. Взаимодействие с ассоциативными формами транспортно-логистических компаний в целях:

содействия упорядочиванию и структурированию бизнес-сообщества (создание субъектов партнерских отношений);

Реализация Стратегии будет способствовать достижению социально-экономических приоритетов развития Челябинска  за счет:

повышения производительности и конкурентоспособности предприятий Челябинска  вследствие улучшения доступа к поставщикам и потребителям на внутреннем и внешнем рынках, сокращения транспортных расходов, затрат времени и энергоресурсов;

формирования кластера отраслей, связанных с созданием добавленной стоимости, обеспечения их высокой эффективности за счет синергии различных видов транспортно-логистических услуг;

повышения привлекательности Челябинска  для размещения крупных транснациональных компаний и фирм, работающих в сфере высокотехнологичных и инновационных отраслей;

роста инвестиций в регион, направляемых как в ТЛК, так и в сопряженные с ним сектора экономики;

стимулирования развития туризма, привлечения деловых кругов в Челябинск для проведения саммитов, выставок, конференций и фестивалей;

повышения доходов и занятости, благосостояния и качества жизни населения Челябинска  за счет развития транспортно-логистической деятельности и повышения доступности других городов, регионов и стран;

увеличения поступлений в бюджет Челябинска  за счет развития сектора транспортных, складских и логистических услуг;

развития сектора финансовых и банковских услуг в связи с обслуживанием финансовых потоков, сопровождающих грузовые и пассажирские перевозки;

стимулирования развития «экономики знаний», инноваций и научных исследований, приносящих прямые экономические выгоды;

уменьшения вредного воздействия транспорта на окружающую среду вследствие более эффективной организации движения транспортных потоков.

В качестве примера расчета мультимодальной логистической цепи определим эффективный вариант доставки  груза от пункта А до пункта D.  

Схема доставки: автомобильный транспорт — железнодо­рожный транспорт — автомобильный транспорт.

Главная функция проектируемой системы — доставка груза от пункта А до пункта D.

Выявлены следующие подфункции системы:

перевозка автомобильным транспортом по участку АВ;

перевалка груза в терминале В;

перевозка железнодорожным транспортом по участку ВС;

перевалка груза в терминале С;

• перевозка автомобильным транспортом по участку CD.

Рисунок 8 – Схема доставки

Операции погрузки в пункте А и разгрузки в пункте D осуще­ствляются соответственно грузоотправителем и грузополучате­лем.

С целью обеспечения безопасности при доставке ко всем уча­стникам (далее модулям) проектируемой системы предъявляют­ся следующие требования:

- наличие лицензии по реализаци услуг, связанных с пере­возкой опасного груза;

- наличие опыта работ с взрывчатыми веществами;

- наличие специализированных транспортных и техничес­ких средств.

- Варианты проектируемой системы сравниваются по следую­щим нормативным параметрам:

- время доставки — не более 600 часов;

- общая стоимость доставки — не более 1000 у.е.;

- высокий уровень синхронизации (совместимости) при функционировании системы.

Маркетинговые исследования позволяют установить список модулей, удовлетворяющих перечисленным требованиям систе­мы:

• для осуществления перевозки по участку АВ имеются три модуля — перевозчика AB1, АВ2 и АВ3,. Стоимость их ус­луги 180, 190 и 200 у.е.;

• в терминале можно привлекать к проекту два модуля: В1 и B2. Стоимость их услуг соответственно 120 и 130 у.е.;

• перевозка железнодорожным транспортом по участку ВС можно выполнить единственным модулем BC1. Стоимость перевозки 520 у.е.;

• для операции перевалки груза в терминале С имеются также два модуля: С1 и С 2 со стоимостью услуги 130 и 200 у.е.;

• на участке CD груз можно перевести силами одного из трех модулей CD1, CD2 и CD3. Стоимость перевозки со­ставляет соответственно 20, 30 и 50 у.е.

На основе проведенного анализа построим морфологическую таблицу.

Как установлено, все модули соответствуют предъявляемым требованиям по обеспечению безопасности, поэтому при генера­ции вариантов необходимо оценить варианты только по крите­риям типов Ус1 и 0

Процесс формирования вариантов начинается с двух пер­вых строк таблицы. Результаты комбинирования парных соче­таний на этом шаге показаны ниже (варианты ранжированы, рядом указаны их оценки по критерию «общая стоимость до­ставки»).

ABI-В1: 300 ABI-В2: 310АВ2-В1: 310

АВ2 - В2: 320 АВЗ - В2: 320 АВЗ - В 1: 330


Таблица 6 - Морфологическая таблица

Критерии качества системы Функции Критерии качества модуля Модули для реализации функции Ф Число моду­лей
Критерии типа Ус1: Стоимость доставки Критерии типа Ус2: Время до­ ставки Совмести­ мости Перевозка AT по уча­ стку АВ Перевалка груза в терминале В Перевозка ЖДТ по участку ВС Перевалка груза в терминале С Перевозка AT по уча­ стку CD Опыт, наличие ли­ цензии и средств Опыт, наличие ли­ цензии и средств Опыт, наличие ли­ цензии и средств Опыт, наличие ли­ цензии и средств Опыт, наличие ли­ цензии и средств   AB1, АВ2, АВз   В1В2   BC1   С1С2   CD 1, CD2, CD3   3   2   1   2   3

 

Выбирается самый лучший вариант (ABI - В1) для дальней­шего синтеза, остальные пять вариантов резервируются.

Третья строка «Перевозка по участку ВС» имеет только один модуль BCI, поэтому результат синтеза на этом шаге: только один вариант ABI - В1 - BCI, стоимость доставки: 820 у.е.

При синтезе варианта АВ1 — В1 - ВС1 с модулями следую­щей строки таблицы «Перевалка в терминале С» имеем две ком­бинации:

АВ1-В1-ВС1-С1: стоимость доставки 950 у.е.,

АВ1-В1-ВС1-С2: стоимость доставки 1020 уд.

Второй вариант (АВ1-В1-ВС1-С2) не отвечает требованию по стоимости доставки (1020 > 1000). Поэтому результатом син­теза на данном шаге является единственный вариант: АВ1-В1-BC1-C1

При включении модулей последней строки «Перевозка по участку СО» в систему получаем следующие целостные вариан­ты:

AB1-B1-BC1-C1-CD1, AB1-B1-BC1-C1-CD2 и  AB1-B1-BC1-C1 –CD2.

Их стоимость доставки составляет 970, 980 и 1000 у.е., что соответствует требованию по стоимости. Чтобы увеличить число целостных вариантов для рассмотрения, осуществляются проце­дуры возврата. На предыдущих промежуточных шагах синтеза (синтез на четвертой и третьей строках) резервированные вари­анты отсутствовали. Поэтому рассматривается резервированный на первом шаге синтеза вариант АВ12. Получаются еще три следующих целостных варианта:

AB1-B-1-BC1-C1-CD1: стоимость доставки 980 у.е.,

  AB1-B-1-BC1-C1-CD2: стоимость доставки 990 у.е.,

  AB1-B-1-BC1-C1-CD3. стоимость доставки 1010 у.е. (исключа­ется),

Целостные варианты оцениваются по критериям совместимости системы (экспертным методом) и времени доставки (прогнозным методом). Результаты оценки показаны в таблице 7.

Таблица 7- Оценки вариантов

 

№ вар.: Варианты Общая стоимость доставки (у.е.) Время доставки Уровень совместимости
1 AB1-B1-BC1-C1-CD1 970 620 Хорошо
2 AB1-B1-BC1-C1-CD2 980 580 Хорошо
3   AB1-B1-BC1-C1 –CD2 1000 650 Отлично
4 AB1-B-1-BC1-C1-CD1 980 580 Удовлетворительно
5 AB1-B-1-BC1-C1-CD2 990 600 Удовлетворительно

 

Варианты 1 и 3 исключаются из-за несоответствия по крите­рию времени доставки. Среди остальных вариантов второй вари­ант является наиболее предпочтительным.

Таблица 8 - Прогноз на 2011г по развитию грузоперевозок в Челябинской области

Показатель транспорта по грузообороту, в % от общероссийского объема 2010 2011
Грузооборот на всех видах транспорта 4,40 5,4
железнодорожный 8,54 9,0
автомобильный 1,26 1,5
трубопроводный 1,43 1,6
воздушный 0,02 0,05

 

Рисунок 9 – Динамика грузоперевозок в Челябинской области в прогнозе на 2011г. в % от общероссийского объема

Рисунок 10 – Структура грузоперевозок в Челябинской области в прогнозе на 2011г. в % от общероссийского объема

 

Развитие транспортной и складской инфраструктуры, увеличение эффективности доставки и обработки грузов позволит сократить затраты конечных пользователей и снизить стоимость готовой продукции и услуг для населения, повышая тем самым уровень жизни и покупательной способности жителей Челябинска.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль международных перевозок в экономике России огромна. Логистика оказывает всестороннее воздействие на экономическое развитие страны. Там, где правильно понимают роль логистики, государство успешно развивается в экономическом, политическом и социальном отношениях. И наоборот, недооценка значения транспортной системы неизбежно приводит к замедлению развития государства. Система международных перевозок должна постоянно развиваться адекватно растущим потребностям и быстро реагировать на возникающие проблемы.

Логистические сети по территории нашей страны располагается неравномерно из-за структуры расселения населения нашей страны. Основные транспортные магистрали располагаются именно в европейской части страны. Здесь происходит наибольший товарообмен между соседним государствами.

Логистика — часть экономической науки и область деятельности, предмет которых заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Логистика — это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими. По сути, область применения логистики настолько специфична и нова, что в настоящий момент специалисты данной профессии на рынке труда испытывают большие трудности.

Транспортная логистика – это управление транспортировкой грузов, т.е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств. Внутренняя транспортная логистика занимается внутрипроизводственными перевозками, а внешняя транспортная логистика занимается снабжением предприятий и сбытом их продукции. При традиционном подходе к транспортировке, информационный поток движется вместе с материальным потоком от грузоотправителя, через экспедитора по транспортным средствам, и далее от экспедитора к грузополучателю. При таком подходе как транспортная логистика, к системе добавляется ещё один элемент – единый оператор интермодальных перевозок, который управляет информационным потоком и координирует действия.

В работе был проведен анализ показателей результативности и эффективности управления грузоперевозок в регионе. В результате анализа выявлено, что с точки зрения геополитического фактора транзитный потенциал Челябинской области высок, так как регион стабильно поддерживают внешнеэкономические связи более, чем с 100 странами мира. По достигнутым международным договоренностям II международный транспортный коридор будет продлен до административного центра, г. Челябинска.

Анализ практического опыта функционирования транспортной инфраструктуры Челябинской области показал, что управление видами транспорта без регулирования общих межотраслевых интересов их взаимодействия приводит к ее неэффективному использованию.

Анализ динамики изменения коэффициента Энгеля, показывающего уровень обеспеченности населения автомобильными дорогами, свидетельствует о позитивных тенденциях в развитии транспортной инфраструктуры Челябинской области с точки зрения потребителя. Однако при сопоставлении регионального показателя с общероссийским выявлена негативная тенденция, связанная с потерей конкурентного преимущества. Начиная с 2006 г. региональный коэффициент Энгеля стал меньше, чем аналогичный общероссийский.

На основании проведенного анализа экономических рисков транспортного комплекса челябинской области возможно построение SWOT-матрицы с концентрированием на данном аспекте.

Сильные стороны отраслей транспортного комплекса незначительны. Географическое положение и развитая сеть транспортных коммуникаций обуславливают возможность роста транспортной активности. Небольшой, но стабильный прирост заработной платы позволяет обеспечить улучшение качества персонала. Достаточно высокая доля транспорта в ВРП области (15 %) отражает потенциал, заложенный в отрасли. Все это вместе не перекрывает негативного влияния слабых сторон отрасли.

Слабые стороны, т. е. факторы, снижающие эффективность деятельности транспортных организаций, сильнее всего отражаются на материальной и финансовой сторонах деятельности.

  В третьей главе дипломного проекта разработаны рекомендации по совершенствованию управления грузоперевозками в регионе. Анализ ситуации на рынке транспортных услуг, учет факторов, которые характеризуют особенности работы железных дорог России в настоящее время, позволяют выделить приоритетные направления экономической стабилизации и развития железных дорог. Общность коммерческих интересов участников логистической транспортной цепи доставки грузов обеспечивает возможность их функциональной интеграции. Формирование транспортно-логистических центров или транспортно-логистических комплексов позволяет в итоге максимизировать прибыль и минимизировать расходы всех видов ресурсов каждого участника процесса товародвижения.

Сущность логистической интеграции состоит в возможности эффективного сотрудничества отдельных субъектов транспортного рынка ради достижения конкретных общих и частных целей.

Перспективы развития ТЛК Г.Челябинска в значительной степени зависят от динамики международных контейнерных перевозок и возможностей обслуживания контейнерного потока, включая осуществление мультимодальных перевозок, предоставление складских и логистических услуг.

На 20-летнюю перспективу прогнозируется увеличение контейнерного грузопотока РЖД Г.Челябинск в 4 раза до 4,8 млн. TEU. Существенно увеличатся как объемы проектных грузов, связанных с модернизацией производства российских предприятий, так и потребительские грузопотоки, которые будут расти по мере повышения доходов населения.

  Основными мероприятиями по совершенствованию системы грузоперевозок являются:

- Совершенствование транспортно-таможенных технологий и существенное сокращение затрат времени на обработку внешнеэкономических грузопотоков

- Внедрение единых нормативно-правовых и организационно-технических стандартов, правил и систем информационного взаимодействия всех участников рынка транспортно-логистических услуг

- Строительство глубокого северо-восточного железнодорожного обхода Челябинской области для вывода транзитного грузового движения за границы Челябинской области




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: