Состояние государственных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.
Государственные финансы ориентированы на следующие основные принципы:
- единства законодательной и нормативной базы;
- открытости и прозрачности;
- разграничения полномочий и предметов ведения;
- целевой ориентированности;
- научного подхода к реализации намеченных целей;
- экономичности и рациональности;
- управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.
Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегияопределяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагает государственный секторы экономики.[8]
Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:
|
|
1) экономической стабилизации;
2) адаптации к рыночным преобразованиям;
3) стимулированию инвестиционной активности.
1. Экономическая стабилизацияна макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.
2. Финансовая адаптацияк рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.
Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:
- либерализацию цен;
- приватизацию;
- социальную трансформацию;
- интеграцию в мировую систему.
Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — создание социально-ориентированной рыночной экономики.
|
|
3. Инвестиционная активностьгосударства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.[9]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании контрольной работы на тему «Сущность и функции государственных финансов» мной подведены следующие итоги.
Государственные финансы — важнейшая часть финансовой системы страны. Они обеспечивают денежными средствами государство для выполнения экономических. политических и социальных функций. В состав государственного финансирования входят следующие звенья: бюджеты разных уровней; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.
Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль. Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота — распределительная и функция контроля.
Государственные финансы ориентированы на следующие основные принципы: единства законодательной и нормативной базы; открытости и прозрачности; разграничения полномочий и предметов ведения; целевой ориентированности; научного подхода к реализации намеченных целей; экономичности и рациональности; управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.
Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам: экономической стабилизации; адаптации к рыночным преобразованиям; стимулированию инвестиционной активности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 687 с.
2. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 319 с.
3. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2007. – 763 с.
4. Литовченко, В.П. Финансы и кредит. Ч. 1. Государственные финансы: рабочая тетрадь студента / В.П. Литовченко, В.И. Соловьев. – М.: Высшая школа управления, 2006. – 196 с.
5. Мысляева, И.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.М. Мысляева. - Изд. 2-е, перераб. и доп. — М: ИНФРА-М, 2007. - 360.
6. Нелюбова. Н.Н. Финансы: учеб. пособие / Н.Н. Нелюбова, С.П. Сазонов. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. - 96 с.
7. Финансы: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 462 с.
8. Экономика / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – М.: Проспект, 2006. – 840 с.
[1] Экономика / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – М., 2006. – С. 216.
[2] Экономика / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – М., 2006. – С. 218.
[3] Нелюбова Н.Н. Финансы: учеб. пособие. - Волгоград, 2001. - С. 46-47.
[4] Литовченко В.П. Финансы и кредит. Ч. 1. Государственные финансы: рабочая тетрадь студента. – М., 2006. – С. 27-29.
[5] Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов. - М., 2002. - С. 96-98.
[6] Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / под ред. Г.Б. Поляка. – М., 2007. – С. 86.
[7] Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. – М., 2007. – С. 114.
[8] Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. — М., 2007. - С. 121-122.
[9] Финансы: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М., 2007. – С. 208-209.