Транспортная отрасль Южного федерального округа представлена всеми видами магистрального транспорта: железнодорожным, морским, речным, автомобильным и воздушным транспортом, а также объектами транспортно-логистической инфраструктуры. Она является одной из ведущих в экономике округа, обеспечивая до 10 процентов валового регионального продукта Южного федерального округа и предоставляя комплекс транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров во внутреннем и международном сообщении.
Развитие транспортной системы Южного федерального округа обусловлено его географическим положением, особенностями хозяйственного комплекса, отраслевой и территориальной структурой производства, местом региона в национальном и международном разделении труда.
Геополитическое положение Южного федерального округа определяет его стратегическую роль в обслуживании транзитных грузопотоков в рамках развивающихся международных транспортных коридоров (МТК) «Север-Юг», а также ответвлений «Транссиб», МТК № 3 и МТК № 7.
|
|
Современной специализацией транспортно-логистического комплекса Южного федерального округа является обеспечение внешнеэкономических связей России и экспортно-импортных перевозок грузов в бассейнах Азовского, Черного и Каспийского морей. Изменения географии и структуры транспортно-экономических связей на постсоветском пространстве (значительный рост доли внешнеторговых грузов в общем объеме перевозок на юге России) обусловили основной тренд развития транспортной инфраструктуры региона, характеризуемый наращиванием мощностей портовых комплексов и припортовой инфраструктуры, пропускных способностей соответствующих железнодорожных направлений (развитие грузового хода Волгоград-Котельниково-Тихорецкая-Новороссийск), модернизацией и развитием автодорожного хозяйства, гидротехнических объектов внутреннего водного транспорта.
Другая особенность Южного федерального округа как главной курортно-рекреационной зоны страны состоит в сезонном кратном росте объемов пассажирских перевозок и соответствующем увеличении нагрузки на транспортную инфраструктуру региона. Совмещенное грузовое и пассажирское движение на магистральных направлениях «Центр-Юг» с учетом сезонного фактора является основной причиной низких эксплуатационных характеристик и конкурентоспособности данных коммуникаций.
Актуальность разработки перспективных направлений развития транспортно-логистического комплекса обусловлена следующими причинами:
- решением задач модернизации российской экономики, предполагающим осуществление перехода от экспортно-сырьевой к инновационной социально-ориентированной модели развития общества;
|
|
- процессом интеграции транспортной инфраструктуры Южного федерального округа в мировую, который сопровождается усилением внутриотраслевой и международной конкуренции, растущими требованиями ко всем составляющим транспортного процесса;
- наличием системных проблем в развитии транспортно-дорожного комплекса округа и необходимостью устранения инфраструктурных ограничений долгосрочного развития его экономики.
Современное состояние транспортной инфраструктуры Южного федерального округа характеризуется следующим образом.
Ведущее место среди магистральных видов транспорта региона занимает железнодорожный. Северо-Кавказская железная дорога, а также Волгоградское и Астраханское отделения Приволжской железной дороги обеспечивают перевозку более 60 процентов грузов в пределах Южного федерального округа. Эксплуатационная длина железнодорожных путей на территории округа составляет 7,6 процента от Российской Федерации, отправление грузов - 6,7 процента, пассажиров - 3,5 процента от соответствующих общероссийских показателей.
В Южном федеральном округе расположены основные морские и речные порты европейской части России (Новороссийск, Туапсе, Оля, Таганрог, Ейск, Кавказ, Азов, Ростов-на-Дону, Волгоград, Астрахань). Суммарный объем перевалки грузов в портах Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов превышает 180 млн. тонн в год, в том числе 35 процентов приходится на сухие грузы и 65 процентов – на наливные грузы. Удельный вес перевалки грузов в морских портах Южного федерального округа в соответствующем грузообороте России составляет 36 процентов.
Основной водной артерией, связывающей порты пяти морей, и в том числе, бассейны Каспийского и Черного морей, является Волго-Донской судоходный канал (ВДСК), протяженностью 100 км. Базовыми параметрами, определяющими условия судоходства в ВДСК, являются: глубина водного пути – 4,0 м, ограничивающая грузоподъемность судов 6500 тоннами, сезонность навигации (8 - 9 месяцев в году), а также состояние гидротехнических сооружений. К числу барьерных объектов на пути движения судов на данном направлении относится разводной железнодорожный мост через реку Дон в г. Ростове-на-Дону.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Южном федеральном округе составляет 6,6 процента от общероссийской, а густота - в 3,8 раза превышает среднероссийский показатель. Территорию Южного федерального округа пересекают федеральные автомагистрали М-4 «Дон», М-6 «Каспий», М-21 «Волгоград - Каменск-Шахтинский до границы с Украиной (на Днепропетровск, Кишинев)», «А-147 Джубга - Сочи - граница с республикой Абхазия», М-29 «Кавказ».
Основную роль в региональных перевозках грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт. По уровню автомобилизации Южный федеральный округ занимает ведущее место среди федеральных округов России. Доля перевозок грузов, осуществляемых грузовым автопарком крупных и средних предприятий Южного федерального округа, составляет 3,1 процента от общего объема грузовых перевозок в стране.
Крупные города – административные центры субъектов Южного федерального округа и центры курортных зон – обеспечены регулярным воздушным сообщением практически со всеми регионами России и рядом зарубежных стран. В округе действуют 10 аэропортов, в том числе 6 – международных, федерального значения. Объём перевозок пассажиров воздушным транспортом Южного федерального округа в 2008 году составил 2,9 млн. человек (4,3 процента от общероссийского объема).
Современное состояние транспортно-дорожного комплекса и, в первую очередь, транспортно-логистической инфраструктуры в Южном федеральном округе без изменения направлений и темпов модернизации может стать системным ограничением социально-экономического развития не только федерального округа, но и страны в целом.
|
|
В сфере автодорожного комплекса:
- несоответствие уровня развития сети автомобильных дорог темпам роста автомобилизации и спроса на автомобильные перевозки; - необеспеченность части сельских населенных пунктов округа круглогодичной связью с опорной транспортной сетью по дорогам с твердым покрытием;- существенная перегруженность движением магистральных автомобильных дорог в пределах крупных транспортных узлов (Краснодар, Ростов-на-Дону, Большой Сочи, Волгоград);- низкие транспортно-эксплуатационные характеристики дорог.В сфере автомобильного транспорта:- необеспеченность современным общественным пассажирским транспортом в городах и в пригородных зонах спроса на качественные пассажирские перевозки;
- сверхнормативный износ парка городских и пригородных автобусов;- низкий уровень обеспеченности современными автоматизированными системами управления транспортными потоками в крупных городах и на автомагистралях;- несовершенство законодательной и нормативной правовой базы для создания конкурентных условий функционирования отечественных автоперевозчиков на рынке международных грузовых перевозок;- высокий уровень аварийности в крупных городах и на автомобильных магистралях.В сфере морского и внутреннего водного транспорта:- недостаточная пропускная способность глубоководных морских портов Черноморского и Каспийского бассейнов и транспортных подходов к ним. Мощности портовой инфраструктуры не обеспечивают переработку российских внешнеторговых грузов в портах округа;
|
|
К числу ключевых проблем функционирования транспорта Южного федерального округа следует отнести:
- несоответствие между уровнями развития транспортно-дорожного комплекса, эффективности и качества его функционирования и растущим спросом экономики и населения округа на транспортные услуги;- низкий уровень логистического обеспечения грузовых перевозок, практическое отсутствие мультимодальных транспортно-логистических систем на магистральных направлениях грузопотоков и в зоне деятельности крупных транспортных узлов;- неконкурентоспособные транспортные технологии, нерациональное использование существующей инфраструктуры (в результате доля транспортных издержек в себестоимости продукции достигает 20 процентов).
Нынешнее состояние транспортной инфраструктуры не позволяет обеспечить конкурентоспособный уровень транспортной доступности и качества услуг, предоставляемых субъектам хозяйствования и населению Южного федерального округа в части скорости доставки грузов и пассажиров, уровня транспортных издержек и рисков.
Реализация транзитного потенциала Южного федерального округа возможна в условиях опережающего развития и повышения конкурентоспособности терминально-логистического комплекса на международном рынке транспортных услуг. В его основе: повышение транспортного сервиса до уровня мировых стандартов, обеспечение надёжности, ритмичности, своевременности доставки и сохранности грузов, увеличение коммерческой скорости поставки товаров, снижение транспортных издержек и экологической нагрузки транспорта.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- создание современной региональной технологической инфраструктуры товарно-транспортной логистики, включая складские комплексы;
- территориальное размещение и развитие грузоперерабатывающих и накопительных терминалов, а также логистических центров;
- формирование сети транспортно-экспедиторских компаний и других предприятий транспортного сервиса;
- реконструкция и современное техническое оснащение пограничных переходов и таможенных пунктов пропуска в целях сокращения времени досмотра и оформления грузов и пассажиров.
Создание в рассматриваемой перспективе единой сети терминально-логистических комплексов для переработки транзитных и экспортных грузов на территории Южного федерального округа с обустройством мультимодальных центров в Ростове-на-Дону, Волгограде, Астрахани, крупных терминальных комплексовв Новороссийске, Туапсе, Тамани, Оля, Тихорецке, а также разветвленной сети складских комплексов во всех населенных пунктах округа с численностью более 50 тыс. человек, позволит устранить дефицит соответствующих мощностей в транспортных узлах, оптимизировать грузопотоки, обеспечить координацию работы всех видов транспорта, снизить затраты и время обработки грузов.
Стратегическими направлениями развития транспортно-логистической инфраструктуры Южного федерального округа должны стать:- гармонизированное развитие различных объектов транспортно-логистической инфраструктуры региона на основе общероссийских и региональных стратегий и программ социально-экономического развития, схем территориального планирования субъектов Федерации округа;
- формирование региональной транспортно-логистической базы для обеспечения внешнеторговых связей России, потребностей экономики регионов Южного федерального округа, повышения конкурентоспособности и интеграции транспортно-логистического комплекса округа в мировую транспортную систему;
- содействие развитию автотранспортной инфраструктуры трансграничного сотрудничества государств Азово-Черноморского бассейна;
- развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров на территории Южного федерального округа, реализация транзитного потенциала;
- повышение качества жизни населения за счет доступного уровня транспортного обеспечения, развития транспортно-дорожной сети и ее инфраструктуры;
- транспортное обеспечение развития курортно-рекреационного комплекса Южного федерального округа, подготовки и проведения Зимних Олимпийских Игр в 2014 году в г. Сочи;
- повышение уровня надежности и безопасности транспортно-дорожного обеспечения социально-экономического развития округа в едином транспортном пространстве России.
Благодаря геополитическому положению, Южный федеральный округ обладает значительным транзитным потенциалом перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении. Использование транзитного потенциала округа в системе международных транспортных коридоров должно стать приоритетом развития транспортной системы и основой экономического роста округа.
Ключевыми проектами развития инфраструктуры международных транспортных коридоров на территории Южного федерального округа являются:
- реконструкция федеральных автомагистралей «Дон», «Каспий», строительство вторых железнодорожных путей на участках Краснодар-Туапсе-Адлер;
- строительство глубоководного порта Тамань, включая сухогрузный район с развитием железнодорожных и автодорожных подходов;
- строительство вторых железнодорожных путей на направлении Волгоград-Котельниково-Тихорецкая;
- увеличение пропускной способности водно-транспортного пути: р.Волга – Волго-Донской канал – р.Дон –Черное море;
- создание терминально-логистических комплексов, информационных систем в узлах пересечений международных транспортных коридоров (Новороссийск, Ростов-на-Дону, Астрахань);
- модернизация и увеличение пропускной способности загруженных пограничных и таможенных пунктов пропуска, внедрение современных технологий, обеспечивающих максимальную скорость выполнения процедур при пересечении транспортными средствами государственной границы.
Перспективным направлением формирования транспортных коридоров через территорию Южного федерального округа является продление МТК №7 (Дунай-Дон-Волга) в страны Каспийского бассейна и МТК №3 (Дрезден – Киев – Ростов-на-Дону) через города Ростов-на-Дону и Астрахань до соединения с коридором проекта ТРАСЕКА в Казахстане.
Развитие транспортной инфраструктуры в Южном федеральном округе должно проводиться в соответствии с «Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года», ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», ФЦП «Юг России (2008-2013годы)», региональными и ведомственными целевыми программами.
Реализация проектов развития транзитного потенциала позволит повысить уровень интеграции округа в единое экономическое пространство России и обеспечить эффективное включение в глобальную транспортную систему, что создаст стратегические конкурентные преимущества для развития экономики Южного федерального округа.
К стратегическим приоритетам транспортно-логистического комплекса Южного федерального округа относится развитие крупных транспортных узлов, обеспечивающих переработку и перевалку грузов в интермодальном международном и межрегиональном сообщениях. Предусматривается: комплексная модернизация и развитие дорожной сети в крупных транспортных узлах – г. Ростове-на-Дону и г. Новороссийске.
Развитие портовых комплексов, железнодорожных подъездов на Таманском полуострове формирует Таманский транспортный узел, включающий порты, а также железнодорожные подходы и припортовые станции. Перспективы развития узла связаны с планируемым строительством мостового перехода через Керченский пролив, соединяющего Россию и Украину.
Астраханский транспортный узел, включающий порты Астрахань, Оля, припортовые железнодорожные станции, пограничную станцию Аксарайская. Развитие транспортного узла связано с формированием МТК «Север-Юг» по направлению Астрахань – Баку – Тегеран, увеличением мощностей Астраханского транспортного узла до 30 млн.т/год.
Перспективы развития Волгоградского транспортного узла связаны с увеличением грузопотоков по МТК «Север-Юг», ответвлениям «Транссиб» и МТК №7 (Дунай-Дон-Волга). Транспортный узел включает портовые комплексы р.Волга, Волго-Донской судоходный канал, грузовые и припортовые железнодорожные станции, современные автомобильные дороги. Стратегией предусматривается завершение реконструкции ВДСК, а также создание терминально-логистического комплекса. Завершение реконструкции автомобильной дороги Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала создаст дополнительные условия для значительного увеличения транзитного грузопотока через Волгоградский транспортный узел.
К числу приоритетных направлений развития транспортной инфраструктуры Южного федерального округа относится осуществление ряда высокотехнологичных проектов развития магистралей и узлов по видам транспорта:
В сфере развития автодорожного комплекса предусматривается:
- реконструкция наиболее загруженных участков автодорог;
- комплексное развитие крупных транспортных узлов, расположенных на международных транспортных коридорах, и транспортно-логистических центров, обеспечивающих сбалансированное развитие транспорно-технологической инфраструктуры международных транспортных коридоров;
- реконструкция автодороги Джубга – Сочи (с обходом города Сочи) в целях развития рекреационных возможностей российского Черноморского побережья и транспортного обеспечения проведения Олимпийских Игр в г. Сочи;
- строительство автомобильной дороги Краснодар - Абинск - Кабардинка на концессионной основе;
- реконструкция участков автомобильной дороги Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала;
- обеспечение сельских населенных пунктов связью с сетью автомобильных дорог общего пользования.
В сфере развития автомобильного транспорта предусматривается:
- развитие технологий интеллектуальных транспортных систем организации автомобильных перевозок, управления дорожным движением, транспортного сервиса и безопасности дорожного движения;
- реализация пилотных проектов использования альтернативных экологических видов топлива на городском общественном транспорте.
В сфере развития железнодорожного транспорта предусматривается:
- развитие скоростного пассажирского сообщения на направлении «Центр-Юг»: Москва-Ростов-на-Дону-Адлер, Москва-Ростов-на-Дону-Минеральные Воды;
- увеличение провозных способностей железнодорожной инфраструктуры на основных направлениях грузопотоков: Москва-Новороссийск, Волгоград – Котельниково – порты Азово-Черноморского бассейна;
- развитие припортовых станций и подъездных путей для обслуживания развивающихся портов в районе Таманского полуострова;
- комплексная реконструкция участка железнодорожной линии Туапсе-Адлер (предусматривает организацию двухпутного движения и развитие станций);
- строительство железнодорожной линии Элиста-Волгоград;
- реконструкция пограничных железнодорожных станций для обеспечения беспрепятственного пропуска поездов в международном сообщении.
В сфере развития городского транспорта:
- проектирование и подготовка строительства 1-ой очереди метрополитена в г. Ростове-на-Дону.
В сфере развития морского транспорта предусматривается:
- модернизация Астраханского, Ростовского и Азовского водно-транспортных узлов с увеличением суммарной перегрузочной мощности на 32 - 34 млн.тонн/год в рамках развития МТК «Север-Юг»;
- строительство перегрузочных комплексов в порту Тамань с суммарным грузооборотом до 90 млн. тонн в год;
- создание автопаромных переправ в страны Черноморского и Каспийского бассейнов в портах Кавказ, Новороссийск и Оля.
В сфере развития внутреннего водного транспорта предусматривается:
- принятие решения по строительству второй нитки Волго-Донского канала, направленного на освоение грузопотоков в рамках развития МТК №7 «Дунай-Волга»;
- создание глубоководных речных путей на участках рек Дона, Волги и Волго-Донского судоходного канала, расположенных в Южном федеральном округе;
- реализация комплексных проектов реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Волго-Донского и Азово-Донского бассейнов;
- принятие решения по строительству Багаевского гидроузла на р. Дон.
В сфере развития воздушного транспорта предусматривается:
- реконструкция аэропортов городов Краснодара, Сочи, Ростова-на-Дону, Анапы, Волгограда, Майкопа, Астрахани, Элисты;
- строительство крупного международного аэропорта-хаба «Южный» в районе г. Ростова-на-Дону;
- создание на территории Южного федерального округа системы внутрирегионального воздушного сообщения на базе восстановления и развития аэропортов (аэродромов) местных воздушных линий и использования современных экономичных самолетов малого типа.
В ближайшей перспективе транспортно-логистический комплекс Южного федерального округа призван сыграть особую роль в связи с подготовкой и проведением Зимних Олимпийских Игр в г. Сочи. В рамках программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта предусматривается строительство целого ряда объектов транспортной инфраструктуры.
К числу важнейших ожидаемых результатов реализации Стратегии в сфере развития транспортной инфраструктуры относятся:
- приведение уровня качества, безопасности и экологичности перевозок к мировым стандартам;
- формирование региональной системы транспортных узлов;
- создание региональной сети логистических терминальных комплексов;
- эффективное взаимодействие морского, железнодорожного и автомобильного транспорта в транспортных узлах на базе логистических центров и терминалов;
- транспортное обеспечение подготовки и проведения Зимних Олимпийских Игр 2014 года в г.Сочи.
В период 2010 - 2020 годов планируется:
- на железнодорожном транспорте: снятие ограничений провозных способностей на магистральных линиях; создание сети отраслевых логистических центров и терминальной инфраструктуры; реализация проекта развития инфраструктуры скоростного движения; обеспечение роста средней скорости доставки грузов на 15 процентов, а по контейнерным отправкам – в 1,6 - 1,8 раза;
- на морском и внутреннем водном транспорте: создание инфраструктуры портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов; подготовка водных путей на участках МТК «Север-Юг» и МТК №7 для интеграции в систему международных транспортных коммуникаций;увеличение пропускной способности водно-транспортного сообщения между Каспийским и Черным морями; восстановление региональных и международных пассажирских и круизных морских и речных перевозок;
- в автодорожном комплексе и на автомобильном транспорте: обеспечение круглогодичного доступа всех населенныx пунктов в регионах Южного федерального округа к основным коммуникациям; завершение создания единой опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест»; обеспечение автодорожного сообщения к объектам курортно-рекреационного и туристского комплексов Северного Кавказа и Черноморского побережья;
- на воздушном транспорте: завершение реконструкции и строительства узловых аэропортов и взлетно-посадочных полос аэродромов; восстановление сети регионального воздушного сообщения на территории Южного федерального округа.
В результате реализации Стратегии к 2020 году планируется достичь следующих общественно значимых результатов:
- увеличение коммерческой скорости перевозки товаров, обеспечивающей их доставку в пределах Южного федерального округа в срок не более трёх дней;
- снижение совокупных транспортных издержек в себестоимости отечественных товаров до уровня 10 - 12 процентов;
- повышение в грузовой структуре удельного веса транзитных перевозок;
- увеличение объёма отправления грузов в 1,5 раза;
- рост объёма перевалки грузов в портах Южного федерального округа в 1,4 - 1,6 раза;
- увеличение объёма отправления пассажиров в 1,3 - 1,5 раза;
- повышение производительности труда работников транспортной отрасли не менее чем в 1,9 раза.
Условием успешной реализации стратегических планов развития транспортного комплекса Южного федерального округа должно стать скоординированное и постоянное взаимодействие органов государственной власти и бизнес-сообщества, направленное на создание благоприятного предпринимательского климата, реализацию приоритетных инвестиционных проектов.
Инструментами реализации Стратегии являются:
- ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015годы)», ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)», ФЦП «Юг России (2008-2013 годы)», региональные и ведомственные целевые программы, инвестиционные проекты;
- использование государственно-частного партнерства, компенсационных механизмов, средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;
- разработка и осуществление стратегий экономического развития регионов Южного федерального округа, схем территориального планирования регионов и муниципальных образований;
- разработка комплекса мер по введению единых правил функционирования и развития системы пунктов пропуска, созданию информационной автоматизированной системы мониторинга транспортных средств и грузов.
- создание портовых особых экономических зон в портах Оля, Тамань в целях повышения конкурентоспособности портов и привлечения дополнительных инвестиций в развитие высокотехнологичной портовой инфраструктуры.
Функции координации деятельности по созданию системы информационно-логистического обеспечения развития транспортного комплекса Южного федерального округа целесообразно возложить на организуемый Южно-Российский транспортный информационно-логистический центр. Для координации взаимодействия органов государственной власти, бизнеса, транспортных предприятий и организаций планируется создание Координационного совета по развитию транспортно-логистического комплекса Южного федерального округа (при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе).
Реализация проектов развития транзитного потенциала позволит повысить уровень интеграции округа в единое экономическое пространство России и обеспечить эффективное включение в глобальную транспортную систему, что создаст стратегические конкурентные преимущества для развития экономики Южного федерального округа.