Структура ремонтных служб нефтепромысловых предприятий. Паспортизация оборудования

Содержание

Предисловие                                                                                                      2

Ведение                                                                                                         3

1. Система планово-предупредительного ремонта и обслуживания оборудования                                                                                                      7

2. Структура ремонтных служб нефтепромысловых предприятий. Паспортизация оборудования                                                                                                            11

3. Организация ремонта бурового и нефтепромыслового оборудования     15

Заключение                                                                                                        28

Список литературы                                                                                             29

Предисловие

В разработанной экономической стра­тегии исключительно важная роль отводится формированию мощной топливно-энергетической базы страны, наращиванию темпов развития нефтяной и газовой промышленности. Дости­жение высокого уровня добычи нефти и природного газа тре­бует увеличения объема буровых работ, а следовательно, и затрат на изготовление бурового оборудования и инструмента. В связи с этим большое значение приобретает проблема повы­шения надежности и долговечности оборудования.

Основным направлением технического перевооружения яв­ляется широкое внедрение в производство современных дости­жений науки и техники. В нефтяной и газовой отраслях разра­ботаны долгосрочные комплексные программы технического пе­реоснащения промыслов высокоэффективным оборудованием в блочно-комплектном исполнении с высокой степенью автома­тизации, позволяющим широко внедрять индустриальные ме­тоды строительства и сокращать сроки ввода объектов в экс­плуатацию.

Сложность эксплуатации бурового и нефтепромыслового оборудования, связанная с разбросанностью объектов нефтега­зодобычи, расположением их в неблагоприятных природно-кли­матических условиях, удаленностью от промышленных центров, требует высокой квалификации работников, занятых на мон­тажных и ремонтных работах, изучения передового опыта в этом направлении.

 

Введение

Необходимое количество нефти и газа для обеспе­чения потребности населения России вполне достаточно, если разрабатывать только нефтегазовые месторождения на ее сухо­путной территории. Однако увеличение объема поставок нефти за рубеж по соглашениям, заключаемым на длительное время, требует и соответствующего прироста запасов нефти и газа. В настоящее время через границы России (кроме северных) про­ложены или будут проложены магистральные трубопроводы, по которым непрерывным потоком идут и будут идти все в больших количествах нефть и газ. Одновременно будет расти и внутрен­нее их потребление.

Не слишком ясна цель, с которой настойчиво увеличиваются объемы зарубежных поставок, но поскольку имеется такая тен­денция, в разработку будут вводиться все большее число сухо­путных месторождений (при условии, что они будут найдены). Можно лишь отметить, что в будущем не предвидится слишком большого увеличения "сухопутных" разведанных запасов нефти и газа, достаточных для обеспечения потребностей как России, так и "ближнего и дальнего" зарубежья.

Очевидно, по этой причине последние годы в России стали уделять все возрастающее внимание исследованиям и поискам нефти и газа на акваториях морей, прилегающих к границам страны. Длительное время поиски проводились на Каспийском море. Там же впервые в СССР начали промышленную морскую добычу нефти и газа. Затем было начато изучение возможностей добычи нефти М газа на других морях- Черном и Азовском, Бал­тийском, Охотском. В условиях практически незамерзающих мо­рей работы но бурению нефтегазовых скважин могут осуществ­ляться с так называемых "буровых судов". Они представляют суда, на которых устанавливается необходимое оборудование для бурения; кроме того, буровое судно обеспечивается якорной сис­темой, позволяющей удерживать его в заданной точке. В прин­ципе особых сложностей бурение скважин на свободной от льда акватории не представляет. "Сложности" наступают в процессе промышленной добычи нефти и газа в морских условиях. Высо­кий уровень коррозионной активности морской воды, постоянное воздействие ветра, волн и течений на подводные конструкции оказывает на них крайне неблагоприятное воздействие, приводя довольно часто к авариям. Аварии, как правило, сопровождаются попаданием нефти и газа и водную среду, вызывая тяжелые по­следствия для экологии моря не только в месте аварии, но и на значительном от нее отдалении, так как попавшая в акваторию нефть течением уносится далеко от мест аварии, загрязняя и во­ду, и берег на десятки километров.

Поэтому чрезмерная активность освоения морских нефтегазо­вых месторождений стала ограничиваться жесткими требования­ми обеспечения экологической безопасности. Во многих странах начали проводиться исследования по созданию конструкций и форм морских нефтегазовых сооружений (МНГС), обеспечи­вающих минимальное воздействие на окружающую морскую сре­ду. Особенно активно такие исследования приводились для не­замерзающих морей Разработано множество различны): форм МНГС как стационарных, так и плавающих. Осваиваются место­рождения, расположенные на глубинах более одного километра. Это потребовало создания соответствующих МНГС, методов их сооружения и эксплуатации.

С начала семидесятых годов XX века в Канаде, Норвегии и Англии начали проводиться сначала исследования, а затем и практическая реализация методой и технических средств разра­ботки месторождений нефти и газа в акваториях замерзающих морей. В этих условиях появляется кроме воздействия волн и течений воздействие на МНГС давления льда. Именно оно явля­ется в конечном счете наиболее мощным воздействием на несу­щие конструкции МНГС и способно привести к их разрушению. Поэтому МНГС для замерзающих морей приобрели мощные тя­желовесные формы, способные выдержать давление льда И обес­печить сохранность коммуникаций (грубы, кабели), связываю­щих верхнее строение с дном моря, на котором находятся устья добывающих нефть и газ скважин. В конце концов, наиболее продвинутой и освоении подводных месторождений на замер­зающих морях оказалась нефтегазовая промышленность Норве­гии и Канады. Наиболее значимые результаты были достигнуты в акватории Северного моря; причем морские нефтегазовые со­оружения размещались практически на всей акватории Северно­го моря. Канала, в свою очередь, проводила работы по освоению акватории моря Бофорта, установив большое количество ледостойких платформ различных форм. К сожалению, не обходилось без аварий как при освоении моря Бофорта, так и Северного моря.

В США были развернуты работы на континентальном шельфе Аляски. Первые скважины были пробурены а 1962 г.. а в 1963 г. установлена ледостойкая платформа на глубине 19 м В течение следующих нескольких лет на глубинах 20-40 м были установ­лены еще несколько ледостойких платформ. Кроме ледостойких платформ в заливе Кука и на арктическом шельфе Канады до­вольно широко использовались для добычи нефти так называе­мые "острова" из набросного камня и даже из льда. Такие остро­ва показали, что они обеспечивают высокий уровень надежности добычи нефти и газа.

Следует отметить, что не только акватории северных морей перспективны на нефть и газ. В 1970-х были пробурены не­сколько скважин в районе акватории моря Росса в Антарктиде. При этом была произведена оценка запасов нефти и газа только в этом районе. Они составили около 6.5 млрд. т. нефти и 4 трлн. м3 газа. Сколько их содержится в других районах антарктическо­го шельфа, предстоит еще выяснять.

Норвегия я девяностые годы XX столетия начала работы по освоению нефтегазовых месторождений Баренцева моря.

Настойчивое стремление нефтегазовых компаний многих стран мира принимать участие в разведке и разработке морских месторождений объясняется не только желанием закрепить за собой право на производство этих работ, но и пониманием того факта, что сухопутные месторождения уже начали истощаться и надо подготовиться к разработке морских месторождений. По­этому своевременное создание морских ветвей нефтегазового комплекса позволит принять активное участие в получении бо­лее основательных возможностей для добычи нефти и газа на пока еще полноценных морских нефтегазовых месторождениях.

Посмотрим далее, как обстоит дело с исследованием и освое­нием морских нефтегазовых месторождений России.

Еще во времена СССР, а затем и в России проведены доста­точно серьезные изыскания на Каспийском и Балтийском морях, в результате которых появилась возможность строительства МНГС. В свое время этим занимались Мингазпром и Миннефтепром СССР, а в настоящее время - компании «Лукойл» и «Газпром». Развернуты большие работы по освоению морских месторождений Охотского моря, и которых принимают участие зарубежные компании. Так. компания Сахалин - Энерджи нача­ла интенсивное освоение шельфа Сахалина. В 1991 г. консорци­ум компаний «Мак Дермот», «Марафон ойл» и «Мицуи» провел анализ возможностей добычи нефти и газа на шельфе Сахалина. В 1994 г. создана компания «Сахалин энерджи инвестмент компани», и в этот же год она подписала договор с РФ о разделе продукции (СРП). С этого времени, можно сказать, и началось освоение нефтегазовых ресурсов Охотского моря проектами Сахалин-1, Сахалин-2 и далее Сахалин 3. К сожалению, соглашение СРП-1994 г. для России оказалось в экономическом и даже экологическом плане, мягко говоря, невыгодным.

Северные моря России пока еще разведаны на нефть и газ слабо. Наиболее полно разведаны запасы нефти и газа Баренцева и Печорского морей. Остальные моря (Карское, Лаптевых, Вос­точно-Сибирское, Чукотское, Берингово) исследованы пока еще слабо. Это объясняется в основном двумя факторами: первый -не было необходимости, так как было вполне достаточно сухо­путных месторождений, и второй - труднопреодолимый защит­ный ледовый покров (как для обычных судов, так и для сущест­вующих ледоколов) чрезвычайно затрудняет любой вид работ на акватории северных морей.

В последние годы, начиная с 2000-го. начаты интенсивные проектные и строительные работы по освоению месторождений Баренцева и Печорского морей. Строятся стационарные плат­формы для Приразломного месторождения (Печорское море). ведутся работы по МНГС для Штокмановского месторождения. По-видимому, будут созданы методы освоения и других морей. Учитывая потенциальную возможность обеспечения нефтегазо­выми ресурсами Северных морей как самой России, так и её "спонсоров", в России все более быстрыми темпами развиваются исследовательские, проектные и конструкторские работы в этом направлении.

 

 

Система планово-предупредительного ремонта и обслуживания оборудования

Правильная эксплуатация машин или механизмов до пол­ного выхода из строя требует своевременных остановок для за­мены быстроизнашивающихся деталей, необходимой регули­ровки и ремонта.

Для сохранения нормальной работоспособности бурового и нефтепромыслового оборудования применяют систему планово-предупредительного ремонта (ППР), представляющую собой совокупность организационно-технических мероприятий по уходу, надзору и ремонту, проводимых в плановом порядке. Благодаря такой системе заранее планируется остановка ма­шин на ремонт по графику, подготавливаются запасные части, материалы и т. д.

Система планово-предупредительного ремонта технологиче­ского оборудования характеризуется следующими основными особенностями.

1. Оборудование ремонтируется в плановом порядке, через определенное число отработанных машино-часов или в соответ­ствии с установленной нормой отработки в календарных днях.

2. Определенное число последовательно чередующихся пла­новых ремонтов соответствующего вида образует периодически повторяющийся ремонтный цикл.

3. Каждый плановый периодический ремонт осуществляется в объеме, восполняющем тот износ оборудования, который явился результатом его эксплуатации в предшествовавший ре­монту период; он должен обеспечивать нормальную работу обо­рудования до следующего планового ремонта, срок которого наступит через определенный, заранее установленный проме­жуток времени.

4. Между периодическими плановыми ремонтами каждая машина систематически подвергается техническим осмотрам, в процессе которых устраняют мелкие дефекты, производят ре­гулировку, очистку и смазку механизма, а также определяют номенклатуру деталей, которые должны быть подготовлены для замены износившихся.

Система планово-предупредительного ремонта в зависимости от объема и сложности ремонтных работ предусматривает проведение текущего и капитального ремонтов.

Текущий ремонт— это минимальный по объему плановый ремонт, с помощью которого оборудование поддерживается в работоспособном состоянии. Он выполняется непосредственно на месте установки оборудования.

При текущем ремонте проверяют состояние оборудования, заменяют быстроизнашивающиеся детали, меняют при необхо­димости смазку и устраняют дефекты, не требующие разборки сложных узлов оборудования. Те неисправности оборудования, которые не могут быть устранены силами службы технического обслуживания, устраняют выездные ремонтные бригады.

Перечень ремонтных работ при текущем ремонте определя­ется классификатором ремонта. После ремонта проверяют работу оборудования, регулируют узлы и механизмы».

Капитальный ремонт — наиболее сложный и трудоемкий
вид планового ремонта, при котором производят полную раз­борку оборудования с последующим ремонтом или заменой
всех изношенных узлов или деталей, а также работы, входящие
в объем текущего ремонта. В результате капитального ремонта
полностью восстанавливается техническая характеристика оборудования.   

Внеплановый ремонт— ремонт, вызванный аварией обору­дования или не предусмотренный планом. При надлежащей организации системы ППР внеплановые ремонты, как пра­вило, не требуются.

Для поддержания оборудования в постоянной технической исправности и эксплуатационной готовности, а также предуп­реждения аварий и поломок необходима система технического обслуживания. Техническое обслуживание включает в себя кон­троль за выполнением правил эксплуатации оборудования, ука­занных в технических условиях и паспортах, проверку техниче­ского состояния оборудования, устранение мелких неисправно­стей и определение объема подготовительных работ, которые будут выполнены при очередном плановом ремонте.

Для бурового и эксплуатационного оборудования устанав­ливают следующие виды технического обслуживания.

1. После завершения монтажа оборудования до начала его эксплуатации производят проверку всех соединений, внешний осмотр, а также проверку работоспособности оборудования и приборов.

2. При кратковременных остановках, если по количеству отработанных часов оборудование не подлежит более слож­ному техническому обслуживанию, производят внешний осмотр и устраняют неисправности, замеченные обслуживающим пер­соналом.

3. Периодические виды технического обслуживания осуществляют через определенное количество отработанных часов. Объемы одноименных периодических видов технического обслу­живания равны друг другу, объем же каждого последующего вида обслуживания включает в себя объем предыдущего вида.

При периодических видах технического обслуживания вы­полняют трудоемкие работы: промывку фильтров, смену смазки, замену шинно-пневматических муфт и т. д.

Правильно организованное техническое обслуживание обо­рудования значительно сокращает его простои из-за поломок и выхода из строя узлов и деталей в межремонтный период. Межремонтным периодом называется период работы оборудования между двумя очередными плановыми ремонтами.

Ремонтный цикл — наименьший повторяющийся период ра­боты оборудования, в течение которого в определенной после­довательности выполняются установленные виды технического обслуживания и ремонта, т. е. период работы оборудования между двумя капитальными ремонтами. Структура ремонтного цикла представляет собой схему чередования видов ремонта, различающихся по объему работ, проводимых в определенной последовательности через определенные промежутки времени на всем протяжении ремонтного цикла.

По мере эксплуатации и ремонта для каждого вида обору­дования наступает такой момент, когда в результате физиче­ского и морального износа его эксплуатация и ремонт стано­вятся невозможными и экономически невыгодными.

Физический износ машины — результат разрушения различ­ных ее элементов, в связи с чем машина перестает удовлетво­рять предъявляемым к ней требованиям.

Моральным износом называется уменьшение стоимости дей­ствующей техники под влиянием технического прогресса. Раз­личают две формы морального износа:

o утрата действующей стоимости по мере того как машины такой же конструкции начинают воспроизводиться дешевле;

o обесценивание действующей техники вследствие появления более совершенных конструкций машин.

Период с начала введения машины в эксплуатацию до ее списания, измеряемый в годах календарного времени, называ­ется сроком службы. Срок службы оборудования находится в тесной зависимости от норм амортизационных отчислений.

Объемы работ при обслуживании и ремонтах оборудования, структура и длительность ремонтных циклов и межремонтных периодов бурового и нефтепромыслового оборудования приве­дены в нормативной литературе, разработанной ВНИИОЭНГом.

Независимо от вида ремонта (текущий, капитальный) и его способа (обезличенный, крупноузловой, необезличенный) про­цесс восстановления оборудования состоит из ряда основных технологических операций:

1. Подготовка оборудования к ремонту: отсоединение элек­тропитания, отключение топливо- и водоснабжения, опорожне­ние картеров, мойка. От тщательности и правильности подго­товки машины к ремонту зависит качество ремонта и без­опасность ремонтных работ, которые должны проводиться в чистоте.

2. Демонтаж всей машины или разборка отдельных ее бло­ков и узлов (в зависимости от вида проводимого ремонта).

3. Мойка узлов и деталей машины.

4. Контроль степени износа и классификация деталей на группы: не требующие ремонта; подлежащие восстановлению; направляемые в утиль.

5. Восстановление изношенных деталей и замена деталей, ушедших в утиль, запасными частями.

6. Сборка оборудования.

7. Обкатка оборудования, его испытание для оценки каче­ства ремонта.

8. Окраска оборудования.





Структура ремонтных служб нефтепромысловых предприятий. Паспортизация оборудования

Ремонтные предприятия нефтяной и газовой промышлен­ности предназначены для поддержания оборудования в работо­способном состоянии. Они различаются по назначению и харак­теру выполняемых ремонтных работ.

Ведущим подразделением ремонтного хозяйства нефтяной промышленности являются территориальные машиностроитель­ные и ремонтно-механические заводы, входящие в производ­ственные машиностроительные объединения, которые подчинены Миннефтепрому России и специализируются на изготовле­нии и ремонте определенного оборудования, что значительно повышает качество ремонта и сокращает его продолжитель­ность.

Машиностроительные и ремонтно-технические заводы вы­полняют капитальный ремонт оборудования, изготовляют за­пасные части и метизы, нестандартное и серийное оборудо­вание.

В территориальных нефтегазодобывающих объединениях все работы по правильному использованию оборудования и поддержанию его в работоспособном состоянии выполняют сле­дующие подразделения:

o центральная база производственного обслуживания (ЦБПО);

o база производственного обслуживания (БПО) нефтегазодо­бывающего управления (НГДУ) и управления буровых работ (УБР);

o ремонтное подразделение управления технологического транспорта;

o ремонтные подразделения тампонажных контор;

o ремонтные бригады, осуществляющие текущее ремонтное обслуживание в районных инженерно-технических службах (РИТС).

Базы производственного обслуживания УБР и НГДУ осу­ществляют прокат находящегося на их балансе механического и энергетического оборудования, инструмента, средств и си­стем автоматизации, телемеханики и КИП, поддерживают их в работоспособном состоянии и обеспечивают своевременное материально-техническое и текущее ремонтное обслуживание.

Базы производственного обслуживания УБР состоят на пра­вах цеха и подчиняются непосредственно начальнику УБР, а база производственного обслуживания НГДУ — начальнику НГДУ.

На базы производственного обслуживания возложены сле­дующие функции:

o проведение плановых осмотров состояния оборудования и его ремонт согласно утвержденным планам-графикам;

o изготовление в запланированном объеме установленной но­менклатуры запасных частей, инструмента, метизов, крепеж­ных деталей и др.;

o ликвидация аварий и установление их причин;

o подготовка к отправке оборудования и приборов в капи­тальный ремонт, а также прием их из ремонта.

В состав базы производственного обслуживания УБР, как правило, входят следующие цехи: прокатно-ремонтный буро­вого оборудования, прокатно-ремонтный труб и турбобуров, прокатно-ремонтный электрооборудования и электроснабжения.

Прокатно-ремонтный цех бурового оборудования осущест­вляет обслуживание и плановый ремонт бурового и другого ме­ханического оборудования основного и вспомогательного про­изводств, изготовляет приспособления и нестандартное обору­дование, выполняет пусконаладочные работы перед началом бурения и определяет техническое состояние оборудования после его окончания, производит комплектацию буровых уста­новок, находящихся на монтаже, и др.

Прокатно-ремонтный цех труб и турбобуров своевременно и бесперебойно обеспечивает объекты бурения турбобурами и трубами нефтяного сортамента, проводит ремонт турбобуров, турбодолот, бурильных труб и других элементов бурильной ко­лонны.

Прокатно-ремонтный цех электрооборудования и электро­снабжения обеспечивает производственные объекты электро­энергией, производит техническое обслуживание и ремонт элек­трооборудования буровых установок и объектов БПО.

Иногда в состав базы производственного обслуживания УБР входит прокатно-ремонтный цех электробуров (ПРЦЭ). Ин­струментальная площадка обеспечивает бригады бурения и ос­воения скважин необходимыми материалами, инструментом и запасными частями.

В состав базы производственного обслуживания НГДУ обычно входят следующие цехи: прокатно-ремонтный эксплуа­тационного оборудования, прокатно-ремонтный электрообору­дования и электроснабжения, подземного и капитального ремонта скважин, автоматизации производства.

Прокатно-ремонтный цех эксплуатационного оборудования (ПРЦЭО) обеспечивает бесперебойную работу оборудования, сооружений и коммуникаций основного и вспомогательного про­изводств, осуществляет контроль за соблюдением правил его эксплуатации, проводит текущие ремонты, монтаж и демонтаж всех видов наземного оборудования, сооружений и коммуника­ций, а также пусконаладочные работы, подготавливает обору­дование к капитальному ремонту и т. д.

Цех подземного и капитального ремонта скважин (ЦПКРС) выполняет своевременный и качественный ремонт эксплуата­ционных, нагнетательных и водозаборных скважин, проводит мероприятия по интенсификации добычи нефти и повышению производительности нагнетательных скважин, а также испыта­ния новых образцов глубинного оборудования.

Цех автоматизации производства (ЦАП) обеспечивает тех­ническое обслуживание и бесперебойную работу КИП, средств автоматизации и телемеханики.

Структуру и штаты баз производственного обслуживания устанавливают исходя из объема и условий работы УБР и НГДУ. Деятельность БПО организуется в соответствии с ут­вержденными текущими и перспективными планами подго­товки и обеспечения основного производства, а также оператив­ными указаниями центральной инженерно-технологической службы при изменении производственной обстановки или воз­никновении аварийных ситуаций.

Техническое и методическое руководство механоремонтной службой УБР и НГДУ осуществляет отдел главного механика, который разрабатывает и обосновывает проекты перспектив­ных и оперативных планов ремонтов, проводит их анализ и оценивает выполнение, осуществляет контроль за обслужива­нием и ремонтом на основе инструкций и требований системы ППР, определяет потребность в капитальном ремонте оборудо­вания, составляет заявку на ремонтные предприятия, выпол­няющие работы подрядным и хозяйственным способом и т. д.

Территориальное нефтедобывающее объединение по линии ремонтного обслуживания имеет связи с заводами производ­ственных машиностроительных объединений Миннефтепрома СССР, заводами других ведомств, выполняющих те же функ­ции, а также Управлением по комплектованию оборудования.

Общее техническое и методическое руководство ремонтной службой отрасли осуществляет Управление эксплуатации энер­гомеханического оборудования Министерства нефтяной про­мышленности России.

Комплектность и правила составления эксплуатационных документов регламентированы ГОСТ 2.601—68 «Эксплуатаци­онные документы».

Основным документом является паспорт или формуляр из­делия, который удостоверяет гарантированные предприятием-изготовителем основные параметры и технические характерис­тики изделия. В отличие от паспорта формуляр отражает техническое состояние данного изделия и содержит сведения по его эксплуатации (длительность и условия работы, техническое обслуживание, виды ремонта и другие данные за весь период эксплуатации).

Своевременное и правильное занесение в паспорт и форму­ляр сведений о наработке, ремонтах, авариях оборудования позволяет анализировать причины выхода из строя отдельных узлов и деталей, что способствует проведению работы по повышению их надежности и долговечности.

При направлении оборудования на ремонтное предприятие к нему прилагается паспорт (формуляр).

Ведение паспорта (формуляра) эксплуатирующей организа­цией обязательно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: