Метод экологизации производства

 Возникновение экстерналий инициируется не только хозяйственной деятельностью. Огромное число негативных экологических внешних эффектов возникает в процессе потребления, в котором ежедневно участвуют миллиарды людей. В связи с этим в качестве институционального инструмента интернализации вполне правомерно рассматривать экологизацию не только производства, но и потребления.

Экологизация потребления направлена на создание так называемого "устойчивого стиля жизни" (sustainable lifestyle), провозглашенного еще в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро.

Активное обсуждение проблемы экологизации потребления началось в последние десятилетия. Объектом пристального внимания при этом стало влияние привычного образа жизни на окружающую среду. Происходящая сегодня переориентация поведения людей в сторону учета экологического фактора в повседневной жизни рассматривается исследователями как результат перемены ценностных ориентаций.

Экологизация потребления, способствующая интернализации экологических внешних эффектов, может производиться по следующим основным направлениям: предпочтение долговечных товаров; совместное использование товаров; предпочтение товаров, не требующих перевозок на большие расстояния; отказ от излишних услуг; минимизация твердых бытовых отходов; предпочтение "экологически чистых" товаров;рационализация потребления энергии.

Предпочтение долговечных товаров. Очевидно, что чем долговечнее товары, тем в меньших количествах нужно их производить, следовательно, тем меньше негативное техногенное воздействие на окружающую среду и тем меньше число экологических экстерналий.

Правда, здесь возникают две проблемы. Во-первых, сама идея сокращения производства совокупного общественного продукта, логично вытекающая из ориентации на повышение долговечности товаров, противоречит одной из основных целей государственной макроэкономической политики, заключающейся в стимулировании совокупного спроса. Во-вторых, долговечность "находится в конфликте" с современностью, модой, улучшением технических и других характеристик товаров. Возникает своего рода противоречие между НТП и модой, с одной стороны, и жизненным циклом продукции, который искусственно сокращается, с другой стороны.

Это противоречие может быть устранено в случае осуществления таких стратегий повышения долговечности товаров, как оптимизация конструкции изделия в плане возможности его обновления (сохранение устойчивой основы изделия и замена только изношенных или вышедших из моды деталей); совместное использование изделий, позволяющее уменьшить объем их производства, не уменьшая при этом объема обеспечиваемых ими услуг.

Если первая стратегия имеет сугубо производственный характер, то вторая может быть реализована только в процессе потребления.

Стратегия совместного использования товаров базируется на идее о том, что для потребителя важны не товары как таковые, а услуги, которые они обеспечивают. Например, не автомобиль сам по себе, а возможность преодолевать большие расстояния за короткое время; не стиральная машина как таковая, а возможность носить чистую одежду. В связи с этим грамотная организация совместного использования автомобилей, стиральных машин и других товаров, производство или потребление которых сопряжено со значительным негативным воздействием на окружающую среду, позволит не только интернализировать огромное количество отрицательных экологических экстерналий, но и нисколько не уменьшить при этом полезность, получаемую потребителями.

В настоящее время стратегия совместного использования товаров уже получила широкое распространение в западных странах. Так, например, в Германии очень популярна практика совместного владения автомобилями, в США – установка автоматических прачечных.

Таким образом, производя более долговечные изделия, организуя их совместное использование и переходя от рынка товаров к рынку услуг, можно добиться больших успехов в экологизации потребления с целью интернализации экологических внешних эффектов.

Предпочтение товаров, не требующих перевозок на большие расстояния. Экологизация потребления также может выражаться в том, что потребители предпочитают покупать товары, производство и доставка которых не требуют слишком больших транспортных затрат. В настоящее время некоторые производители рекламируют именно эту особенность своих товаров.

Отказ от излишних услуг. Еще одним направлением экологизации потребления является сознательный отказ от явно чрезмерных услуг, затраты на предоставление которых значительно превышают выгоды от них. Такой "излишней" услугой может быть, например, ежедневная смена постельного белья в гостиницах.

Минимизация ТБО. Экологизации потребления в значительной степени способствует отказ покупателей от упаковки, плохо поддающейся переработке. Увеличение объема упаковочных материалов - один из наиболее заметных признаков потребительской среды. Упаковка некоторых быстро используемых товаров - яркий пример нерационального ресурсопотребления. Проблема состоит в том, что упаковка - это одна из главных составляющих таких отходов, как бытовой мусор. Главной же задачей (самой простой и одновременно самой сложной) в борьбе с отходами является предотвращение их образования. Поэтому потребители и государство все настойчивее требуют от торговли содействия в сокращении отходов, связанных с использованием упаковочного материала.

Предпочтение экологически чистых товаров. Под "экологически чистыми" следует понимать не только те товары, которые безопасны для здоровья, но и товары, производство, потребление и утилизация которых не сопряжены со значительными экологическими экстерналиями.

Важнейшим институтом, который в большой степени может содействовать экологизации потребления, является институт торговли. Так как представители розничной торговли выступают посредниками между производителями и потребителями, они имеют массу возможностей оказывать влияние на покупателей с целью экологизации потребления. Появление покупателей, ориентированных на приобретение экологически чистой продукции, в значительной степени обязано именно розничной торговле.

Безусловно, одним из самых эффективных механизмов экологизации потребления является ценообразование. В настоящее время многие экологически чистые продукты стоят дороже обычных продуктов. Но в случае включения экологических издержек в цену товаров с целью интернализации экологических внешних эффектов соотношение поменяется, и более дорогими станут товары, не отвечающие нормам экологической безопасности. Есть все основания полагать, что в скором времени именно так и будет. Но даже в случае, если этого не произойдет, все равно есть большая вероятность того, что процесс экологизации потребления будет развиваться, проявляясь во все новых формах. Например, большинство людей, даже не слишком озабоченных экологическими проблемами, станут покупать "экологически чистые" товары хотя бы только потому, что это товары более высокого класса.

XI. Эффективным инструментом интернализации внешних эффектов может стать создание рынка негаресурсов.

Под негаресурсами предлагается понимать потенциальные ресурсы, формирующиеся в результате совершенствования процессов обращения с конечной продукцией за счет рационализации ее потребления, а также с исходными ресурсами за счет оптимизации отдельных стадий производственного и логистического циклов.

Негаресурсы принципиально отличаются от ресурсов, сбереженных в результате развития производственного комбинирования на основе комплексного использования сырья или утилизации отходов. Если рационализация природопользования в ресурсном цикле идет в направлении от добывающих производств к конечному потребителю, ограничиваясь преимущественно начальными стадиями цикла, то образование негаресурсов начинается в сфере обращения и развивается в обратном направлении, то есть от потребителя к исходному ресурсу.

Процесс формирования негаресурсов происходит, главным образом, в сфере обращения. Они "производятся" благодаря совершенствованию процессов обращения с конечной продукцией, происходящему, в первую очередь, в результате рационализации потребления. Кроме того, негаресурсы могут формироваться в результате улучшения условий переработки, транспортировки и хранения продукции, то есть за счет оптимизации отдельных стадий производственного и логистического циклов.

Формирование негаресурсов за счет оптимизации отдельных стадий производственного, логистического и потребительского циклов можно рассматривать в качестве одного из эффективных инструментов интернализации экологических внешних эффектов.

Как уже отмечалось, интернализации экологических внешних эффектов в значительной степени способствует применение ресурсно-циклового подхода в природопользовании. Модели ресурсных циклов играют ключевую роль при разработке региональных программ экологизации производства. Исходной операцией построения модели ресурсных циклов является подробная дифференциация всего технологического тракта, связанного с последовательной переработкой основного эксплуатируемого ресурса. При разработке моделей ресурсных циклов представляется целесообразным учитывать те стадии превращения и перемещения ресурсов, на которых могут "производиться" негаресурсы. Это позволит значительно повысить эффективность управления внешними эффектами. С этой целью необходимо включать в модели ресурсных циклов и отдельные звенья логистической и потребительской сферы.

Управление экстерналиями посредством "производства" негаресурсов, как и все остальные институциональные инструменты интернализации внешних эффектов, основываются, прежде всего, на совершенствовании процессов организации и управления природопользованием.

Если проблемой являются транспортные "пробки", то ее решением может стать не только улучшение дорог и электронное управление движением - технологическое (традиционное) решение, но и сокращение числа поездок и автомобилей, то есть "производство" негапоездок и негаавтомобилей - организационное (институциональное) решение. Здесь имеется в виду, что сокращение поездок должно производиться не за счет ущемления экономических или личных интересов субъектов (например, когда в результате отмены поездки срываются деловые переговоры), а за счет совершенствования организации процесса (например, смены видов транспорта, использования дистанционных средств коммуникации, изменения места встречи и т.п.).

Аналогично, если проблемой является снижение или устранение экологических внешних эффектов, сопровождающих, например, производство электроэнергии, то оптимальным решением этой проблемы при определенных обстоятельствах может стать не установка фильтров, улавливающих СО2, и не использование альтернативных источников - технологическое решение, а "производство" негаватт-часов электроэнергии (т.е. ее сбережение) за счет изменения условий ее использования (утепления зданий, изменения технологий или режима производственных процессов и т.п.); при этом возможно создание рынка, на котором будут продаваться сэкономленные энергия и часть квоты на выбросы - организационное решение.

Процесс формирования негаресурсов носит сугубо институциональный характер, поскольку сама возможность его осуществления определяется границами совершенствования самых разнообразных общественных институтов (таких, как формы организации экономической деятельности, включая формы организации производства, законодательная база, управленческие структуры, научные знания, нормы поведения социальных групп, обычаи и традиции, стереотипы мышления, массового общественного сознания и пр.).

В основе выявления, формирования и использования негаресурсов лежит инновационный процесс. Так, оптимизация логистических схем и использование дистанционных технологий (интернет, видео-конференции) позволяют значительно уменьшить "потребление" транспортных услуг и таким образом приводят к сокращению таких внешних эффектов (причем, не только экологических), связанных с эксплуатацией транспорта, как превращение топлива в смог, уличные пробки и потеря времени, несчастные случаи, повреждение дорог и мостов, нерациональное землепользование и др. Переход к системе безбумажного офиса позволяет значительно уменьшить объемы заготовки древесины для производства бумаги и книжных шкафов и таким образом приводит к сокращению внешних эффектов, связанных с негативным техногенным воздействием на биоту.

Для стимулирования "производства" негаресурсов нужно превратить их в равноценный исходным ресурсам товар, который может быть куплен или продан на конкурсной основе по ценам, постоянно меняющимся в зависимости от соотношения спроса и предложения. Иначе говоря, необходимо создать рынок негаресурсов, на котором они могли бы продаваться на конкурентных торгах с применением арбитража, опционов, фьючерсов, хеджирования и других механизмов, используемых на рынках обычных товаров. Такой рынок создаст широкие возможности для получения экономической выгоды от продажи негаресурсов, и, следовательно, станет серьезным стимулом для увеличения объема их "производства".

Для того, чтобы рынок негаресурсов мог эффективно функционировать, необходимо обеспечить соответствующие институциональные условия, основными из которых являются обеспечение свободного доступа экономических субъектов к достоверной информации об альтернативных вариантах получения услуг; исправление ценовых искажений и создание целенаправленной структуры стимулов.

Обеспечение свободного доступа к достоверной информации. Возможность создания (впрочем, как и сама идея) рынка негаресурсов базируется на обоснованном выше тезисе о том, что потребителя в конечном итоге интересуют не товары как таковые, а услуги, которые они обеспечивают. Например, потребителям нужны не сами по себе киловатт-часы, а "конечные услуги", которые обеспечивает электроэнергия. Причем потребители хотят получать эти услуги как можно более удобным и как можно менее дорогостоящим способом. Именно поэтому производство киловатт-часов должно конкурировать со всеми другими способами предоставления одной и той же услуги.

Но до тех пор, пока единственным известным для потребителей способом получения соответствующих услуг будет покупка электроэнергии, они вряд ли будут делать выбор в пользу ее экономии. Поэтому производители электроэнергии будут иметь фактическую монополию в предоставлении конечных услуг потребителям, и спрос на электроэнергию будет очень мало зависеть от ее стоимости (даже если она будет включать в себя оценку экстернального эффекта). Таким образом, экологически недопустимые экономические решения зачастую принимаются в том числе и по причине недостоверной информации (или же полного ее отсутствия) о наличии альтернативных вариантов поведения. Поэтому информированность потребителей о наличии альтернативных вариантов получения услуг является важнейшим институциональным условием, необходимым для стимулирования "производства" негаресурсов и формирования их рынка.

Но для того, чтобы потребители были заинтересованы в получении соответствующей информации, покупаемые ими услуги должны быть достаточно дорогими. В том смысле, что в их стоимость должны включаться экстернальные издержки (хотя бы приблизительная их оценка). Только в этом случае потребители будут требовать, получать и использовать более подробную информацию о возможных альтернативных решениях.

К сожалению, повсеместно распространенные сегодня ценовые искажения не позволяют включать внешние издержки в оплачиваемую потребителями стоимость предоставления соответствующих услуг, поэтому нуждаются в незамедлительном устранении.

Исправление ценовых искажений. Прежде всего, необходимо пересмотреть систему субсидий. В первую очередь нужно отказаться от субсидирования тех сфер экономической деятельности, которые оказывают негативное техногенное воздействие на окружающую среду.

Так, например, необходимо перестать субсидировать транспортный сектор. В издержки вождения как личных автомобилей, так и общественного транспорта, должны входить оценки (пусть даже самые грубые) экстернальных эффектов. Практический опыт показывает, что это вполне возможно.

Таким образом, исправление ценовых искажений является важнейшим институциональным условием, обеспечивающим функционирование рынка негаресурсов.

Создание целенаправленной структуры стимулов. Очевидно, что для побуждения экономических субъектов к "производству" негаресурсов необходимо разработать эффективную систему стимулов. Здесь возможны два наиболее реальных варианта стимулирования: разработка системы ценовых скидок и внедрение механизма штрафов-скидок.

Итак, для каждого ресурса имеется равноценный противоположный негаресурс. Каждому виду деятельности может быть противопоставлено снижение деловой активности. И то, и другое важно, и одинаково достойно рынка.

Разве нельзя, например, платить людям за "негапоездки", для того чтобы не было необходимости строить так много дорог и терпеть ущерб от автомобильных выхлопов и транспортных пробок? Здесь может быть реализовано большое разнообразие творческих подходов.

Способы создания рынка негаресурсов представляют собой чрезвычайно многообразный набор инструментов, который можно адаптировать практически к любым условиям. При этом негаресурсами можно торговать за пределами национальных границ.

Одним из самых серьезных препятствий к созданию рынка негаресурсов являются т.н. qwerty-эффекты, под которыми понимаются все виды сравнительно неэффективных, но устойчиво сохраняющихся институтов. Сложность, а подчас и невозможность замены неэффективных институтов обусловлена большими трансакционными издержками. Эти издержки включают в себя стоимость замены законодательной базы, существующей инфраструктуры, капиталовложений на проведение фундаментальных научных исследований, реформирования управленческих структур, модернизации образования, затраты на преодоление невежества части производителей, потребителей и обслуживающего персонала, издержки изменения образа мышления и пр. Так, труднопреодолимым препятствием на пути реализации колоссального потенциала рынка негаресурсов является доминирующий сегодня образ мышления сторонников свободного рынка, считающих, что все, заслуживающее внимания, рынок уже сделал. Если же рынок чего-то не сделал, то и делать этого не стоит. Это ошибочное убеждение в конечном итоге оборачивается напрасной тратой огромного количества ресурсов, в том числе, направленных на интернализацию внешних эффектов, которые с гораздо меньшими усилиями можно было предотвратить.

Таким образом, формирование рынка негаресурсов – это процесс, носящий сугубо институциональный характер. Обеспечение нормальной работы таких рынков является чрезвычайно сложной институциональной проблемой, требующей непрерывного и сосредоточенного внимания научных работников, практических специалистов, государственных органов и субъектов рынка.

 

 

Заключение

 

Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных операций, не нашедшие отражения в ценах. Эти эффекты являются «внешними» по отношению к рыночным ценам и воздействуют на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках.

Различают: совокупные внешние издержки – совокупный ущерб, наносимый третьим лицам; предельные внешние издержки – дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, не оплачиваемые производителем и перекладываемые на третьих лиц; предельные общественные издержки, равные сумме предельных издержек производства фирмы и предельных внешних издержек.

Формы внешних эффектов разнообразны. Различают: отрицательные и положительные внешние эффекты; технологические и денежные; экстерналии производства, потребления, смешанные (производство – потребление, потребление - производство); предельные и интрамаржинальные; Парето-непротиворечивые и Парето-противоречивые; позиционные, сетевые, интернализируемые государством или рынком.

Причиной существования внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы, что приводит к искажению стоимости ресурса для альтернативных способов его использования.

Условием устранения потерь эффективности, вызванных внешними эффектами, является обеспечение равенства между общественными предельными издержками и общественными предельными выгодами.

Для полноты оценки издержек по производству благ и использованию прав собственности Р. Коуз ввел понятие трансакционных издержек, или издержек по спецификации (установлению) правомочий собственности различных видов (распоряжение, владение и т.д.). Величина трансакционных издержек определяет, какие контракты по передаче прав собственности будут заключены, с тем чтобы внешний эффект был оплачен. Если величина трансакционных издержек ничтожно мала, то при сделке достигается эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности.

Отрицательные внешние эффекты обострили проблему состояния окружающей среды. Меры по преодолению последствий ее загрязнения включают: введение стандартов по вредным выбросам; установление платы за выбросы, формирование рынка прав на загрязнение; продажу на рынке временных разрешений на выбросы.    Используемые методы носят административный фискальный характер и различаются степенью использования рыночных принципов. Их целью является сокращение вредных выбросов до эффективного уровня и повышение качества окружающей среды. Эффективный объем выбросов характеризуется равенством между предельными общественными издержками от загрязнения и предельными издержками на сокращение объемов выбросов. 

Также был рассмотрен институциональный подход к интернализации внешних экологических эффектов, метод экологизации потребления, который направлен на установление устойчивого стиля жизни. Были рассмотрены механизмы регулирования внешних экологических эффектов.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика:  Учебник/Общая редакция Л.С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998. – 447 с.

2. Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. - 224 с. - (библиотека Фонда «Либеральная миссия»)

3. Политическая экономия: Учебник для вузов / Медведев В. А.,

Абалкин Л.И., Ожерельев О. И. И др. – М.: Политиздат, 1990. – 735с.

4. Теория Фирмы / Под ред. В. М. Гальперина. СПБ.: Экономическая школа, 1995. («Вехи экономической мысли»; Вып. 2). 534с.

5. Овчинникова Н. В. Экономические основы интернализации внешних эффектов в природопользовании: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. – Мн.: СПбГУЭФ, 2007. – 39с.

 


[1] Коэффициент Джини – агрегированный количественный показатель степени неравенства в доходах. Изменяется от 0 (абсолютное равенство) до 1 (абсолютное неравенство).

[2] Чистые технологии – технологии, обеспечивающие снижение выбросов в окружающую среду и потребляемых ресурсов.

[3] Абсорбционная способность – (здесь) способность экологических систем к самоочищению в пределах допустимых нагрузок.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: