Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.
Стратегическое планирование и стратегическое управление – испытанные методы современного менеджмента. Практика доказала высокую эффективность, а в ряде случаев настоятельную необходимость применения стратегического планирования не только в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, но и в других видах человеческой деятельности. Стратегическое планирование с успехом используется в коммерческой деятельности, в работе высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, здравоохранительных учреждений и других некоммерческих организаций. Особенно плодотворным становится применение стратегического планирования в управлении развитием региона.
Все процедуры стратегического планирования или соответствующей адаптации применимы к планированию регионов Российской Федерации (рис. ниже). Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.
|
|
(рис.: Цикл стратегического планирования развития региона)
Некоторые приемы стратегического планирования, формализованные в бизнес-планировании, уже достаточно широко применяются в практике работы региональных органов управления. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического планирования и стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы администраций городов и регионов.
Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, – это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований – созданию условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека. Исходным пунктом любого стратегического плана должна быть оценка реального положения человека во всех аспектах его деятельности, степень его соответствия современным тенденциям развития в мире и соотнесение с поставленными целями. Уровень социального развития региона в конечном счете определяется его экономическим развитием: качество жизни населения определяется уровнем и эффективностью производства в регионе. Поэтому в первую очередь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми вопросами экономического развития региона являются: привлечение в регион новых производств; обновление структуры производства; развитие имеющихся производств, и прежде всего развитие инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения; создание новых высокооплачиваемых рабочих мест. Наиболее характерные проблемы экономического развития российских регионов – это не только привлечение в регион экономических агентов, но и развитие инженерной инфраструктуры, строительство и обновление жилья, упорядочение землепользования, поддержание занятости на высоком уровне, решение насущных экологических проблем.
|
|
Цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить в следующем виде:
1. Определение целей развития.
2. Анализ внешней среды развития региона.
3. Определение сильных и слабых сторон региона.
4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
5. Разработка концепции развития.
6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.
Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.
При составлении программ развития регионов необходимо соблюдать следующие принципы:
• переориентация деятельности всех структур на развитие человека и создание условий достойной жизни, повышения уровня и качества жизни, изменение ее к лучшему;
• постановка целей и определение задач, которые необходимо решить, чтобы обеспечить достижение цели;
• выбор критериев и показателей развития человека, создание условий достойной жизни, повышение ее уровня и качества;
• выявление потенциала и ресурсов для решения поставленных задач и достижения цели;
• выбор основных направлений и ориентиров движения в процессе достижения цели;
• проведение многовариантных расчетов и выбор приоритетов в зависимости от масштабов затрат, достигаемых результатов, времени на достижение цели, возможностей использования факторов повышения эффективности;
• разработка стратегических планов, программ развития, заключение договоров и контрактов на ближайшую и более отдаленную перспективу со всеми предполагаемыми участниками их реализации;
• применение эффективных методов управления (маркетинг, стратегической планирование, программно-целевой, сетевой график, синхронизация, мониторинг, управление по результатам);
• закрепление законодательными актами и нормативами зарекомендовавших себя методов управления.
Общая структурная схема механизма реализации программы включает в себя следующие блоки: 1) информационный; 2) нормативно-правового регулирования; 3) организационно-распорядительный; 4) финансово-экономический; 5) ресурсный; 6) оценочный.
Для разработки и реализации программ привлекаются на договорных началах компетентные специалисты, руководители, инициативные творческие работники.
Разработка социально-экономических проектов решения конкретных проблем региона проводится на основе выбранных приоритетов с учетом действительного положения дел в регионе и опыта, накопленного в других регионах.
Механизмы проведения преобразований, которые включают способы мобилизации ресурсов, создание соответствующих структур и проведение необходимых оргтехмероприятий, конкретизируются при разработке программ реализации социально-экономических проектов. Программы реализации проектов в совокупности составляют сбалансированный комплекс. Без разработки такого комплекса практически невозможно успешное внедрение проектов, даже самых совершенных с точки зрения полноты и точности описания желаемых результатов социально-экономических преобразований. При отсутствии организационной подготовки неизбежно распыление и без того ограниченных ресурсов.
|
|
Программы реализации проектов включают в себя регламентацию следующих основных организационно-технических аспектов:
• поиск заинтересованных юридических и физических лиц, концентрация и задействование материальных и финансовых ресурсов;
• формирование благоприятного общественного мнения, обеспечение материальной и моральной заинтересованности каждого человека, который может повлиять на достижение конечных результатов, поддержка и «выращивание» ростков нового;
• подготовка и принятие на соответствующих уровнях нормативных и директивных документов, необходимых для проведения преобразований;
• создание организационных структур реализации проектов, обучение специалистов работе в новых условиях;
• контроль за выполнением планов и программ.
Для развертывания работы по управлению социально-экономическим развитием желательно создать агентство экономического развития. Это агентство могло бы укрепить связи с банками, содействовать открытости информации по планам экономического развития, организовать контакты с потенциальными инвесторами, проводить региональный маркетинг, создать бизнес-инкубатор, выявить резервы использования нежилых помещений, организовать совместную с торгово-промышленной палатой работу. Агентство совместно с региональной администрацией должно заняться разработкой общественного видения решения проблем, для чего регулярно проводить в администрации встречи с предпринимателями для уточнения конкретных вопросов развития региона, организовывать обучающие семинары по проблемам экономического развития. Новый подход к экономическому развитию региона состоит в том, что оно становится заботой не только специалистов и экспертов, но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения.
|
|
Планирование экономического развития региона – это непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.