Обоснование средства реализации

 

Случайно это или закономерно, но нынешний период развития автоматизации можно охарактеризовать как этапный. Происходят серьезные изменения в идеологическом, организационном и техническом плане. Существенно повысился уровень заказчиков, формируются новые требования к автоматизированным системам, появляются принципиально новые технологии, претендующие на роль лидерства в системах автоматизации.

До настоящего времени три типичные уровня автоматизации промышленных предприятий АСУ (системы автоматизации управленческой и финансово-хозяйственной деятельности), САПР (системы автоматизированного проектирования) и АСУТП (системы автоматизации технологических и производственных процессов) развивались обособленно и независимо друг от друга. Они проектировались и создавались, исходя из требований разных подразделений предприятия и в соответствии с различными правилами игры, автономно обслуживая разные органы единого организма, которым, по сути, и является предприятие. И, несмотря на то, что здоровое, полноценное функционирование всякого организма требует взаимоувязанной работы всех его частей, изначально они не были подчинены единым целям и задачам, оставались слабо связанными физически и информационно, а чаще не связанными вовсе.

К тому же, каждая из этих систем традиционно строилась по своим внутренним законам. Поэтому они практически не могли общаться между собой, так как разговаривали на разных языках, не понимая друг друга. Ситуация осложнялась еще и тем, что каждая из систем часто реализовывалась на основе различных аппаратных, программных и информационных стандартов.

Только в АСУТП наиболее часто используемых стандартов на техническое, программное обеспечение и промышленные сети насчитывается более десятка (а есть ещё и нестандартные решения). Кроме того, не все решения были полностью открытыми, т.е. допускающими использование в рамках одной системы разнотипного оборудования, выпущенного в разное время разными производителями (как отечественными, так и зарубежными). Поэтому потребитель часто попадал в долгосрочную зависимость от одного изготовителя и не имел возможности самостоятельного развивать и модернизировать созданную на его предприятии АСУТП. Аналогичная ситуация создавалась и при внедрении систем других уровней.

В этих условиях руководителям предприятий приходилось делать трудный выбор: с чего начинать автоматизацию с АСУ, САПР или АСУТП; на какие стандарты ориентироваться; кого слушать? Естественно, что в условиях неопределенности и ограниченных ресурсов далеко не все находили оптимальное решение и в итоге задавали себе вопрос: А нужно ли вообще было браться за оружие (автоматизацию предприятия)?. Тем не менее, за оружие брались практически все и результаты сражений у большинства получились поразительно похожими.

Создававшиеся без комплексного плана, как правило, под требования различных подразделений, участков и процессов, не связанные между собой системы автоматизации очень напоминали лоскутное одеяло. А многообразие используемых стандартных и нестандартных аппаратных и программных средств придавало одеялу разноцветный и разношерстный характер. И как следствие реальная эффективность от внедрения автоматизации на предприятии оказалась совсем не такой, какую ожидали, а у заказчиков и исполнителей остался, мягко говоря, осадок неудовлетворенности.

Но всё же думается, что не нужно посыпать голову пеплом. Лоскутная автоматизация это объективный и необходимый этап развития, своего рода болезнь роста. Это лишь означает, что к комплексной автоматизации на предприятии по настоящему не были готовы ни разработчики, ни поставщики, ни потребители. А положительными итогами прошедшего этапа стали накопленный опыт, осознание серьезности задач автоматизации, необходимости их коррекции и дальнейшего развития самого процесса автоматизации на новом качественном уровне. Важно теперь не задержаться на этом этапе, вовремя перейти к следующему, тем более что сейчас для такого перехода появляются все возможности.

Во-первых, все более отчетливо проявляется логическое и информационное взаимопроникновение различных уровней автоматизации бизнес-уровня (АСУ), уровня проектирования (САПР) и производственно-технологического уровня (АСУТП). Интеграция этих систем позволяет автоматизации стать реальной производительной силой и охватить предприятие в целом, от технологов-операторов до высшего руководства. Предприятие едино и должно функционировать в едином информационном пространстве только в этом случае появляется возможность оптимального и оперативного управления его финансово-хозяйственной и производственной деятельностью.

Во-вторых, идет интенсивное сближение стандартов и технологий сопряжения (интерфейсов) различных аппаратных и программных средств автоматизации, используемых как в рамках одного уровня автоматизации, так и при связи одного уровня с другими. Это позволяет без существенных дополнительных затрат объединять в одну систему оборудование от различных производителей, как приобретенное ранее, так и современное и планируемое к выпуску в будущем.

В-третьих, наблюдается бурное развитие технологий Интернет и их все более глубокое проникновение во все уровни системы автоматизации предприятий. Это открывает принципиально новые возможности для взаимодействия пользователей с автоматизированной системой. С одной стороны, при работе в единой информационной среде пользователь может обходиться без специалиста-посредника между ним и системой автоматизации. С другой стороны, для приема и передачи компьютерной информации пространство и время сжимаются, доступ к информации становится такой же простой процедурой, как и звонок по телефону.

И руководитель высшего звена, и менеджер по продажам, и бухгалтер, и оператор прокатного стана могут самостоятельно, с помощью специально для них разработанных графических панелей на экране дисплея, не только запрашивать и принимать необходимую информацию, но и осуществлять все необходимые настройки различных режимов своего информационного обслуживания.

Руководитель без посторонней помощи может установить или изменить последовательность и вид поступления информации на свой компьютер сразу после его включения. Например, сначала из бухгалтерии, затем из отдела сбыта, из участка выходной продукции и т.д.

Новые тенденции развития автоматизации позволяют тем, кто уже создал АСУ, в полном объеме или частично, достаточно просто подключить к ней систему АСУТП. Включить в общий процесс электронного документооборота производственную документацию, такую как технологические карты, карты контроля качества, индивидуальные паспорта на изделия и т.п., получить на самом верху оперативную информацию от всех подразделений предприятия, включая и производственно-технологические.

Те, кто только приступает к серьезной автоматизации, могут, с учетом особенностей своего предприятия, спокойно начать её с технологического уровня, с АСУТП (раньше было принято начинать с АСУ, теперь это совсем не обязательно). Вложенные в эти мероприятия инвестиции не будут потеряны.

Поэтому на классический вопрос с чего начинать автоматизацию? отныне можно отвечать однозначно с разработки генерального плана развития информационных технологий предприятия (этот план, вообще говоря, является частью стратегии развития бизнеса в целом с учетом рыночных реалий и перспектив).

Этот генеральный план может быть весьма гибким: когда появляются средства выполняется очередной этап работ. Однако в этом процессе очень важна непрерывность, поэтому для поддержания устойчивого финансирования генплана может быть создан специальный фонд развития информационных технологий. Одной из задач такого фонда должно быть страхование инвестиций предприятия в автоматизацию, они не должны быть потеряны, поэтому их нужно четко планировать (в том числе и в долгосрочной перспективе) и контролировать их расходование.

Страховкой для вложенных средств должно быть оптимальное проектирование будущей системы, исключение непроизводительных затрат при ее реализации. Например, вместо того, чтобы несколько раз в году тянуть кабели для каждой из подсистем отдельно (кстати, весьма дорогостоящее мероприятие), можно использовать один и тот же кабель для единой системы и снять тем самым лет на 5-7 головную боль с постоянными переделками и перестройками.

Еще одно необходимое условие реализуемости такого генплана заключается в том, что в его создании и воплощении должны принимать непосредственное участие первые лица предприятий, особенно на стадии формулирования требований к различным подсистемам единой автоматизированной системы предприятия и при принятии решения по их выбору. До последнего времени, например, для АСУТП эти требования задавались технологами, не знающими досконально сути бизнеса и тенденций его развития и не имеющими поэтому возможности оценить, какая информация и в каком виде должна экспортироваться из АСУТП на верхний уровень. В результате даже уже имеющаяся в электронном виде в АСУТП производственно-технологическая информация чаще всего оставалась невостребованной.

Такая ситуация часто приводила к серьезным моральным и материальным потерям. Так на одном известном предприятии, производящем под заказ изделия сложных форм из легких сплавов, сорвался большой зарубежный контракт на поставку продукции в связи с невозможностью обеспечить индивидуальные технологические паспорта на каждое изделие в отдельности. Для этого была необходима автоматическая информационная связь АСУ верхнего уровня с АСУТП с достоверной фиксацией для каждого изделия типа сырья, режимов плавки и дальнейшей обработки.

Напротив, на одном из мясоперерабатывающих предприятий процесс взвешивания продукции по мере ее обработки был автоматизирован и информация поступала непосредственно на уровень АСУ. Это позволило, во-первых, обнаружить места непроизводственных потерь, а во-вторых, обеспечить эффективное планирование выхода основной и побочной продукции, повысив тем самым прибыль предприятия более чем на 15%.

MS Access в настоящее время является одной из самых популярных среди настольных программных систем управления базами данных. Среди причин такой популярности следует отметить:

· высокую степень универсальности и продуманности интерфейса, который рассчитан на работу с пользователями самой различной квалификации. В ча­стности, реализована система управления объектами базы данных, позволяю­щая гибко и оперативно переходить из режима конструирования в режим их непосредственной эксплуатации;

· глубоко развитые возможности интеграции с другими программными продук­тами, входящими в состав Microsoft Office, а также с любыми программными Продуктами, поддерживающими технологию OLE;

· богатый набор визуальных средств разработки.

Нельзя не отметить, что, существенной причиной такого широкого распростране­нная MS Access является и мощная рекламная поддержка, осуществляемая фирмой Microsoft.

Важным средством, облегчающим работу с Ассеss для начинающих пользова­телей, являются мастера — специальные программные надстройки, предназначенные для создания объектов базы данных в режиме последовательного диало­га. Для опытных и продвинутых пользователей существуют возможности более гибкого управления ресурсами и возможностями объектов СУБД в режиме кон­структора.

Специфической особенностью СУБД Ассеss является то, что вся информация, относящаяся к одной базе данных, хранится в едином файле. Такой файл имеет расширение *.mdb. Данное решение, как правило, удобно для непрофессиональ­ных пользователей, поскольку обеспечивает простоту при переносе данных с одного рабочего места на другое. Внутренняя организация данных в рамках mdb-формата менялась от версии к версии, но фирма Microsoft поддерживала их со­вместимость снизу вверх, то есть базы данных из файлов в формате ранних вер­сий Access могут быть конвертированы в формат, используемый в версиях более поздних.

Средствами Access можно реализовать меню ориентированный интерфейс с элементами объектно-событийного управления, когда выполнение определенных функция связывается с определенными событиями (щелчок мыши, нажатие клавиши и т.п.).

Основное преимущество автоматизации - это сокращение избыточности хранимых данных, а следовательно, экономия объема используемой памяти, уменьшение затрат на многократные операции обновления избыточных копий и устранение возможности возникновения противоречий из-за хранения в разных местах сведений об одном и том же объекте, увеличение степени достоверности информации и увеличение скорости обработки информации; излишнее количество внутренних промежуточных документов, различных журналов, папок, заявок и т.д., повторное внесение одной и той же информации в различные промежуточные документы. Также значительно сокращает время автоматический поиск информации, который производится из специальных экранных форм, в которых указываются параметры поиска объекта.

В любой организации, как большой, так и маленькой, возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Небольшие организации используют для этого шкафы с папками, однако крупные корпоративные предприятия используют компьютеризированные системы автоматизации, позволяющие эффективно хранить, извлекать информацию и управлять большими объемами данных.

Крупные компании стремятся моментально реализовать технические новшества в аппаратных средствах, однако для успешной реализации крупных систем управления требуется применить нестандартный подход, творческое решение. Использование основ эргономики при проектировании, реализации и внедрении системы управления позволит решить многие «психологические» и «технологические» проблемы предприятий.

В ходе проектирования автоматизации комплекса задач построена инфологическая модель и дано ее описание.

Заключение

 

В настоящей работе основной целью было изучение использования информационных технологий в сфере производства. Применение конкретных способов использования рассматривалось на примере КГУП "Тепличный комбинат "Федоровский".

Была предложена разработка базы данных учета выработки в цехе КГУП "Тепличный комбинат "Федоровский".

Предложенная база включает в себя:

· запросы по изделиям;

· запросы по датам;

· запросы по наименованию;

Документооборот является важным звеном делопроизводства, т.к. определяет не только инстанции движения документов, но и скорость этого движения.

Документооборот: включает в себя работу с готовыми документами, созданным данным учреждением, получаемым извне (приём, распределение, регистрация, контроль исполнения, справочные работы, формирование дел, хранение и использование документов информации по инстанциям).

В работе рассмотрена организация делопроизводства на предприятии КГУП "Тепличный комбинат "Федоровский". В связи со спецификой деятельности предприятия было изучено документальное сопровождение выработки изделий. Основными документами предприятия являются документы, используемые для оформления приемки изделий, документы, участвующие в операциях по размещению изделий на хранение, а также документы, участвующие в операциях по продаже и отпуску изделий со складов предприятия.

 

 

Список литературы

 

1. Атре Ш. Структурный подход к организации баз данных. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 320 с.

2. Багрин Ю. Интернет как новый маркетинговый канал. // Маркетинг и реклама. - 2002. - № 11.

3. Бойко В.В., Савинков В.М. Проектирование баз данных информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 351 с.

4. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства /авторизованный перевод с английского Е.Б.Цыганова. М.: «Аспект Пресс», 2005.

5. Бурдинский А. Интернет-маркетинг как новый инструмент развития бизнеса // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2000. - №2.

6. Бушуева Л.И. Роль Интернет- услуг в практической маркетинговой деятельности // Маркетинг в россии и за рубежом. - 2001. - № 4.

7. Вейскас Дж. Эффективная работа: Microsoft Office Access 2003. Издательский дом «Питер», 2005. – 1168 с.

8. Гаранина Ю.А., Зуева Л.А., Тарасова Г.И., Родигина В.В., Сеселкин А.И. Информационные системы оперативного управления туристской фирмой: Учебное пособие под общей редакцией А.И.Сеселкина. М:Турист, 2002.

9. Гуляев В. Г. Новые информационные технологии в туризме. Учеб.Пособие. М. ПРИОР, 2003.

10. Гуляев В.Г. Оpганизация туpистской деятельности: (Учеб.пособие)/ Моск. акад. экономики и пpава.- М.: Hолидж, 2006.

11. Кабалина В.И. (ред.). Инновации в постсоветской промышленности. Часть I. Сыктывкар, 2008.

12. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация. Учебник. СПб.: Питер, 2001.

13. Мамыкин А.А. Стратегия и тактика маркетинга в Интернете // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №2.

14. Мейер М. Теория реляционных баз данных. – М.: Мир, 2001. – 608 с.

15. Нудлер Г.И., Тульчик И.К, Основы автоматизации производства. – М. Высшая школа, 2005.

16. Ойнер О.К., Попов Е.В. Виртуальный маркетинг и его применение на отечественных предприятиях // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №4.

17. Организация и планирование производственного предприятия: Учеб. пособ. СПб.: С-П. Кн-т экономики и финансов, 2007.

18. Панкрухин А.П. Маркетинг в компьютерных сетях.// Маркетинг в России и за рубежом. - 2001.- № 4.

19. Пименов Ю.С. Использование Интернета в системе маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. -2000. - №1.

20. Плотникова Н.И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса. Часть1. Учебное пособие. М.:. «Советский спорт», 2000.

21. Родигин Л.А., Информационные технологии в гостиничном и туристическом менеджменте. Учебное пособие. М.:, Российская международная академия туризма, 2003.

22. СУБД Access в менеджменте туризма и гостеприимства. Учебное пособие под общей редакцией Родигина Л.А. М.: Турист, 2001.

23. Тиори Т., Фрай Дж. Проектирование структур баз данных. В 2 кн., – М.: Мир, 2004. Кн. 1. – 287 с.: Кн. 2. – 320 с.

24. Цикритизис Д., Лоховски Ф. Модели данных. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 344 с.

25. Черенков А. Интернет и маркетинговые исследования // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2000. - №2.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: