Анализ ассортимента и структуры продукции

 

Рост производства продукции в стоимостном выражении – один из обобщающих показателей экономической эффективности производства. Расширение производства происходит прежде всего за счет лучшего использования техники и материалов, роста производительности труда.

Составим аналитические таблицы основных показателей производства и реализации хлеба и кондитерских изделий (табл. 13, 14).

 


Таблица 13 – Основные показатели производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий на ОАО «Сыктывкарский хлебокомбинат» за 2008-2009 гг.

 

Наименование показателей

2008г.

2009 г.

Отклонение, +(-) Темп роста, %  
     
1 2 3 4 5  
Объем производства, тонн 18002,00 17445,09 -556,91 96,91  
Объем выручки от продажи, тыс. руб. 266026,00 269226,36 +3200,36 101,20  
Доля выручки от продажи от общего объема выручки, % 86,58 84,11 -2,47 0,97  
Среднегодовая цена продукции, тыс. руб. за тонну 10,02 11,57 +1,55 115,47  

 

Из таблицы 13 видно, что объем производства хлеба и хлебобулочных изделий за 2009 год уменьшился на 556,91 тонны, что соответственно составило 96,91%. Объем выручки от продажи продукции увеличился за 2009 год на 3200,36 тыс. руб., что составило 101,20%. Доля выручки от продажи хлеба и хлебобулочных изделий в общем объеме выручки занимает доминирующую роль: в 2008 году - 86,58%, в 2009 году - 84,11%. Она постепенно падает, что связано с нарастающими темпами роста производства кондитерских изделий.

 

Таблица 14 – Основные показатели производства и реализации кондитерских изделий на ОАО «Сыктывкарский хлебокомбинат» за 2008-2009 гг.

 

Наименование показателей

2008 г.

2009 г.

Отклонение, +(-) Темп роста, %
   
1 2 3 4 5
Объем производства, тонн 735,00 814,80 +79,80 110,86
Объем выручки от продажи, тыс. руб. 33804,00 41034,95 +7230,95 121,39
Доля выручки от продажи от общего объема выручки, % 11,00 12,82 +1,82 1,17
Среднегодовая цена продукции, тыс. руб. за тонну 41,03 46,69 +5,66 113,79

 

Из таблицы 14 видно, что объем производства кондитерских изделий увеличился примерно на 21,39% в 2009 году или до 814,80 тонн по сравнению с 2008 годом. Также увеличился объем выручки от продажи в 200

2009 году на 7230,95 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом. Доля выручки от продажи в общем объеме выручки составляет в 2009 году – 12,82%, что на 1,82% больше, чем в 2008 году.

Анализ себестоимости продукции.

Себестоимость является одним из основных качественных показателей деятельности организаций и важнейшим показателем экономической эффективности производства. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты, темпы расширения производства, финансовое состояние субъекта. Под себестоимостью продукции, работ, услуг понимают затраты всех видов ресурсов, выраженные в денежной форме.

Различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость продукции характеризуется затратами, которые планируются исходя из установленных норм использования сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д. Фактическая себестоимость отражает степень выполнения плановых заданий, характер работы предприятия и характеризует реальные затраты на производство и реализацию продукции и может существенно отличаться от плановой.

Группировка затрат на производство происходит по экономически однородным элементам расходов. Для изучения состава и структуры затрат на производство продукции составим таблица 15.

 

Таблица 15 – Анализ себестоимости по элементам затрат ОАО «Сыктывкарский хлебокомбинат» за 2008-2009 гг. (тыс. руб.)

 

Элементы затрат 2008 г. Доля, % 2009 г. Доля, % Отклонение, +(-) Темп роста, %
1 2 3 4 5 6 7
Сырье и материалы 88979 37,09 107361 44,46 +18382,00 +20,66
Топливо 7506 3,13 8741 3,62 +1235,00 +16,45
Энергия 7083 2,95 6480 2,68 -603,00 -8,51
Пар 6448 2,69 6702 2,78 +254,00 +3,94
Итого материальных затрат 110016   45,85   120284   49,82   +10268,00   +9,33
Затраты на оплату труда 65786 27,42 77362 32,04 +11576,00 +17,60
Отчисления на социальные нужды   20528   8,56   23006   9,53   +2478,00   +12,07
Итого зарплата с начислениями   86314   35,97   100368   41,57   +14054,00   +16,28
Амортизация 18380 7,66 17780 7,36 -600,00 -3,26
Прочие затраты 25218 10,51 3024 1,25 -22194,0 -88,01
Итого затрат 43598 18,17 20804 8,62 -22794,0 -52,28
Полная себестоимость   239928   100,00   241456   100,00   +1528,00   +0,64

 

По данным таблицы 15 можно судить об увеличении себестоимости товарной продукции в 2009 году на 16,03% по сравнению с 2008 годом. При этом видно, что в 2009 году на предприятии происходит снижение затрат на энергию (8,51%), но значительно повышаются затраты на топливо (16,45%) и сырье (20,66%).Кроме того, в 2009 году увеличиваются затраты на оплату труда персонала на 16,28% за счет увеличения его численности.

Рассмотрев все показатели, можно сделать вывод, что в 2005 году себестоимость товарной продукции возросла по сравнению с 2004 годом на 1528,00 тыс. руб.

Полная себестоимость продукции отражает совокупные затраты производственных ресурсов, удельная себестоимость - себестоимость, приходящаяся на 1 руб. продукции. Следующим направлением оценки величины затрат на производство является анализ затрат на 1 рубль товарного выпуска:

Затраты на рубль товарной продукции показывают, в какую сумму обходится предприятию производство единицы товарной продукции. Проанализируем данные затраты с помощью таблицы 16.

 

Таблица 16 – Определение затрат на 1 рубль продукции ОАО «Сыктывкарский хлебокомбинат»  за 2008-2009 гг.

 

Показатели 2008 г. 2009 г. Отклонение, +(-) Темп роста, %
1 2 3 4 5
Себестоимость товарной продукции, тыс. руб.   239928,00   241456,00   +1528,00   +0,64
Объем производства, тыс. руб. 299830,00 310261,31 +10431,31 +3,48
Затраты на 1 рубль продукции (1/2) 0,80 0,78 -0,02 +2,5
Расчетная прибыль, тыс. руб. 59902,00 68805,31 +8903,31 +14,86

 

По данным таблицы 16 можно сделать вывод, что себестоимость продукции на протяжении всего рассматриваемого периода ниже, чем выпуск продукции, в 2009 году по сравнению с 2008 годом она возросла на 0,64% или 1528,00 тыс. руб. Прибыль организации в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 14,86% или на 8903,31 тыс. руб.

Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции, и он определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Объем реализации продукции может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства.

Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производ­ства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Проведем анализ продаж продукции выпускаемой ОАО «Сыктывкарский хлебокомбинат» в 2008-2009 году. Анализ ассортимента выпускаемой продукции представлен в таблице 17.


 

Таблица 17 – Анализ динамики и структуры выпускаемой продукции ОАО «Сыктывкарский хлебокомбинат» за 2008-2009 гг.

 

Изделие

Объем выпуска продукции, тыс. руб.

Изменение

Удельный вес выпуска, %

изменение, +/-

2008 2009 (+,-) % 2008 2009
хлеб формовой 177865,25 179861,63 1996,37 1,01 59,32 57,97 -1,35
хлеб подовый 71146,10 71944,65 798,55 1,01 23,73 23,19 -0,54
булочные и сдобные изделия 35573,05 35972,33 399,27 1,01 11,86 11,59 -0,27
кондитерские изделия 10163,73 13489,62 3325,89 1,33 3,39 4,35 0,96
прочие 5081,86 8993,08 3911,22 1,77 1,69 2,90 1,20
Итого 299830,00 310261,31 10431,31 3,48 100,00 100,00  

 

Из данных таблицы видно, что общий объем выпуска продукции в 2009  вырос на 10431 тыс. рублей или на 3,48, по всем анализируемым показателям просматривается незначительное увеличение выпуска продукции. В то же время в 2009 году практически по всем показателям произошло снижение удельного веса, что свидетельствует о том, что предприятие осваивает выпуск новых видов продукции, теряя при этом в удельном весе уже налаженных в производстве изделий.

Основным видом выпуска продукции как был так и остается формовой хлеб, что свидетельствует о постоянном спросе на данный вид товара, при небольшом снижении удельного веса на 1,35% он в 2009 году продолжает занимать более 50% всего объема, на втором месте, чуть меньше четвертой части от общего объема занимает хлеб подовый, который так же в 2009 году потерял 0,54% удельного веса в общем объеме. В то же время прослеживается рост кондитерских и прочих (только выходящих на рынок) продуктов, которые хотя и занимают незначительную часть в общем объеме, однако это обоснованно скорее тем, что компания недавно начала выпуск данной продукции и спрос на нее не велик, в то же время постепенно начинают набирать вес.

Большой удельный вес формового и подового хлеба обоснован тем, что они являются необходимыми продуктами повседневного постоянного спроса. (рисунок 3). 

Рисунок 3 - Структура выпускаемой продукции ОАО «Сыктывкарский хлебокомбинат» за 2009 год, в процентах

 

 

В таблице 18 представим анализ план-фактного анализа выпускаемой продукции.


Таблица 18 - Анализ ассортимента выпускаемой продукции в сопоставимых ценах 2009 года

 

Изделие

Объем выпуска продукции, тыс. руб.

Удельный вес выпуска, %

Выполнение плана, %

Отклонение удельного веса

Засчитывается в выполнение плана

план факт план факт
хлеб формовой 177865,25 179861,63 59,32 57,97 101,12 -1,35 1996,37
хлеб подовый 71146,10 71944,65 23,73 23,19 101,12 -0,54 798,55
булочные и сдобные изделия 35573,05 35972,33 11,86 11,59 101,12 -0,27 399,27
кондитерские изделия 10163,73 13489,62 3,39 4,35 132,72 0,96 3325,89
прочие 5081,86 8993,08 1,69 2,90 176,96 1,20 3911,22
Итого 299830,00 310261,31 100,00 100,00 103,48 0,00 10431,31

 

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

- по способу наименьшего процента выполнения плана – она составляет 101,12 %; 

- по способу среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Рассчитанный по этой методике план по ассортименту выполнен на 103,48% (10431,31/299830*100).

План выпуска перевыполнен на 3,48%, но степень выполнения по отдельным ассортиментным позициям значительно различается. Выпуск хлеба кормового, хлеба подового и булочных и сдобных изделий в 2008 году увеличился на 1,12%, кондитерских изделий увеличился на 32,72%, прочей продукции на 76,96%.

Равномерное выполнения плана по основным видам продукции приводит к стабильной структуре, то есть соотношению отдельных изделий, в общем, их выпуске.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: