Научно-технологическая политика России должна быть направлена на развитие и поддержание постоянно на высоком уровне инновационной способности нации, которая характеризуется наличием:
— мощной современной науки;
— развитой сферы прикладных исследований, осуществляющих «доводку» фундаментальных разработок до уровня их практического, в том числе коммерческого применения;
— эффективных внедренческих и маркетинговых механизмов, включая прогнозирование спроса и действенные схемы, технологии и методики продвижения готовых изделий на внутренний и мировой рынки;
— гибкого и динамичного производства, способного к быстрой наладке серийного изготовления конкурентоспособной продукции повышенного спроса;
— системы непрерывной специализированной подготовки исследовательских, инженерных, научно-управленческих и, что особенно необходимо, менеджерских кадров, включая экспертов-профессионалов по рынкам высокосложной продукции;
— современной структуры комплексного финансирования научно-производственных и образовательных процессов в сфере высоких технологий, основанной на сочетании всесторонних средств прямой государственной поддержки, системы налогового и иного непрямого стимулирования инновационных начинаний государственных и частных корпораций, сотрудничества государства с мелким венчурным бизнесом, участия государства и отечественного бизнеса в сотрудничестве с транснациональными корпорациями и зарубежными государствами по линии прикладного использования научных разработок.
|
|
Задача современной научно-технологической политики не столько в составлении списков первоочередных отраслей, сколько в работе по формированию эффективной “живой” системы регулирования и саморегулирования приоритетов в области высоких технологий. Рыночные потребности будут и должны самым серьезным образом влиять на приоритеты российской инновационной стратегии. Речь идет о том, что определять их должна не только коммерческая стихия, но и совокупный разум общества и государства.
Стране требуется постоянно действующая система уточнения научно-технологических приоритетов, в основу которой было бы положено, прежде всего, но не исключительно, обобщенное представление научно-технического сообщества о текущем состоянии научно-технической сферы и ее потенциальных возможностях для решения неотложных и перспективных задач развития страны. Приоритеты должны формироваться с учетом мнения специалистов в области внешней политики, национальной безопасности, экономики и бизнеса, экологии, здравоохранения, образования и т.п. При этом нельзя забывать, что приоритетность федеральной политики должна согласовывать интересы всей страны и ее отдельных регионов, учитывать региональные научно-промышленные ориентиры — такие, как формирование региональных межотраслевых производств, региональные программы адаптации оборонных предприятий, сотрудничество отдельных регионов между собой в работе с внешними долгами и выходом на внешние рынки и т.п.
|
|
Лизинг и франчайзинг в предпринимательстве
Лизинг — разновидность аренды. Закон Российской Федерации «О лизинге» трактует лизинг как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга юридическим и реже физическим лицам на установленный срок, за определенную плату и в соответствии с условиями, закрепленными договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Лизинг связан с прямыми инвестициями. Различают множество разновидностей лизинга:
- по виду имущества: лизинг движимого и недвижимого имущества; лизинг недвижимого имущества, бывшего в употреблении, и т.д.;
- по характеру лизинговых платежей: с денежным платежом, с компенсационным платежом (поставками продукции), со смешанным платежом;
- по срокам лизинга: рейтинг — аренда на срок от нескольких дней до месяца; - хайринг — аренда на срок от нескольких месяцев до года; собственно лизинг — аренда на срок от года до нескольких лет.
Сроки лизинга зависят от периода амортизации оборудования (объекта). Обычно срок лизинга меньше этого периода.
При осуществлении лизинговой сделки оформляются договор купли-продажи лизингового имущества и протокол приемки, подтверждающий поставку объекта лизинговой сделки, его монтаж и ввод в эксплуатацию.
Франчайзинг — смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, которое осуществляется на основе договора франчайзинга, заключаемого между крупным предприятием — франчайзером и мелким — франчайзи (оператором). Предметом договора должна быть обязанность франчайзера либо снабжать оператора или бизнесмена, работающего в рамках оговоренной территории за денежное вознаграждение, своими товарами, апробированными технологиями, либо передать ему исключительное право на производство и сбыт под торговой маркой и от имени франчайзера оговоренных товаров и услуг. Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой. Кроме того, франчайзер может назначить регулярную плату за использование торговой марки. Плата, как правило, устанавливается в пределах 1—5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, составляющий в среднем 2—3%. Существуют и другие нормы отчислений.
Различают товарный, производственный и деловой франчайзинг. По существу франчайзинг в нашей стране представлен пока в одной форме: зарубежный франчайзер — российский франчайзи (оператор).