В самом широком смысле цель коммуникаций на предприятии - осуществление изменений, влияние на деятельность таким образом, чтобы достичь процветания предприятия.
Существует две основные функции коммуникации: информационная и личностная. Первая осуществляет процесс движения информации, вторая - взаимодействие личностей. Эти две функции теснейшим образом связаны друг с другом. Взаимодействие личностей в значительной степени осуществляется благодаря движению информации, но полностью к информационным процессам не сводится, потому что коммуникация строится не только по факту передачи и получения информации, но и по личностным ее оценкам и индивидуальным интерпретациям.
По отношению к организации коммуникации бывают двух типов: внешние и внутренние. Они отражают целостность управляемой системы и одновременно ее открытость, приоритетность действий работников фирмы, стиль управления менеджера, ситуации взаимодействия фирмы с другими объектами. Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношения с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне.
|
|
Менеджеру необходимо до конца понять практические потребности в коммуникации. Но также важно, чтобы вопросы, влияющие на установление хорошей коммуникации, были проанализированы. Эти вопросы включают в себя готовность установить коммуникацию, определение препятствий, влияющих на нее, ее принципы, выбор метода, перекрестную коммуникацию.
Организационная культура и ее влияние на эффективность менеджмента
Один из основных резервов повышения эффективности организации — организационная культура.
Организационная культура (OK) — это комплекс ценностей, видений, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации.
Принято выделять три уровня ОК (по Э. Шайну):
1. Поверхностный (то, что воспринимается человеческими чувствами).
2. Подповерхностный (верования и ценности, сознательно разделяемые членами организации).
3. Глубинный (скрытые, бессознательно принимаемые на веру предположения и атрибуты поведения).
Для формирования организационной культуры необходимо (Э. Шайну):
- решить проблему внешней адаптации (выработка миссии и стратегии, целей, методов достижения целей, разработка системы контроля и воздействия на индивидов);
|
|
- решить проблему внутренней интеграции (выбрать подходящие методы коммуникаций, критерии вхождения и выхода членов из групп, правильно распределить полномочия и власть, наладить личностные отношения, выработать систему награждений и наказаний, выработать идеологию и веру в успех дела).
На формирование организационной культуры влияют:
- культура общества (народа), внутри которого организация функционирует;
- культура представителей высшего звена управления организацией;
- напористость руководства во внедрении новых норм поведения, идей, взглядов, идеологии.
Существуют различные модели влияния организационной культуры на организационную эффективность:
1. Модель Сате. В соответствии с моделью Сате вмешательство в организационные процессы позволяет повысить эффективность компании:
- вмешательство менеджеров в поведение работников;
- обоснование «нужного для организации» поведения работников;
- вмешательство в коммуникативные процессы организации;
- вмешательство в процессы найма и увольнения работников.
2. Модель Питера и Утермана. К основным методам воздействия на организационную эффективность правомерно отнести следующие ценностные ориентации работников:
- взращивание веры в успех дела;
- внушение и обоснование того, что потребитель диктует организации условия работы, а не наоборот;
- поощрение автономии и предприимчивости членов организации;
- формирование взгляда на людей и их компетентность как главный источник производительности и эффективности работы;
- взращивание веры в эффективность простых структур (групп) управления с немногочисленным штатом;
- обоснование выгодности оптимального сочетания жесткости и гибкости в управлении через понимание и веру персонала в ценности организации.
3. Модель Парсонса. Согласно этой модели, на уровень организационной эффективности воздействуют следующие функции социальной системы:
- адаптивность к постоянно меняющимся условиям внешней среды;
- целеустремленность членов организации;
- интеграция и синергия подразделений;
- легитимность (признание людьми ценностей организации).
4. Система конкурирующих ценностей Квина и Рорбаха. В данной модели на организационную эффективность влияют конкурирующие между собой ценности:
- интеграция (дает порядок, стабильность, предсказуемость) — дифференциация (дает адаптируемость, гибкость, инновационность);
- интерес к внутреней среде — интерес к внешней среде;
- средства (инструменты) — результаты (показатели работы).