Государственные финансы имеют строго целевое назначение. Предназначены для финансирования государственных задач. В ряде случаев затрагивают социально-политические интересы отдельных слоев общества.
Гос-ые финансы проявляют свою сущность через выполняемые контрольную, распределительную и регулирующую функции. То есть через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются Гос-ые потребности и формируются источники финансирования. Государственные финансы функционируют на основе перераспределения централизованных фондов. Распределительная функция проявляется через диверсификацию ВВП (между бюджетом, предприятиями, банками и т.д.)
Следствием этой функции является формирование и использование централизованных фондов денежных средств.
Контрольная функция позволяет следить за реальным денежным оборотом, участниками которого являются государство, предприятия и население.
Гос. Контрольная функция реализуется по следующим направлениям:
|
|
1) За правильностью перечисления ср-в централизованных фондов. 2) за соблюдением объемов денежных ср-в в увязке социально-экономическими потребностями. 3) займы целенаправленным и эффективным использованием финн. Ресурсов
Государственные финансы базируются на основных принципах:
· Единство законодательной и исполнительной власти
· Открытости и прозрачности
· Разграничения полномочий
· Целевого использования
· Принцип научного подхода
· Экономичности и рациональности
· Управляемости
Основу функционирования гос-ых финансов составляет действующая финансовая система. Централизованным звеном гос-ых финансов является бюджетная система.
Бюджетная система - это совокупность бюджетов всех уровней действующих на территории гос-ва.
В РФ 3 уровневая бюджетная система:
· Федеральный бюджет
· Бюджет субъектов федерации (региональный)
· Бюджеты муниципального образования (местный)
Классификация доходов бюджета
Основными доходами в странах с развитой рыночной экономикой являются налоги.
1.Основные из них, приносящие основной доход бюджету закреплены бюджетным кодексом:
- НДФЛ
-Налог на прибыль
-НДС
-акцизы
-таможенные пошлины
2. В качестве источника финансирования бюджетного дефицита рассматриваются и гос. Кредит (кредит относится к косвенным доходам)
3. доходы государства от внешнеэкономической деятельности
4.доходы государства от управления государственным имуществом (сдача в аренду, продажа, прочие виды отчуждения)
Виды и содержание классификаций государственных расходов
Государственные расходы — это урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию разнообразных фондов денежных средств для реального обеспечения денежными средствами, финансовыми ресурсами выполнения задач и функций, стоящих перед государством в каждый данный период времени.
|
|
Расходы государства можно классифицировать по двум критериям: во-первых, в зависимости от того, из каких фондов денежных средств эти расходы осуществляются, и, во-вторых, — от того, на какой территории эти расходы осуществляются: федеративные расходы, расходы субъектов федерации и муниципальные расходы.
В зависимости от того, из какого фонда производятся расходы они подразделяться на виды следующим образом.
Это прежде всего бюджетное финансирование, так как бюджетная система является государственным фондом денежных средств, обеспечивающим основные затраты всего государства'.
Финансирование за счет государственных внебюджетных фондов, откуда финансируются такие социальные затраты государства как выплаты пенсий, социальное и медицинское страхование.
Расходы в государстве осуществляются за счет кредитования, когда деньги на расходы берутся на основании возвратности, возмездности и на определенный срок в ЦБ РФ, коммерческих банках и других финансовых структурах.
В настоящее время имеется и бюджетное кредитование, когда деньги на определенные расходы выдаются из бюджетов на определенный срок и на определенных условиях: под банковские гарантии, поручительства, залог имущества, которые обеспечивают возврат в полном объеме представляемых бюджетных кредитов и начисление за пользование ими процентов. Эти кредиты также представляются и привлекаются на определенный срок.
Страховые выплаты по обязательному и коммерческому страхованию.
Выплаты по государственному долгу, как по внутреннему, так и по внешнему, которые, в основном, также производятся из бюджета.
Точечные, адресные выплаты при определенных, строго ограниченных законом условиях, из эмиссионных средств.
В широком смысле государственными расходами можно считать и расходы за счет децентрализованных источников финансирования, т.е. расходы, покрываемые за счет собственных средств предприятий и учреждений, всех юридических лиц, работающих в рыночных условиях.
Выплаты из внебюджетных фондов, банковское и бюджетное кредитование, страховые расходы, выплаты по государственному | долгу, расходы из децентрализованных источников финансирования — важные, но не основные расходы государства, так как основным централизованным фондом денежных средств государства является федеральный бюджет, вся бюджетная система. Именно она является основой финансового планирования в государстве в целом и аккумулирует самые большие финансовые ресурсы в государстве.
Таким образом, расходы в государстве, осуществляемые за счет бюджетного финансирования, являются основными и по значению, и по объему