Кодекс царя Хаммурапи

Одним из известнейших царей Южного междуречья был царь Хаммурапи, правивший в 1792 – 1750 годы до нашей эры и сделавший Вавилон государственной столицей. Город превратился в крупнейший политический, хозяйственный и культурный центр, давший стране название Вавилония.

Хаммурапи был также известен благодаря своду законов (или Кодексу Хаммурапи), созданного им в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.). Этот кодекс является одним из древнейших законодательных памятников. Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901-1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Этот свод из 282 законов (37 уничтожено) представляет собой чёрный базальтовый столб. Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук). Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках).

Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.

Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности. В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона, хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче.

В настоящее время столб с законами Хаммурапи хранится в парижском музее Лувр.

Также сохранился Тель-Амаранский архив (360 глиняных табличек), представляющий собой дипломатическую переписку Египта XVI—XV вв. до н.э. с Вавилоном и другими восточными государствами древности. В Законах царя Хаммурапи (Вавилон, XVIII в. до н.э.) содержались положения, регулировавшие вопросы международных отношений Вавилона.

 

Гостеприимство в Вавилоне и других городах Междуречья

Традиции гостеприимства так же древни, как сама человеческая цивилизация, они от века существовали у всех народов. Гостем считался не только родственник или знакомый, забежавший «на огонек», но и любой странник и путешественник, ищущий пристанища. Известно, что еще в Вавилоне существовали таверны и постоялые дворы, о них упоминается в законах Хаммурапи.

В Междуречье некоторые правительственные заезжие дворы принимали и случайных путников, которые не находились на царской службе. В городах же такие путники ночевали в частных заезжих дворах. Гостеприимство в таких дворах большой роли не играло. Месопотамские заезжие дворы известны с первой половины III третьего тысячелетия до нашей эры. Обеспечение ночлега в них было побочным делом. Главным заданием заезжих дворов было обеспечение посетителей спиртными напитками и продажными женщинами. Владели подобными заведениями женщины-шинкарки и сводницы.

В заезжих дворах подавали популярные в Междуречье напитки: финиковое вино и ячменное пиво. Существовали запреты разводить напитки водой. Хаммурапи предусматривал за разведение вожжой вина и пива потопление виновного в реке. Порядочным людям вход в такие заведения не рекомендовался. Если женщина, отказавшаяся от духовного сана, входила в шинок, ее наказывали сожжением на костре.

Законы Хаммурапи предписывали владельцам таверн доносить властям на посетителей, замышлявших преступление и проговорившихся об этом за едой. Ослушание каралось смертной казнью. Таверны того времени пользовались дурной славой из-за плохого качества питания, зачастую разбавленного вина, а также из-за содержавшихся там притонов греха, домов терпимости. В странах Древнего Востока было принято путешествовать на верблюдах, собираясь в большие караваны. На караванных путях для ночевок разбивали шатры. Опасаясь песчаных бурь и нападения разбойников, путники нередко останавливались в так называемых караван-сараях, первые свидетельства о которых относятся еще к III тыс. до н.э. к временам Древней Ассирии. Постепенно караван-сараи превратились в своеобразные гостиничные комплексы, которые включали загон для верблюдов и помещения для ночлега людей, окруженные крепостной стеной. Удобства, которые предоставлялись путешественникам в Азии, значительно превосходили те, на которые в это время можно было рассчитывать в Европе. Гостиниц в древнем мире явно не хватало. Евангельские тексты повествуют о том, что проведение переписи населения Вифлеема привело к переполнению местных гостиниц. Святое семейство разместилось на ночлег в хлеву, который был устроен в пещере, где и появился на свет Иисус Христос.

В те периоды месопотамской экономической истории, когда значительная доля международной торговли находилась в частных или наполовину частных руках, для иностранных гостей и торговцев предназначался особый участок внутри городских стен, например, ''Улица людей из Эшнунны'' в Сиппаре. Свидетельство из Ниппура персидского периода, возможно, указывает на обычай поселять чужеземцев и людей из определенных социальных групп (в частности, ремесленников) в особых городских кварталах или на особых улицах, поскольку за ними должен был осуществляться официальный надзор.

 

 

Заключение

    

Таким образом, одним из важнейших вопросов, возникавших перед находившимся в пути жителем древнего мира, было отыскание места для ночлега в чужой местности.

Остается неясным, до какой степени допускались в город чужеземцы – не граждане и не местные жители. Обычно они имели дипломатический статус, зависевший от их отношения ко дворцу. Иностранные послы, торговцы, политические беженцы и прочие лица могли въезжать в город с царского соизволения и даже входить в состав дворцовой челяди. Возможно, некоторым не гражданам позволялось селиться в кару - городской гавани, отделенной от остальной части города; такие люди пользовались особым политическим, административным и социальным статусом. Институт ''временных жителей'', или чужеземцев, которым разрешалось жить в пределах города, известен из Ветхого завета; в Месопотамии он встречается только на западе. Так, в тексте из Угарита упоминаются ''граждане города Каркемиша вместе с людьми (которым позволено жить) в пределах их ворот''.

Описание постоялых дворов и харчевен дает определенное представление о том, на какие условия могли рассчитывать туристы, посещающие различные местности и объекты, достойные обозрения, в пути на промежуточных пунктах и по прибытии на место.

 

Список литературы

1. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства: Учебное пособие./ Л.П. Воронкова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 304 с.

2. Грицкевич В.П. История туризма в древности./ В.П. Грицкевич. – СПб.: Изд.дом Герда, 2005. – 336 с.

3. Иванова Л.В. Знаменитые города мира./ Л.В. Иванова. – Смоленск: Русич, 2004. – 640 с.

4. Соколова М.В. История туризма: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ М.В. Соколова. – М.: «Академия», 2004. – 352 с.

5. http://www.history.vuzlib.net


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: