Сальдо миграции населения Российской Федерации по федеральным округам, тыс. человек

Федеральные округа

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Прогноз Росстата

2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.
Российская Федерация, в том числе 81,8 87,3 43,9 41,3 111,0 186,1 300,6 417,8 415,1
Центральный 111,2 123,5 119,0 110,6 136,7 199,3 288,9 344,6 332,8
Северо-Западный 11,1 11,1 4,5 8,7 13,0 8,2 19,7 27,6 31,7
Южный 9,1 8,3 0,8 -6,2 10,0 23,8 22,6 23,1 20,0
Приволжский 6,8 2,8 -10,0 -15,6 -2,5 12,9 19,0 42,9 38,9
Уральский 11,5 3,0 -3,8 -3,4 4,1 8,9 10,0 11,0 10,0
Сибирский -35,7 -33,6 -41,6 -30,3 -27,3 -37,3 -34,5 -20,7 -17,9
Дальневосточный -32,2 -27,8 -25,0 -22,6 -23,0 -29,7 -25,1 -10,7 -0,4

 

населения в трудоспособном возрасте составит около 60% от общего сальдо внешних мигрантов. Неравномерность сокращения трудовых ресурсов из-за естественной убыли населения в прогнозируемом периоде (наибольшее их сокращение ожидается в 2011-2015 гг.) требует регулирования потоков внешней миграции таким образом, чтобы они позволяли компенсировать убыль населения в рабочих возрастах.

Регионы к востоку от Урала - Сибири и Дальнего Востока – являются стратегическим резервом выживаемости России и развития сравнительных преимуществ ее экономики. Вместе с тем, активное включение России в мировые хозяйственные связи и неспособность эффективно управлять этим резервом в период экономического спада в 1990-х гг. стимулировали укрепление за рубежом позиций тех, кто считает, что ресурсы Сибири и Дальнего Востока – это достояние не только России, но и всего мирового сообщества. Многие страны Запада и Востока заинтересованы в совместном освоении этих ресурсов, при этом они не исключают возможностей воспользоваться ими лишь в своих интересах в случае усиления дезинтегрированных процессов в России. Ресурсы Сибири и Дальнего Востока являются уникальным потенциалом развития всего мира, который по своему значению превосходит освоение территорий запада США, Канады и Австралии. Как свидетельствует практика, радикально-либеральная стратегия экономического развития не только не эффективна для страны с обширной территорией, но и крайне опасна.

Россия нуждается в привлечении мигрантов, испытывая мощный демографический напор перенаселенных соседних стран. При этом важно реально оценивать объективные границы её миграционной емкости. Потенциал иммиграционной емкости принимающей страны всегда ограничен. Это обусловлено размерами ресурсного потенциала, на основе которого осуществляется социально-экономическое развитие данной страны, а также предельно приемлемыми изменениями параметров социально-экономического строя страны и её человеческого потенциала, которые складываются под влиянием динамических и структурных характеристик международных миграционных потоков.

 Выработка адекватного стратегического ответа России на вызовы ХХI века должна обеспечивать укрепление ее позиций в мировой экономике на основе формирования научно-технической, технологической, природной и транзитной ренты. Для России ситуация во многом осложняется тем, что многие ее потенциальные конкурентные преимущества, связанные с наличием огромной и богатой разнообразными природными ресурсами территории, не могут быть реализованы при дефиците человеческих ресурсов. Это усиливает одновременно потребность России в трудовых ресурсах и ее миграционную привлекательность в условиях нарастающего демографического давления со стороны перенаселенных стран ближнего и дальнего зарубежья.

Низкая интенсивность внутрироссийской миграции (около 1,5% населения ежегодно изменяет место жительства внутри страны) ограничивает осуществление позитивных изменений в численности и структуре трудовых ресурсов территорий. Она способствует формированию критического уровня безработицы в депрессивных регионах, углубляя социально-экономические проблемы. Рост миграционной активности будет позитивно влиять не только на использование человеческого капитала нации, но и на формирование внешних потоков мигрантов, качественного и количественного их состава в связи с ростом конкурентоспособности наемных работников. Увеличению миграционной активности будут способствовать формирование поляризованной его модели, что приведет к изменению миграционной привлекательности регионов, ускорению структурных сдвигов на территории страны, активизации процесса перераспределения трудовых ресурсов между отраслями и регионами, повышению доходов населения и снижению безработицы. Важную роль при этом будет иметь реализация организационно-экономических мер, которые призваны способствовать развитию рынка жилья, распространению достоверной информации об условиях жизни и труда в регионах, устранению препятствий, обусловленных высокими расходами при переезде в другую местность и др.

Необходима также реализация дифференцированного подхода к освоению территорий и развитию территориально-институциональных структур. В южной части Сибири и Дальнего Востока, где имеются условия благоприятные для постоянного проживания людей, потребуется направление ресурсов на модернизацию всего комплекса объектов производственного и социального назначения. Для районов Крайнего Севера возникает необходимость их обустройства с учетом проживания работников на основе их периодической смены (вахтовых миграций). Потребуется реализация эффективных мер по радикальному обновлению производственного аппарата, позволяющих за счет использования трудосберегающих технологий, адекватных природно-ресурсной базе институционально-организационных форм и структурных изменений в занятости, значительно повысить производительность экономики регионов. Для республик Северного Кавказа важным будет являться уменьшение безработицы и расширение занятости, что потребует дополнительных инвестиций на создание рабочих мест, прежде всего, в те сектора экономики, которые позволяют использовать природно-территориальную ренту, обусловленную благоприятными природно-климатическими и географическими условиями (туристические и лечебно-оздоровительные услуги, строительство объектов сферы обслуживания и т.д.).

Для успешного ответа демографическим вызовам российскому обществу необходимо соединить институционально-технологические изменения в пространственном развитии страны двух типов, которые позволяют реализовать её социально-экономические преимущества при эффективном использовании возможностей осуществления благоприятных качественных и количественных изменений в человеческом потенциале, на основе радикального улучшения динамических и структурных параметров процесса воспроизводства населения страны и движения международных мигрантов.

Нелегальные работники

Пространство трудовых взаимодействий работников и работодателей в России является институционально во многом деструктивным и конфликтогенным. Ключевым фактором является то обстоятельство, что подавляющее большинство трудовых мигрантов живут и трудятся вне правового поля. Лишь 10-15% из них пребывают и работают в России на законных основаниях и работодателями оформляются все необходимые документы. Большинство мигрантов работают на условиях устных договоренностей без официального оформления. Нелегальная занятость иностранных граждан осуществляется на следующих формах: трудовая деятельность без оформления необходимых разрешений и подтверждений на право трудовой деятельности по найму (кроме законодательно установленных случаев); трудовая деятельность, осуществляемая не в соответствии с полученным разрешением и подтверждением или просроченным или поддельным разрешением; предпринимательская и индивидуальная трудовая деятельность без оформления разрешений, лицензий и надлежащей регистрации в государственных органах (налоговых, социального обеспечения и т.д.); криминальные виды деятельности.

Трудящийся мигрант может оказаться наемным работником как на законном основании, так и на незаконном. В связи с этим, при анализе международной трудовой миграции важно учитывать наличие большой группы лиц, которые формально переместились в другую страну не с целью найма на работу и не являются трудящимися мигрантами, но могут стать наемными работниками в стране пребывания (к иммигрантам обычно относятся лица, которые проживают постоянно (не менее 1 года) на территории данной страны и родились в другой стране; в данном случае критерий гражданства во внимание не принимается, так как оно может быть приобретено в любое время). К ним относятся – иностранные стажеры, туристы, иностранные студенты и беженцы. Наиболее актуальная проблема, которая может возникнуть в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья, связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за «прозрачности» российских границ со странами СНГ и либерального иммигра­ционного законодательства. По данным Минтруда России, доля легальной иностранной рабочей силы в 1994 г. в общей массе иностранцев, работающих на российских объектах, не превы­шала 8%. Экстраполируя эти цифры на все народное хозяйство, можно прийти к заключению, что в середине 90-х годов Россия имела около 2 млн. иммигрантов-нелегалов.

Помимо миграции рабочей силы существует проблема бе­женцев и вынужденных переселенцев. По оценкам экспертов ООН, 7 млн. человек в республиках бывшего СССР покинули, а последние 4 года (с 1991 г.) места своего постоянного проживания. В России, по различным оценкам, находится от 500 до 00 тыс. беженцев из дальнего зарубежья. Многие из них находятся на территории России незаконно, а количество беженцев вынужденных переселенцев из стран СНГ, по оценкам специалистов, достигает 5 млн. человек. В странах СНГ проживает коло 25 млн. русских. При неблагоприятной экономической и политической конъюнктуре в этих странах многие из них также могут оказаться в числе мигрантов.

Сложность анализа международной миграции в значительной степени состоит в высокой эластичности составляющих ее видов и форм. Мигранты могут менять свой статус в связи с меняющимися условиями жизни мигрантов, социально-экономическими и политическими изменениями в странах въезда и выезда и т.д.

Международные миграционные потоки складываются под влиянием разнообразных причин, основными среди которых являются социально-экономические - перемещения в поисках работы, получение образования, в связи с замужеством и т.п. Существенную значимость также приобрели политические, национальные, религиозные, военные, экономические и другие причины. Миграционные потоки формируются в условиях изменения численности населения планеты. Так, за 1900-2000 гг. эта численность увеличилась с 1,6 млрд. человек до 6 млрд. человек и по расчетам экспертов ООН к 2050 г. она достигнет 9 млрд. человек. Глубокие изменения, происходящие в мире и связанные с формированием в ведущих странах мира постиндустриального общества, осуществлением либеральных реформ и демократических изменений в бывших социалистических и развивающихся странах, обусловили возникновение качественно нового этапа в развитии международных процессов миграции.

 

Важным институтом, сложившимся за годы рыночных реформ и определяющим специфику структурирования и трансформации российского общества, является институт нелегальных социальных рынков. Усиливающее давление нелегальной миграции, являющееся одной из основных особенностей современного международного обмена мигрантами, приводит к расширению «теневых» процессов в различных сферах российского общества, вызывая целый ряд весьма болезненных социально-политических и экономических последствий. Противодействие нелегальной миграции, минимизация и предупреждение ее негативных последствий требует всестороннего исследования этого явления, подкрепленного информацией о его важнейших характеристиках и динамике. Однако, несмотря на рост масштабов нелегальной миграции, она считается слабо изученной, нет четкого понимания роли латентной иммиграции в экономике и ее влияния на рынок труда и систему занятости населения.

Незаконными мигрантами в России являются лица, въехавшие на ее территорию из других стран и при этом нарушившие правила въезда, либо правила пребывания в стране. Среди нелегальных иммигрантов можно выделить следующие группы: иностранные граждане, попадающие на территорию России нелегально (минуя паспортный и иммиграционный контроль, по недействительным документам); иностранцы, пребывающие в Россию легально, но с иной целью, нежели указана при их оформлении; иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Россию в поисках убежища и не получившие статус беженца; транзитные мигранты с просроченными визами; иностранные граждане, обучавшиеся ранее в учебных заведениях России и после завершения учебы не пожелавшие вернуться на родину; иностранные граждане, не прошедшие на российской территории в установленные законодательством сроки регистрацию по месту жительства или пребывания; иностранные граждане, работающие с нарушением установленных российским законодательством правил занятости.

Экспертные оценки количества нелегальных мигрантов варьируются в диапазоне 0,5-10% от общей численности населения страны. Существенная разница в оценках свидетельствует о сложности количественного определения явления, которое по своей природе носит скрытый характер. При изучении процессов нелегальной миграции возникают существенные затруднения, поскольку нелегальные мигранты обычно стремятся избежать любых форм, связанных с учетом их пребывания, перемещением и хозяйственной деятельностью. При этом исследователи сходятся в том, что официальная статистика притока иностранных граждан в Россию лишь в незначительной степени отражает реальную картину из-за огромных масштабов нелегальной миграции, которая осуществляется в скрытой, не регистрируемой форме (табл. 4). Наиболее вероятной представляется оценка общей численности нелегальных мигрантов в России в 4-5 млн. человек.

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: