В данном разделе я разработал экономическую стратегию организации в целом и для каждого продукта в отдельности. Также мной были определены миссия предприятия и стратегические цели.
5.1. Миссия организации
Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования – обозначается как ее миссия.
Значение соответствующей миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудниками организации, невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы.
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей на различных организационных уровнях. Формулировка миссия должна содержать следующее:
- Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
|
|
- Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.
- Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?
5.2. Цели организации
Общефирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик:
- цели должны быть конкретными и измеримыми, ведь так создается четкая база отсчета для последующих решений и оценки хода работы;
- конкретный горизонт прогнозирования – следующая характеристика эффективных целей. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования примерно пять лет, краткосрочная цель – один год, среднесрочная – от одного до пяти лет;
- цель должна быть достижимой, чтобы служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, либо из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям;
- множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими, т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.
Деятельность экономической организации объективно очень разнообразна, поэтому организация не может быть сосредоточена на единственной цели, а должна определить несколько наиболее значительных ориентиров действий.
|
|
На фабрике «Эллис» выделены ключевые пространства, в рамках которых организация определяет свои цели.
1. Прибыльность – увеличить прибыль на 8% в течении следующего года;
2. Рынок – продать 1100 единиц продукции в течении следующего года;
3. Продукция – ввести изделие «Пальто демисезонное мужское» в ассортимент в течении двух лет;
4. Ресурсы – налаженное обеспечение необходимыми ресурсами и средствами производства;
5. Инновации – производство, новых товаров, внедрение на новые рынки, применение новых технологий;
6. Организация – создание филиала фабрики на юге страны к концу следующего года;
7. Человеческие ресурсы – снизить число прогулов до уровня ниже 4% к концу следующего года;
8. Социальная ответственность – принять на работу 20 высококвалифицированных специалистов в течении следующего года.
5.3. Позиционирование товара
Проектирование осуществлялось мной в условиях социально-экономической ситуации ноября 2005 года. Работниками служб маркетинга и стратегического планирования фабрики были проведены соответствующие исследования, в результате которых была получена необходимая информация (таблица 9).
Таблица 9
Матрица данных для разработки стратегий
Продукт | Объем продаж, шт. | Объем продаж ведущего конкурента, шт. | Емкость рынка, шт. | Темп роста рынка, % | Темп роста отрасли, % |
А | 1002 | 902 | 6000 | 112 | 108 |
В | 1202 | 1002 | 5100 | 105 | |
С | 802 | 950 | 8000 | 103 |
Но для позиционирования товара этой информации недостаточно, требуются дополнительные расчеты, результаты которых представлены в таблице 10.
Таблица 10
Продукт | Доля рынка организации | Доля рынка ведущего конкурента | Относительная доля рынка | Темп роста рынка, % | Темп роста отрасли, % |
А | 0,17 | 0,15 | 1,13 | 112 | 108 |
В | 0,24 | 0,20 | 1,2 | 105 | |
С | 0,10 | 0,12 | 0,83 | 103 |
Теперь имеются все данные для позиционирования продукции А, В, С с помощью матрицы БКГ (Бостонской консалтинговой группы) (Таблица 11).
Таблица11
Матрица Бостонской консалтинговой группы
| Относительная доля рынка | ||||||
Низкая | Высокая | ||||||
роста отрасли | Высокие | «Трудный ребенок» («знак вопроса») |
| ||||
Низкие |
|
|
|
Продукция «А» (костюм женский) является «Звездой» - это лидер в быстро развивающейся отрасли. Для ведения ожесточенной конкурентной борьбы ей часто не хватает ресурсов и финансовых средств, тогда на помощь приходит «Дойная корова», которой в моем случае является продукция «В» (костюм мужской). Это лидер в отрасли с низкими темпами развития или устоявшейся отрасли (нет. Финансовых вложений для развития), что позволяет получать высокую прибыль, которую можно вкладывать в другую продукцию. Продукция «С» (пальто женское) имеет малую долю в отрасли со снижающимися темпами развития. Возможны два варианта действий: либо снизить усилия (по продвижению) или уйти с рынка и начать работу с другой продукцией.
Продукцию фабрики также можно рассмотреть используя матрицу возможностей по товарам и рынкам (таблица 12).
Таблица 12
Матрица возможностей по товарам/рынкам
| Рынки | ||
Существующие | Новые | ||
Товары | Существующие | «Улучшай то, что ты уже делаешь» | Стратегия развития рынка |
Новые | Стратегия разработки новых товаров | Стратегия диверсификации |
Анализируя каждый продукт по данной матрице, можно сказать:
- для продукции «А» можно выбрать стратегию развития ранка, так как она популярна на своем рынке, а у фабрики имеются средства, которые можно использовать на рекламные цели для представления товара потенциальным потребителям;
|
|
- для продукции «В» выбираем стратегию «улучшай то, что уже делаешь», так как товар имеет своих постоянных покупателей, которые нуждаются в постоянном стимулировании для их удержания. Поэтому продукцию «В» нужно усовершенствовать, делать более привлекательной для покупателя и более отличной от товаров конкурентов;
- для продукции «С» есть два пути действия. Первый - выбрать стратегию диверсификации товара, попытаться сделать его более отличным от товаров конкурентов и товаров-заменителей, а также более привлекательным для покупателя. Второй - выбрать стратегию разработки нового товара, так как выпуск данного товара не приносит желаемого результата.
После выбора и обоснования стратегии организации нужно провести корректировку в распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия (Таблица 13).
Таблица 13
Корректировка прибыли предприятия
Распределение прибыли: |
|
| |
-фонд потребления | руб. | 122732,26 | 162125,95 |
-фонд накопления | руб. | 92049,20 | 90790,53 |
-резервный фонд | руб. | 55229,52 | 32425,19 |
-прибыль для выплаты дивидендов | руб. | 36819,68 | 38910,23 |
Так как предполагается развитие предприятия: освоение новых рынков и разработка новой продукции, а также открытие филиала на юге страны, в фонд накопления я отношу 48% прибыли предприятия. Работники – основное звено предприятия, поэтому на фонд потребления относится 30% прибыли. На резервный фонд идет 10%, на выплату дивидендов 12% прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.