Направления совершенствования инструментов финансовой стабилизации предприятия

 

Условия кризиса предполагают определенные направления совершенствования инструментов финансовой стабилизации предприятия, рассчитанные на краткосрочный период. Так, изменение условий снабжения факторами производства и сбыта продукции возможно в деятельности любого предприятия. Например, потребность в увеличении оборотного капитала может измениться вследствие изменения частоты поставок (отгрузки), состава и численности поставщиков (покупателей), их дальности, форм расчетов за товары, работы и услуги.

Кроме того, управление оборотным капиталом должно органично учитывать рыночную стратегию предприятия, которая может, например, предусматривать накопление товарных запасов для выхода на рынок в наиболее выгодный момент.

Значительное отвлечение средств в дебиторскую задолженность, характерное для современного этапа деятельности пищевых предприятий, вызывает недостаток средств для текущей деятельности. В таком случае речь идет не о нехватке оборотных средств вообще, а о нерациональной их структуре. Нормальная дебиторская задолженность, которая своевременно превращается в реальные деньги, является полноценным компонентом управления финансами. Проблемы возникают, когда процесс обращения дебиторской задолженности нарушается. Такая ситуация становиться нормой для крупного ритейла, задерживающих расчеты по поставкам пищевых предприятий до полугода, например, «Лента».

Высокая инфляция в России приводит к тому, что предприятия испытывают недостаток оборотных средств. Усугубляют процесс недостатка оборотных средств расчеты, оформленные в валютах (евро или доллар) из-за их высокой курсовой стоимости.

Многие российские предприятия осуществляют закупки сырья за рубежом, а в результате роста курса валют стоимость контрактов возросла на 30-40 %. Компенсировать повышение стоимости сырья ростом цен не представляется возможным, вследствие недостаточного платежеспособного спроса населения, являющегося основными покупателями товаров пищевых предприятий.

Потребность предприятия в дополнительных оборотных средствах, направляемых на финансовую стабилизацию, обычно финансируется за счет собственных средств или за счет кредита – коммерческого, банковского или бюджетного. Теперь уже периодические проявляющиеся кризисы неплатежей приводят к тому, что предприятия становятся вынужденными кредиторами. Вынужденное кредитование не является чисто российской проблемой. Обычно сроки погашения платежей составляют 30 дней, в отдельные кризисные периоды, например, в Великобритании, 72 дня[10].

Российские предприятия слабо используют такой инструмент финансовой стабилизации, как применение ст. 395 Гражданского кодекса РФ: за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удерживания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица, взимается процент на сумму этих средств». Размер процента определяется существующей в месте нахождения кредитора учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его составной части. Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользований его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающихся ему, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму.

В соответствии со ст. 486 ГК РФ, если договор купли-продажи не предусматривает рассрочки оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью. Если покупатель своевременно не оплачивает переданного ему по договору купли-продажи товара, продавец-кредитор вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов в соответствии со ст. 395 ГК.

Вынужденный кредит также появляется в случаях, когда нарушаются установленные договором сроки погашения предоставленного коммерческого кредита в виде отсрочки или рассрочки платежа.

Кроме того, можно выделить несколько универсальных инструментов управления, позволяющих преодолеть кризис:

· снижение затрат;

· стимулирование продаж;

· оптимизация денежных потоков;

· работа с дебиторами и реформирование политики коммерческого кредитования;

· реструктуризация кредиторской задол­женности.

Очевидно, что для того, чтобы повысить рентабельность продаж и в дальнейшем увеличить приток денежных средств, необходимо снизить затраты. В условиях кризиса сокращение издержек - один из наиболее действенных инструментов, которым предприятие может воспользоваться для стабилизации финансового положения.

Основные инструменты, которые мне приходилось применять в компании в неблагоприятных финансовых условиях, - нормирование всех статей затрат и жесткий контроль исполнения установленных нормативов.

Финансовая стабилизация на предприятии в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по двум направлениям:

1. устранение неплатежеспособности;

2. восстановление финансовой устойчивости;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: