Уровень жизни населения Томской области

В ряду российских регионов по уровню жизни Томская область уже несколько лет входит в десятку лучших.

Индекс качества жизни, рассчитанный на основании уточненных данных Томскстата, составил в 2005 году 0,670, в 2006 - 0,686.

В основном положительная динамика индикатора была обеспечена за счет роста:

-соотношения среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума (с 2,6 до 2,8) и сокращение уровня бедности (с 16,6% до 14,6%);

-обеспеченности жильем (с 19,6 до 19,9 кв.м. на чел.) и доли жилого фонда, оборудованного канализацией (с 68% до 72,2%);

-обеспеченности врачами (66,6 чел. до 67,6 чел. на 10 тыс. населения);

-уровня занятости населения (с 72.3 до 73.3%);

-ожидаемой продолжительности жизни (с 65 лет до 66,5 лет).

Вместе с тем, в 2006 году выросли показатели младенческой смертности (с 13.2 до 13.8 детей на 1000 родившихся живыми) и выброса загрязняющих веществ на душу населения (с 271 до 275,4 кг на чел. в год). На прежнем уровне остался показатель числа убийств - 20,4 на 100 тыс. населения.

Среднедушевые денежные доходы (122,97%) и номинальная начисленная заработная плата (117,76%) в Томской области в 2006 году росли более высокими темпами, в сравнении с инфляцией (107,8%).

По показателю среднедушевых денежных доходов Томская область в 2006 году являлась лидером Сибирского Федерального округа, занимая 1 место.

Отношение заработной платы работника бюджетной сферы к средней заработной плате в экономике Томской области составило в 2006 году 76%.

В 2006 году денежные доходы населения Томской области были выше прожиточного минимума в 2,8 раз, в то время как в 2005 году - только в 2,6 раза. По предварительным данным статистики в 2007 году это соотношение возросло до 3,2 раз.

Несмотря на положительную динамику показателей доходов, необходимо отметить следующие проблемы:

-наметившаяся тенденция замедления темпов роста показателей заработной платы и доходов населения в сравнении с большинством развитых регионов страны;

-сохраняющаяся высокая межотраслевая и межтерриториальная дифференциация по величине номинальной начисленной заработной платы: при среднеобластном значении 11317,2 рублей, разница между максимальным и минимальным значением заработной платы по видам деятельности в области достигает 30 раз. При этом отраслевая специализация муниципальных районов определила и межтерриториальную дифференциацию по уровню заработной платы.

Наиболее высокий уровень заработной платы сложился у работников таких отраслей, как добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, производство нефтепродуктов и ядерных материалов, финансовая деятельность, транспорт и связь. Самый низкий уровень оплаты труда до 2006 года был в сельском хозяйстве, с 2006 года самая низкая заработная плата наблюдается в сфере производства пищевых продуктов и текстильном производстве. В течение пяти лет, начиная с 2000 года, денежные доходы населения достаточно равномерно возрастали. За этот период номинальная заработная плата увеличились в 4,4 раза. За первое полугодие 2007 года рост реальных располагаемых доходы населения замедлился: 101,2% против 117,8% в 2006 году.

Рост реальных денежных доходов происходил главным образом за счет роста заработной платы и предпринимательских доходов. Доля социальных выплат в общей структуре доходов уменьшилась на 1%, доля прочих доходов и доходов от собственности увеличилась незначительно.

За январь-июнь 2007 года среднемесячная заработная плата составила в целом по области 13245 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2006 года на 24%. Минимальный размер оплаты труда в 2006 году составлял 1100 рублей или 29% от прожиточного минимума трудоспособного населения. С сентября 2007 года он возрастает до 2300 или 57.2% (в РФ – 56,7%) от прожиточного минимума трудоспособного населения (с учетом изменения структуры минимального размера оплаты труда). По оценке в 2007 году фонд оплаты труда составит 60,06 млрд. Рублей, рост к 2006 году 128%.

В среднесрочной перспективе с 2008 года ожидается сокращение численности трудовых ресурсов и численности, занятых в экономике в связи с сокращением численности граждан трудоспособного возраста. По оценке к 2010 году численности занятых в экономике сократится до 485,5 тыс. человек.

В предшествующем периоде наблюдается положительная динамика роста объема оборота розничной торговли. Тенденция в 2007 году сохраняется, однако темпы прироста снизились: 104% против 112, 8% в 2006 году (в РФ – 114,2% против 112,3%) и обусловлены замедлением роста реальных располагаемых денежных доходов населения. В последние годы в области, как и в целом по России наблюдается тенденция снижения доли продаж товаров на рынке: 16,4% (в феврале-июне 2006 года - 17,8%), в среднем по России – 15,2% (19,7%). Это свидетельствует о насыщении магазинов разнообразным ассортиментом товаров с разным диапазоном цен, хорошего качества, а также о возрастании недовольства населения качеством товаров.

В первом полугодии 2007 года рынок платных услуг населению развивался более низкими темпами, чем за аналогичный период прошлого года. Прирост объема платных услуг населению составил 0,7%, тогда как за первое полугодие 2006 года 12,4%. Вместе с тем, по объему платных услуг на душу населения Томская область сохраняет лидирующее место в Сибирском федеральном округе.

Общая площадь жилищного фонда Томской области на начало 2007 года составила 20.6 млн.кв.м. Средняя обеспеченность общей площадью одного жителя Томской области по состоянию на 01.01.2007 год составляет 19,9 кв.м. Происходит устойчивый рост по данному показателю (с 18.6 кв. м в 2002 году).

Глава 3. Основные направления повышения уровня
и качества жизни населения

Государственное регулирование качества жизни – это целенаправленное воздействие на политические, экономические, хозяйственные и социальные и культурные процессы, определяющие качество жизни граждан.

Возникает естественный и закономерный вопрос о том, что же может стать, образно говоря, "тем рычагом, взявшись за который можно перевернуть сложившуюся ситуацию" в пользу создания условий для планомерного устойчивого повышения качества жизни. Безусловно, для обеспечения стабильного повышения качества жизни граждан России необходим механизм социального, делового и политического партнерства, а также наличие соответствующей полной, достоверной и объективной информации о динамике этого процесса, а также специальная структура, занимающаяся анализом этой информации и выработкой научно-обоснованных рекомендаций, направленных на повышение качества жизни.

Налоговая система с одной стороны дает средства на социальные программы и бюджетную сферу, а с другой стороны оказывает тормозящее влияние на производство, которое дает населению рабочие места и заработную плату, а предпринимателям – прибыль. Поэтому влияние налоговой ситуации на качество жизни неоднозначно и должна быть определена функция этого влияния с тем, чтобы определить оптимум и выработать механизм его отслеживания (т.к. он может меняться) и балансирования около него.

Инвестиции и дотации могут в какой-то степени компенсировать отрицательное действие налоговой системы и эквивалентно местному смягчению налогового бремени.

Рост производства обуславливает соответствующие изменения в различных сегментах рынка и, в свою очередь, изменяет, налоговые поступления и влияет на качество жизни.

Таким образом, инвестиционная и налоговая политика являются системно-образующими факторами, создающими среду для развития производства и рынка, которые непосредственно и через налоговые поступления оказывают влияние на качество жизни. Эта схема отражена в принципиальной когнитивной модели (рисунок), которая является основной для использования системно-когнитивного анализа с целью построения формальной семантической информационной модели, отражающей систему детерминации качества жизни на уровне региона.

В соответствии с когнитивной схемой возникают задачи изучения влияния:

1. Инвестиционной политики на качество жизни.

2. Инвестиционной политики на развитие производственной сферы.

3. Инвестиционной политики на налоговые поступления.

4. Инвестиционной политики на развитие различных сегментов рынка.

5. Развития производственной сферы на качество жизни.

6. Объемов налоговых поступлений на качество жизни.

7. Развития различных сегментов рынка на качество жизни.

Некоторые из этих задач планируется поставить и решить в ближайшей перспективе.

Кроме того, возникает ряд задач влияния налоговой политики на развитие производственной сферы, объемы налоговых поступлений, развитие различных сегментов рынка и на качество жизни.

Рисунок. Принципиальная когнитивная модель влияния инвестиционной и налоговой политики на качество жизни населения

                                                      Заключение


 Изменение качества жизни предлагается рассматривать как важнейший интегральный критерий оценки результативности деятельности региональной администрации. Изучены структура и содержание понятия "качество жизни", конкретизированы количественные частные критерии, входящие в состав данного интегрального критерия. Поставлена задача исследования влияния на качество жизни различных факторов, среди которых рассматриваются: состояние различных сегментов рынка, структура себестоимости продукции, производственные результаты, налоговые поступления, инвестиционная активность. Предложена принципиальная когнитивная модель, отражающая иерархическую структуру системы факторов, влияющих на качество жизни, в рамках которой структура и объем инвестиций выступают как экономический регулятор, позволяющий управлять качеством жизни населения на уровне региона.

Прогнозирование уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.
Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогового бремени. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и, следовательно, увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.
При нынешней скудности финансовых ресурсов необходимо перейти от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Должен быть усилен контроль за использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение законодательства. Надеюсь, что политика вновь избранного Президента РФ Медведева Д.А. в области социальной защиты населения будет более грамотной, что приведет к повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни пенсионеров, сирот, инвалидов и др. социально незащищенных слоев населения.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: