Целевые программы и стратегии развития туристкой деятельности в Санкт-Петербурге

 

За свою историю Санкт-Петербург поменял несколько названий-эпитетов, вольно или невольно отражавших попытки сформировать имидж города. Среди наиболее популярных - «Северная Венеция», «Северная Пальмира», которые подчеркивают архитектурно-градостроительные особенности города, служившие оценкой его привлекательности; «Город трех революций» свидетельствует о происходивших здесь важных исторических событиях; в последние годы - «северная столица» России и Европы. Последние два эпитета стали особенно популярными в последнее десятилетие и отражают тенденции позиционирования Санкт-Петербурга в условиях современного этапа рыночного развития экономики.

В Санкт-Петербурге принята Программа развития Санкт-Петербурга, как туристического центра на 2005-2010 годы[23]. Она разработана на основе материалов, подготовленных международной консалтинговой компанией "Бостон Консалтинг Групп (Москоу) Лимитед" по заказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в рамках выполнения работ по теме "Разработка финансово-экономических обоснований и Программы развития туристической инфраструктуры г. Санкт-Петербурга и его пригородов". Основные задачи программы формулируются, как вхождение за пять лет в пятерку крупнейших туристических центров Европы с общим количеством прибытий пять миллионов туристов в год, увеличение на 20 процентов потока туристов в высокий сезон, выравнивание сезонности в среднем на 15 процентов. Такой вариант развития получил название "5-5-5".

Стоит отметить принятый в третьем чтении Государственной думой РФ закон о безвизовом режиме для паромных туристов, что позволит Санкт-Петербургу заработать за три года около 150 млн. евро. По мнению главы профильного комитета Максима Соколова, решение Государственной думы РФ особенно актуально для Санкт-Петербурга, где недавно вступила в строй первая очередь "Морского фасада" - нового порта, способного принимать круизные и паромные суда вместимостью от 2,5 до 5 тыс. пассажиров.

В бюджете Санкт-Петербурга особой статьей выделяются деньги на проект "Сити-тур Санкт-Петербург"[24]. Это официальный туристический продукт города. Права на товарный знак "Сити-тур Санкт-Петербург" принадлежат городу Санкт-Петербург. "Сити-тур Санкт-Петербург" - это обзорная автобусная экскурсия по культурной столице России европейского уровня. Аналогичные проекты успешно существуют в крупных городах Европы - Париже, Лондоне, Берлине и многих других.

Цели этого проекта:

- организация в Санкт-Петербурге регулярной городской обзорной автобусной экскурсии европейского уровня.

- повышение комфортности пребывания гостей в городе.

- развитие имиджа Санкт-Петербурга как европейского города с развитой туристической инфраструктурой.

- реализация стратегии развития Санкт-Петербурга как центра городского туризма.

Первый конкурс на право реализации проекта "Сити-тур Санкт-Петербург" городская администрация провела в декабре 2005 года. Тогда цена контракта составляла 2 млн. рублей, участникам выдвигались следующие условия: закупить два двухэтажных автобуса, оборудовать их многоканальной лингафонной установкой, позволяющей пассажирам прослушивать аудиозапись экскурсии на шести языках.

Согласно условиям конкурса (конкурс в данный момент открыт) победитель должен будет закупить шесть двухэтажных автобусов (по три крытых и три открытых) и обеспечить полный комплекс услуг по проведению обзорных экскурсий по Петербургу. То есть оборудовать автобусы многоканальной лингафонной установкой, позволяющей пассажирам прослушивать аудиозапись экскурсии на шести языках (русском, английском, немецком, французском, испанском и японском), разработать эти аудиоэкскурсии, оформить автобусы и билеты на экскурсию в соответствии с фирменным стилем "Сити-тур", а также осуществлять маркетинговую и рекламную кампанию по продвижению данного проекта. Стоимость годового контракта составляет почти 30 миллионов рублей. Автобусы должны будут курсировать по утвержденному маршруту, отправляясь от пяти пунктов: от Исаакиевской площади, площади Искусств (у дома №2/4), от Биржевой площади, от Лебяжьей канавки у Летнего сада и от Кронверкской набережной.

 В Санкт-Петербурге успешно действует программа «Белые дни» - это бренд культурного отдыха в зимнем Санкт-Петербурге. Зимняя программа "Белые дни в Санкт-Петербурге" впервые была представлена на туристическом рынке города в октябре 2002 года по инициативе группы пятизвездочных отелей "Астория", "Англетер", "Гранд Европа", "Коринтия Невский Палас" и "Рэдиссон САС", как зимняя альтернатива хорошо раскрученным «Белым ночам»[25]. Проект позиционируется, как способ привлечь туристов в город в низкий сезон. С «культурной» стороны «Белые дни» поддерживает Эрмитаж, Мариинский театр, Русский музей, Театр балета Бориса Эйфмана, и Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича. В этом сезоне к «Белым дням» присоединились также Государственный комплекс «Дворец Конгрессов» и ГМЗ «Петергоф».

Туристам предлагается посетить Санкт-Петербург зимой, когда все объекты показа представляют немало интересных программ, а отели не переполнены, как это бывает летом. Цены на турпакеты также выгодно отличаются от летних. Наряду с уже традиционными фестивалями «Площадь искусств» и «Мариинский» проект впервые включает мероприятия, специально разработанные Государственным Эрмитажем, Русским музеем, Мариинским театром оперы и балеты и Филармонией. Например, программа, подготовленная Константиновским дворцом, представляет новые музыкальные проекты, юбилейные концерты и благотворительные новогодние елки для детей и их родителей.

Вывод

Политика Администрации Санкт-Петербурга в сфере туризма опирается на устойчивый интерес к городу в России и за рубежом. Городское правительство проводит курс на улучшение качества обслуживания туристов, на совершенствование законодательства в сфере туризма. Принятый Законодательным собранием Санкт-Петербурга закон о поддержке развития туризма содержит комплекс мер, выполнение которых придаёт устойчивый динамизм росту городской индустрии. Речь идет об осуществлении ряда целевых программ, направленных на развитие туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга, продвижение города на российский и международный рынок туристских услуг, создание комфортной информационной среды для жителей и гостей северной столицы, ускоренное развитие морских и водных видов туризма.

Заключение

В ходе анализа законодательства в сфере туризма в РФ было выявлено, что вследствие принятия многих необходимых законов и поправок к законам, законодательная база РФ напоминает законодательство по туризму в развитых европейских странах, которые отличаются наибольшими доходами от туристической отрасли. Для рынка туризма в РФ неоспоримую пользу привнесло введение реестра туроператоров, а так же финансовых гарантий туроператоров. Отдельно необходимо отметить тенденцию “создания инвестиционного характера” для рынка туризма в законодательстве, которая является необходимой предпосылкой для дальнейшего совершенствования и роста рынка туризма.

Что касается модели органов государственного регулирования туризмом, в ходе исследования была выявлена структура Министерство - региональные структуры министерства – региональные ассоциации по туризму. Далее в ходе сравнения с органами, регулирующими туризм в европейских странах выяснилось, что модель органов государственного регулирования в РФ близка к ряду европейских стран. Наличие правильной структурированной системы органов регулирования туристкой деятельности, наряду с прозрачным, понятным законодательством в этой сфере является непременным условием развития туристкой отрасли в России. Из анализа структуры органов регулирующих туристскую деятельность в РФ можно заключить, что эффективная управляющая и регулирующая система с обратной связью, которая позволяет оперативно реагировать на современные тенденции развития туризма является большим преимуществом России на мировом рынке и позволяет наравне конкурировать Российскому турпродукту с иностранными.

Исследуя систему органов регулирования туристской деятельности в Санкт-Петербурге можно заключить, что её структура сводится все к той же системе комитет – отделы комитета - региональные ассоциации по туризму. Так же в Санкт-Петербурге, ввиду того, что город посещают наибольшее количество иностранных и внутренних туристов создан и успешно действует Городской Туристско-Информационный Центр (ГТИЦ) который является аналогом «British Tourist Authority»[26].

Рассмотрев историю развития органов регулирующих туристскую отрасль можно заключить, что Санкт-Петербург сыграл в ней основополагающую роль. На протяжении всей истории развития туризма в России, Санкт-Петербург был центром, в котором зарождалась основа органов регулирующих тузим, а так же туристский ассоциаций, что на данный момент является фундаментом системы органов управления туризмом в РФ.

Завершающим этапом работы было исследование целевых программ развития туризма в Санкт-Петербурге. Если рассматривать рынок въездного туризма согласно отчёту ЮНЕСКО[27]– город хотят посетить 30 миллионов человек. В ходе работы были рассмотрены основные целевые программы, которыми администрация Санкт-Петербурга добивается улучшение качества обслуживания туристов, увеличения турпотока в город, а так же создания имиджа  туристического центра для Санкт-Петербурга.

Принятый Законодательным собранием Санкт-Петербурга закон о поддержке развития туризма содержит комплекс мер, выполнение которых придаёт устойчивый динамизм росту городской индустрии.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок туризма Санкт-Петербурга имеет все предпосылки для роста. Город продвигается и в России и заграницей, а усилия администрации Санкт-Петербурга выводят город на уровень мировых туристических центров, таких как Лондон, Париж, Рим.

Список литературы

1. Вопросы дальнейшего развития туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. // Социальные инновации. Юбилейный сборник научных трудов, посвященный пятилетию кафедры экономики и управления социальной сферой. В 2-х ч. Ч. I. – 1999. – С. 75.

2. Воронин А.Н., Сухенко К.Э. Проблемы современной экономики // Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2007. - №3. – С. 17-22.

3. Газета Деловой Петербург от 02.03.2008. WEB: http://www.dpgazeta.ru/

4. Ильина, Н. И. Экономические функции туризма на современном этапе / Н. И. Ильина. - Казань: ТИСБИ, 2000. - №3-4 - С. 23-27.

5. Квартальнов, В.А. Туризм / В. А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.

6. Конституция Российской Федерации. Гл. 2. Ст. 27 п. 1-2. Web: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

7. Макаренко, С.Н. История туризма / С. Н. Макаренко, А. Э. Саак. - Таганрог: ТРТУ, 2003. - 37 с.

8. О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Закон Санкт-Петербурга от 1 декабря 2008 N 730-129. Web: http://www.kadis.ru/newstext.phtml?id=31965.

9. О программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы: Постановление правительства Санкт-Петербурга от 17 октября 2005 года № 1541. Web: http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/invest/turcentr/555program.

10. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный Закон от 5 февраля 2007 №12-ФЗ // Российская газ. - 2007. - 9.02. - С. 8

11. Об утверждении Положения о ведении единого федерального реестра туроператоров: Приказ Федерального агентства по туризму (Ростуризм) от 10 мая 2007 г. N 28 г. Москва

12. Официальный сайт городского Туристско-Информационного Центра. Web: http://www.ispb.info/index.phtml?page_id=259&lang=ru.

13. Официальный сайт правительства Санк-Петербурга. WEB: http://gov.spb.ru/

14. Правовое обеспечение туризма: учебное пособие. / В. П. Вахмистров, С. И. Вахмистрова. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.- 288с.

15. Саченкова, Н.И. Воздействие государства на туризм / Н. И. Саченкова // Сборник статей ТИСБИ. – 1998. -  Вып. 1. – С. 96-98.

16. Управление индустрией туризма: учебное пособие. / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, B.C. Сенин. - М.: КНОРУС, 2005. - 448 с.

 

 

1. Информационно-правовой портал «Гарант»  Web: http://base.garant.ru/6307824.htm

2. Московский Либертариум Web:  http://www.libertarium.ru/l_sormlaw_101

3. Законодательство онлайн Web: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2006/1/17/32100/

4. Корнеев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Учебник. – М. Щит-М. – 2004.

5. Сайт Московского Университа МВД Web: http://frankazoid.narod.ru/teach/prikazmvd2004.htm

6. Сайт Юридической компании «Совершенствование Правовых технологий» Web:  http://www.sovpravo.ru/docs/stat/4511_stat.html

7. Уголовный Кодекс РФ http://www.uk-rf.com/

8. Алексеев А.Х. Борьба с новыми видами преступлений в сфере экономики. //Вестник МВД РФ. 1997. № 6. с. 55.

9. Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 401-402.

10. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 512.

11. Организованная преступность // Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. М., 2007. VI, 858 с.

12. Машин В.П. Организованная преступность. Финансовые стороны, М.,1996 г.

13. Кудрявцева В.Н.,Эминова В.Е. Криминология. 1997

Организованная преступность-2. М., 1993. С. 150. Цит. по: Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 510—511.

Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шели. СПб., 2003. С. 330.

Вильямс Ф. Насколько опасна российская организованная преступность // Российская организованная преступность: новая угроза? М., 2000. С. 17.

 


[1] Ильина, Н. И. Экономические функции туризма на современном этапе / Н. И. Ильина. - Казань: ТИСБИ, 2000. - №3-4 - С. 23-27.

[2] Официальный сайт городского Туристско-Информационного Центра. Web: http://www.ispb.info/index.phtml?page_id=259&lang=ru.

[3] Макаренко, С.Н. История туризма / С. Н. Макаренко, А. Э. Саак. - Таганрог: ТРТУ, 2003. - 37 с.

[4] Конституция Российской Федерации. Гл. 2. Ст. 27 п. 1-2. Web: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

[5] Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный Закон от 5 февраля 2007 №12-ФЗ // Российская газ. - 2007. - 9.02. - С. 8

[6] Об утверждении Положения о ведении единого федерального реестра туроператоров: Приказ Федерального агентства по туризму (Ростуризм) от 10 мая 2007 г. N 28 г. Москва

[7] Правовое обеспечение туризма: учебное пособие. / В. П. Вахмистров, С. И. Вахмистрова. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.- 288с.

[8] Официальный сайт правительства Санк-Петербурга. WEB: http://gov.spb.ru/

 

[9] Макаренко, С.Н. История туризма / С. Н. Макаренко, А. Э. Саак. - Таганрог: ТРТУ, 2003. - 37 с.

[10] Квартальнов, В.А. Туризм / В. А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.

[11] Вопросы дальнейшего развития туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. // Социальные инновации. Юбилейный сборник научных трудов, посвященный пятилетию кафедры экономики и управления социальной сферой. В 2-х ч. Ч. I. – 1999. – С. 75.

[12] Управление индустрией туризма: учебное пособие. / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, B.C. Сенин. - М.: КНОРУС, 2005. - 448 с.

[13] Воронин А.Н., Сухенко К.Э. Проблемы современной экономики // Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2007. - №3. – С. 17-22.

 

[14] Воронин А.Н., Сухенко К.Э. Проблемы современной экономики // Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2007. - №3. – С. 17-22.

 

[15] Официальный сайт городского Туристско-Информационного Центра. Web: http://www.ispb.info/index.phtml?page_id=259&lang=ru.

[16] Вопросы дальнейшего развития туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. // Социальные инновации. Юбилейный сборник научных трудов, посвященный пятилетию кафедры экономики и управления социальной сферой. В 2-х ч. Ч. I. – 1999. – С. 75.

[17] Вопросы дальнейшего развития туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. // Социальные инновации. Юбилейный сборник научных трудов, посвященный пятилетию кафедры экономики и управления социальной сферой. В 2-х ч. Ч. I. – 1999. – С. 75.

[18] Управление индустрией туризма: учебное пособие. / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, B.C. Сенин. - М.: КНОРУС, 2005. - 448 с.

[19] Официальный сайт правительства Санк-Петербурга. WEB: http://gov.spb.ru/

 

[20] Ильина, Н. И. Экономические функции туризма на современном этапе / Н. И. Ильина. - Казань: ТИСБИ, 2000. - №3-4 - С. 23-27.

[21] Саченкова, Н.И. Воздействие государства на туризм / Н. И. Саченкова // Сборник статей ТИСБИ. – 1998. - Вып. 1. – С. 96-98.

[22] Вопросы дальнейшего развития туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. // Социальные инновации. Юбилейный сборник научных трудов, посвященный пятилетию кафедры экономики и управления социальной сферой. В 2-х ч. Ч. I. – 1999. – С. 75.

[23] О Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы: Постановление правительства Санкт-Петербурга от 17 октября 2005 года № 1541. Web: http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/invest/turcentr/555program.

[24] О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Закон Санкт-Петербурга от 1 декабря 2008 N 730-129. Web: http://www.kadis.ru/newstext.phtml?id=31965.

[25]  Газета Деловой Петербург от 02.03.2008. WEB: http://www.dpgazeta.ru/

 

[26] Управление индустрией туризма: учебное пособие. / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, B.C. Сенин. - М.: КНОРУС, 2005. - 448 с.

[27] Управление индустрией туризма: учебное пособие. / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, B.C. Сенин. - М.: КНОРУС, 2005. - 448 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: