Раздел 4. Развитие научно-инновационной сферы Южного федерального округа

По основным параметрам инновационной деятельности Южный федеральный округ в масштабе России пока относится к числу аутсайдеров. На макрорегион, концентрирующий более 9,6 процентов демографического потенциала страны и обеспечивающий 5,6 процента её ВРП, приходится лишь 2,6 процента внутренних затрат на исследования и разработки от соответствующего значения по России (или 11,4 млрд. рублей). По данному показателю Южный федеральный округ опережает только Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа, уступая лидеру (Центральному федеральному округу) по объёму затрат почти в 22 раза. В общероссийском научно-техническом и инновационном развитии роль Южного федерального округа стабильно снижается (в 1995 году удельный вес Южного федерального округа в масштабе Российской Федерации по внутренним затратам на исследования и разработки достигал 3,8 процента, в 2000 году - 3,1 процента). В Южном федеральном округе локализованы 226 организаций, выполняющих исследования и разработки (6,2 процента от общего их числа по России); в исследованиях занято 27,5 тыс. человек (3,6 процента от общероссийского показателя), в том числе 644 – со степенью доктора наук (2,6 процента от Российской Федерации). Удельный вес занятых исследованиями и разработками в общей структуре занятости Южного федерального округа составляет лишь 0,4 процента при средней по России величине в 1,2 процента. Численность работников научно-исследовательской сферы существенно (в 1,4 раза) сократилась в 1990-е годы и в последующий период остаётся практически без изменений.

Региональная научная система лишь в слабой степени ориентирована на потребности экономики и общества. Восприимчивость регионального бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой. Наблюдается технологическая многоукладность региональной экономики с выраженным преобладанием производств, относящихся к отсталым технологическим укладам. Налицо существенный разрыв между имеющимися ресурсами (главным образом, научно-технологическим потенциалом) и эффектом от их использования – производством и экспортом высокотехнологической продукции и технологий.

Технологические инновации в Южном федеральном округе осуществляют 244 организации (7 процентов от аналогичного показателя по России), что на 11 процентов превышает значение 2000 года. На территории Южного федерального округа в 2008 году выдан 1431 патент на изобретения (6 процентов от России) и 484 патента на полезные модели (5,2 процента от показателя по России в целом), создано 22 передовых производственных технологии (2,6 процента от России). Затраты на технологические инновации в целом по Южному федеральному округу составили 13,8 млрд. рублей (в 2008 году), что эквивалентно 4,5 процентам от общероссийского показателя. Объём инновационных товаров, работ и услуг в 2008 году достиг 37 млрд. рублей или 3,5 процентов от Российской Федерации, что выше аналогичного значения 2000 года (2,2 процента). Число используемых передовых производственных технологий в 2008 году достигало 7756 (4 процента от России). Это в 2,1 раза превышает уровень 1995 года (3758 или 5 процентов от России). Инновационная активность в макрорегионе возрастает, по-прежнему отставая от крайне низкого (в глобальных сопоставлениях) среднероссийского уровня. В научно-технологическом плане регионы Южного федерального округа в целом выступают преимущественно как реципиенты инноваций, причём степень их использования существенно ниже общего «вклада» южно-российского макрорегиона в национальную экономику.

Приоритетное место в научных исследованиях и инновациях в Южном федеральном округе занимают Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области. На долю последней приходится 44 процента всех научно-исследовательских организаций Южного федерального округа, 57,5 процентов персонала, занятого исследованиями и разработками, а также 51 процент внутренних затрат на исследования и разработки (в 1995 году – 60,3 процента, что свидетельствует о некоторой деконцентрации инновационной активности).

Особенностью институциональной модели науки в Южном федеральном округе является существенное «присутствие» высшей школы. Роль узловогоэлемента инновационного потенциалаиграют ведущие вузы, в первую очередь Южный федеральный университет (ЮФУ), чья доля в общем объеме финансирования научно-инновационной деятельности в системе высшего образования в России составила 2,4 процента, среди вузов Южного федерального округа - 26,1 процента, Ростовской области – свыше 50 процентов. ЮФУ имеет развитую инновационную инфраструктуру (6 конструкторских бюро, 2 опытных производства, 2 технопарка, включающих в себя около 70 малых инновационных предприятий, шесть бизнес-инкубаторов, центр трансфера технологий др.). Развитие научно-инновационного потенциала ЮФУ в 2009 году осуществлялось по 84 научным направлениям в рамках 35 областей знаний, которые соответствуют 8 приоритетным направлениям развития науки и техники. Наряду с ЮФУ, узловыми элементами формирующейся региональной инновационной системы выступают Кубанский государственный университет, Кубанский государственный технологический университет, Южно-российский государственный технический университет, Ростовский государственный университет путей сообщения и др. На территории округа с 2002 года действуют структуры Южного научного центра РАН (объединяющие 11 процентов докторов наук, выполняющих исследования и разработки в Южном федеральном округе).

К числу факторов, благоприятствующих инновационной деятельности в регионах Южного федерального округа относятся:

- традиции индустриальной и постиндустриальной деятельности в крупнейших городских агломерациях (Ростовская, Волгоградская, Краснодарская, Сочинская);

- повышенная трансграничная активность в ведущих регионах Южного федерального округа (Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области), благоприятствующая трансферу технологий и высокообразованных трудовых ресурсов;

- наличие сложившихся кластеров крупных, обладающих существенным научно-инновационным потенциалом и традициями подготовки квалифицированных кадров вузов.

К числу ограничений инновационной деятельности в регионах Южного федерального округа относятся:

- доминирование в ряде секторов экономики округа инорегионального бизнеса, локализующего свою инновационную активность преимущественно за пределами Южного федерального округа; 

- недостаточно развитая и пока ещё слабо ориентированная на решение задач инновационного развития региона наука; низкий уровень интеграции вузовской и академической науки;

- динамично развивающаяся количественно, но отстающая по качеству от современного мирового уровня и приоритетов экономики знаний система высшего профессионального образования;

- отсутствие сложившейся инфраструктуры инновационной деятельности;

- недостаточная скоординированность элементов региональных инновационных систем и их взаимодействие в масштабе Южного федерального округа.

Наиболее серьезные вызовы и угрозы развитию инновационной деятельности в регионах Южного федерального округа в перспективе состоят в:

- сохранении тенденции к отставанию уровня технологического развития ключевых секторов экономики регионов Южного федерального округа от стран-лидеров на фоне усиления межрегиональной и межстрановой конкуренции в сфере инновационной активности;

- старении научных кадров и замедленных темпах модернизации системы среднего и высшего профессионального образования, ведущих к практическому исчерпанию преимуществ по качеству человеческого капитала и иным компонентам инновационного потенциала;

- снижении расходов на исследования и разработки в условиях сохраняющегося бюджетного дефицита при одновременном росте издержек на воспроизводство человеческого капитала и генерирование инноваций, инициирующие дальнейшую «утечку умов» в столичные регионы России и в страны зарубежья

- огосударствлении экономики, бюрократизации сферы науки и высшего профессионального образования, снижающих стимулы к инновационной деятельности.

Стратегической целью инновационной деятельности в Южном федеральном округе является существенное повышение конкурентоспособности его хозяйствующих субъектов на глобальных рынках товаров и услуг, обеспечение ускоренной модернизации и диверсификации региональной экономики, рост уровня и качества жизни населения.

Продвижение Южного федерального округа по инновационно-ориентированному сценарию (нацеленное на превращение макрорегиона – инновационного аутсайдера в базовый для России ареал технико-технологического «прорыва» в сфере агропромышленного комплекса, туризма и рекреации, транспорта и логистики, энергетики и др.) связано с интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного и информационного секторов, третичной сферы. Доминантной стратегией, обеспечивающей качественные изменения во всех сегментах жизни регионов Южного федерального округа, при этом должно стать опережающее (по отношению к общероссийскому тренду) формирование системы науки и воспроизводства высококвалифицированных кадров на базе ведущих вузов в кооперации с инновационно-активными бизнес-структурами. Основой для развития высокопроизводительных отраслей новой экономики - информационных и биотехнологий, оказания инжиниринговых, финансовых и деловых услуг, проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, призванных стать платформой инновационной экономики южно-российских регионов, может стать научно-исследовательский и образовательный потенциал ведущих урбанистических центров, в первую очередь Ростовской и Волгоградской областей и Краснодарского края.

В Ростовской, Краснодарской и Волгоградской агломерациях (с совокупным демографическим потенциалом до 3, 1,5 и 1,3 млн. человек соответственно) и, прежде всего, в Ростове-на-Дону и Краснодаре с относительно высоким качеством среды обитания и человеческого капитала, развитой и динамичной инфраструктурой, концентрирующей значительную часть научного, индустриально-технического, финансово-инвестиционного и творческого потенциала как соответствующих регионов, так и Южного федерального округа в целом, отдача от массированных бюджетных и внебюджетных вложений в науку и подготовку кадров наиболее высока, а эффекты от концентрации исследовательской и образовательной активности – мультипликативны, носят межрегиональный характер, полностью корреспондируют с общефедеральными интересами.

Приоритетами инновационной деятельности в Южном федеральном округе выступают:

- формирование межрегиональной инновационной системы в масштабе Южного федерального округа;

- создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций, преодоление её фрагментарности;

- увеличение эффективности сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки) и системы высшего профессионального образования, усиление их «стыковки» и ориентации на потребности инновационной экономики;

- стимулирование создания малых инновационных предприятий и их взаимодействия с крупным и средним бизнесом, создание технологических платформ;

- привлечение внешних (в том числе федеральных) инвестиций в высокотехнологическую сферу;

- эффективная интеграция Южного федерального округа в глобальную инновационную систему;

- стимулирование действующих в макрорегионе хозяйствующих субъектов к использованию инноваций;

- повышение в Южном федеральном округе уровня инновационной культуры;

- формирование в регионах Южного федерального округа правовой и нормативной базы инновационной деятельности.

В числе основных задач и организационно-экономических механизмов развития инновационной деятельности в Южном федеральном округе:

- создание центров глобальной компетенции в таких отраслях как переработка углеводородов, производство и переработка сельскохозяйственного сырья, биотехнологии, энергетика, рекреация;

- формирование технико-внедренческих особых экономических зон, основой которых должны стать межрегиональные производственно-технологические кластеры, в том числе, в промышленности (топливно-энергетического, машиностроения, металлообработки, новых материалов, военно-промышленного и аэрокосмического комплексов), в аграрной сфере (зернового, производства и переработки семян подсолнечника, животноводческого и новых высокотехнологичных методов производства, в том числе, белоксодержащих пищевых добавок), в сфере услуг (курортно-рекреационного, информационно-коммуникационного, научно-образовательного);

- создание пояса малых инновационных предприятий, в том числе на базе технопарков и научных парков ведущих вузов макрорегиона;

- развитие на территории макрорегиона инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере; разработка регионального механизма поддержки трансфера инновационных технологий;

-реализация основных и дополнительных образовательных программ для инновационных сфер и секторов региональной экономики на базе ведущих вузов;

- развитие инновационной инфраструктуры, создание региональных аналитических центров, центров коллективного пользования, центров трансферта технологий, а также межрегионального Южно-российского информационно-аналитического центра на базе ЮФУ;

- подготовка кадров для инновационного бизнеса, включая создание системы региональных ресурсных центров, обеспечивающих подготовку и повышение квалификации специалистов на базе инновационных технологий;

- развитие международной деятельности, направленной на кооперацию в научно-образовательной сфере и продвижение конкурентоспособной инновационной продукции на зарубежные рынки; установление взаимовыгодного взаимодействия с мировыми лидерами по широкому спектру: выполнение совместных исследовательских работ, реализация инновационных проектов, создание совместных предприятий и развитие совместной инфраструктуры научно-образовательной и инновационной деятельности и др.;

- формирование адаптированных к региональной экономической специфике технологических коридоров и технологических платформ, связывающих в рамках единой логики реализацию долгосрочных инициатив по созданию технологической базы будущего развития, проведению отдельных высокорискованных прикладных НИОКР по созданию технологических решений на базе разработанных принципиально новых решений в рамках государственно-частного партнерства и созданию за счет средств частного бизнеса конкретных изделий;

- создание на принципах государственно-частного партнерства межрегиональных научных парков (на основе потенциала ЮФУ, КубГУ, а также с привлечением потенциала крупного российского и транснационального бизнеса);

- разработка нормативно-правовых актов региональных органов власти, направленных на создание благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности;

- увеличение объема финансирования инновационного сектора из региональных и местных бюджетов (субсидии производства, экспорта, льготы по оплате аренды, льготные кредиты и проч.), предоставление инновационно-активным субъектам бизнеса преференций в сфере налогообложения и использовании объектов, находящихся в региональной и муниципальной собственности;

- формирование систем регионального маркетинга инновационного рынка, регионального и межрегионального научно-технологического форсайта, моделирования и прогнозирования научно-технического прогресса и территориального социально-экономического развития.

Реализация стратегических направлений развития научно-инновационной сферы Южного федерального округа на период до 2020 года планируется в два основных этапа.

На первом этапе (2011–2013 годы) предполагается завершение создания институциональных и инфраструктурных условий развития и межрегиональной интеграции инновационной деятельности в Южном федеральном округе.

Одновременное решение задач «догоняющего» инновационного развития и формирования институциональных, инфраструктурных и кадровых заделов для научно-инновационных «прорывов» по приоритетным направлениям в рамках данного этапа связано с созданием инновационных кластеров во всех регионах Южного федерального округа и отлаживанием их сетевого межрегионального взаимодействия. Последнее будет достигнуто за счёт «запуска» сетевых проектов в научно-инновационной сфере, активизации деятельности центров коллективного пользования и научно-инновационной активности ведущих вузов, а также формирования межрегиональных центров глобальной компетенции.

Предполагается формирование специализированных региональных центров (на базе ведущих инновационно-активных вузов), нацеленных на диффузию современных высоких технологий в среднетехнологические сектора производственной сферы (прежде всего, промышленности, транспорта, сельского хозяйства) и сферы услуг (рекреации, высшего и среднего профессионального образования, здравоохранения). Наибольшее развитие должны получить выстраиваемые в соответствии с приоритетами региональной экономики мультидисциплинарные научные исследования и конвергентные технологии, а также ориентированные на них образовательные программы (включая внедрение самообучающихся сетей). Приоритетная государственная поддержка, при этом, должна быть сосредоточена на тех направлениях, где существуют серьезные научно-технические заделы, развита фундаментальная наука, есть основа для подготовки квалифицированных кадров. На этих направлениях целесообразно формировать проекты, ориентированные на глобальную конкурентоспособность. Механизмы регулирования государственной поддержки и выбор приоритетных направлений ее предоставления будут осуществляться в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Южного федерального округа, регулирующими инновационную деятельность.

Повсеместное (во всех регионах Южного федерального округа) создание институциональных и инфраструктурных условий развития и межрегиональной интеграции инновационной деятельности должно сочетаться с приоритетным формированием инновационных кластеров в Краснодарском крае (биотехнологии, логистики, экологии, рекреации), Ростовской области (нанотехнологий, включая нанобиотехнологии, наносистем и материалов, энергетических технологий, включая энергосбережение, биоинформатики, логистических технологий, технологий «интеллектуального машиностроения» и др.), Волгоградской (высокотехнологичной нефтепереработки, металлургии, машиностроения) и Астраханской областях (углублённой переработки углеводородного сырья, биотехнологий). В Республике Адыгея будут созданы предпосылки формирования инновационного кластера в области агробиотехнологий в растениеводческой сфере, а в Республике Калмыкия – в сфере пастбищного животноводства.

Второй этап реализации стратегических направлений развития научно-инновационной сферы Южного федерального округа (2014 – 2020 годы) ориентирован на опережающее формирование узловых элементов сетевой структуры экономики знаний и на преодоление на этой основе отставания макрорегиона (по профильным направлениям) в инновационной деятельности в общероссийском масштабе. В рамках данного этапа продолжится формирование центров глобальной компетенции во всех регионах Южного федерального округа с акцентом на нанобиотехнологию, биоинформатику, энергетические технологии (включая технологии газо-угольного энергохозяйства и атомные технологии), технологии проектирования и строительства энергоэффективных зданий, утилизации техногенных образований и отходов, информационные и геоинформационные технологии в сфере логистики, интермодальных перевозок, обеспечения маркетинговых систем бизнеса и др. К 2020 году в Южном федеральном округе предполагается создание региональной сети отраслевых инновационно-технологических кластеров, интегрированных в общефедеральную и планетарную инновационные системы. На её основе планируется как модернизация традиционных секторов хозяйственного комплекса (ТЭК, АПК, металлургии, химии, строительного комплекса, рекреации), так и формирование его инновационных сегментов (индустрии наносистем и материалов, биоинформатики и др.), что позволит существенно увеличить производительность труда в региональной экономике, нарастить объём высокотехнологичного экспорта.

К числу основных проектов в сфере развития научно-инновационного комплекса Южного федерального округа относятся:

- создание современных технологических платформ на базе ведущих вузов Южного федерального округа и инновационно-активных предприятий: композиционных технологий и материалов; биотехнологий; светодиодов и энергосбережения; авионики и бортового оборудования; информационных технологий; космических технологий; медицинских технологий; экологии, природопользования, ресурсосбережения; безопасности; ядерных технологий; нанотехнологий; технологий в строительстве; химических технологий; живых систем и др.;

- формирование технико-внедренческих особых экономических зон во всех регионах Южного федерального округа, в том числе технико-внедренческой зоны в области автоматики, вычислительной техники, приборостроения, электроники и радиотехники на базе ЮФУ в г.Таганроге;

- проектирование, строительство и оснащение технопарков в сфере высоких технологий в Ростове-на-Дону (ЮФУ), Краснодаре (Кубанский государственный университет и Кубанский государственный технологический университет), Астрахани (Астраханский государственный технический университет), Волгограде (ВолГУ), а также агротехнопарков в Краснодарском крае на базе Кубанского государственного аграрного университета;

- создание на принципах государственно-частного партнерства научных парков в Ростове-на-Дону и Краснодаре;

- создание агротехнопарков в г.Зернограде, Аксайском и Октябрьском районах Ростовской области;

- развитие «пояса малого инновационного бизнеса» с долей ЮФУ в уставном капитале, инновационно-технологических и инновационно-образовательных центров на базе ведущих вузов Южного федерального округа.

Реализация стратегии развития научно-инновационной сферы Южного федерального округапредполагает достижение следующих основных целевых показателей.

Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, составит 12 процентов в 2013 году и возрастет до 40 процентов к 2020 году, удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции составит 8 процентов в 2013 году и возрастет до 25 процентов к 2020 году, внутренние затраты на исследования и разработки составят 1 процент от ВРП в 2013 году и возрастут до 2,5 процентов к 2020 году, число малых инновационных предприятий составит 150 единиц в 2013 году и возрастет до 500 к 2020 году, число технологических платформ составит 7 единиц в 2013 году и возрастет до 25 единиц к 2020 году, число технопарков на базе ведущих вузов составит 8 единиц в 2013 году и возрастет до 25 к 2020 году, число бизнес-инкубаторов в Южном федеральном округе составит 12 единиц в 2013 году и возрастет до 30 единиц к 2020 году.

В регионах Южного федерального округа к 2020 году предполагается:

- в Ростовской области - создание не менее 10 бизнес-инкубаторов, 8 технопарков, 160 инновационных малых предприятий;

- в Краснодарском крае - не менее 10 бизнес-инкубаторов, 7 технопарков, 165 инновационных малых предприятий;

- в Волгоградской области - не менее 5 бизнес-инкубаторов, 5 технопарков, 80 инновационных малых предприятий;

- в Астраханской области - не менее 3 бизнес-инкубаторов, 3 технопарков, 50 инновационных малых предприятий;

- в Республике Адыгея - бизнес-инкубатор, технопарк, 25 инновационных малых предприятий;

- в Республике Калмыкия - бизнес-инкубатор, технопарк, 20 инновационных малых предприятий.

Достижение целевых показателей планируется на основе реализации следующих основных мероприятий:

- формирование систем регионального маркетинга инновационного рынка, регионального и межрегионального научно-технологического форсайта, моделирования и прогнозирования научно-технического прогресса и территориального социально-экономического развития;

- формирование инфраструктуры научно-инновационной деятельности, включая создание пояса малых инновационных предприятий, региональных аналитических центров, центров коллективного пользования, центров трансферта технологий (в том числе на базе технопарков и научных парков ведущих вузов), а также межрегионального Южно-российского информационно-аналитического центра на базе ЮФУ;

- наращивание продуктивного взаимодействия науки, образования и бизнеса в инновационной сфере, в том числе на основе формирования технологических платформ, технико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зон, вовлечения бизнеса в финансирование НИОКР и использование результатов интеллектуальной деятельности и др.;

- совершенствование регионального механизма поддержки научно-инновационной деятельности и её межрегиональной интеграции, включая разработку и принятие целевых программ в инновационной сфере, издание нормативно-правовых актов региональных органов власти, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности, мотивацию спроса на научно-инновационную продукцию, создание механизмов поддержки экспорта наукоемкой продукции, формирование институтов микрофинансирования в научно-технической сфере, увеличение объема финансирования инновационного сектора из региональных и местных бюджетов (субсидии производства, экспорта, льготы по оплате аренды, льготные кредиты и проч.), предоставление инновационно-активным субъектам бизнеса преференций в сфере налогообложения и использовании объектов, находящихся в региональной и муниципальной собственности, создание более эффективного механизма защиты прав интеллектуальной собственности и др.;

- создание условий для привлечения прямого и венчурного финансирования в инновационные малые предприятия, в том числе с использованием механизмов федеральных программ, инструментов частного инвестирования в инновационных разработок на различных этапах их реализации;

- развитие международной деятельности, направленной на кооперацию в научно-образовательной и научно-инновационной сферах и продвижение конкурентоспособной инновационной продукции на зарубежные рынки;

- развитие кадрового потенциала научно-инновационной деятельности, в том числе на основе создание многоуровневой системы подготовки кадров в ведущих вузах Южного федерального округа для инновационных сфер и секторов региональной экономики;

- информационная поддержка инновационной деятельности, включая организацию семинаров, конференций, "круглых столов", выставок и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: