Анализ работы социального педагога на примере МОУ СОШ №32

 

 

Основные направления социально-педагогической работы в школе определяются, прежде всего, проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Можно выделить следующие основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении:

· Социально - педагогическая защита прав ребёнка (выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите; индивидуальная работа).

· Социально - педагогическое исследование (составление паспорта школы и классов; изучение семей; социально - педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семей).

·  Обеспечение социально - педагогической поддержки семьям (создание банка данных, раннее выявление неблагополучных семей, психолого - педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье).

· Социально - педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация (контроль посещаемости уроков, проведение индивидуальных бесед, организация работы с учащимися "группы риска", сотрудничество с инспекцией по делам несовершеннолетних).

· Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности (проведение классных часов, родительских собраний, школьных мероприятий).

· Поддержка социально ценностной деятельности детей и подростков (проведение игр и творческих занятий, волонтёрское движение, благоустройство двора).

· Организационно - методическая деятельность (анализ работы, участие в семинарах, конференциях, изучение правовых актов, документов, приказов).

Социальным педагогом в МОУ СОШ №32 является фио. Ежегодно вначале учебного года она проводит работу по обновлению баз данных обучающихся, их социальной среды, условий жизни. Каждый классный руководитель заполняет социальный паспорт класса, в который входит информация:

1 Всего детей;

2 Многодетные семьи;

3 Дети инвалиды;

4 Малообеспеченные семьи (на усмотрение классного руководителя);

5 Дети, находящиеся под опекой,

6 Неполные семьи;

7 Матери одиночки;

8 Неблагополучные семьи;

9 Учащиеся с девиантным поведением;

10 Образование родителей: высшее, ср. специальное, среднее, неполное среднее;

11 Семьи, проживающие по регистрации

Затем по этим данным составляется социальный паспорт образовательного учреждения:

1 Всего детей

2 Многодетные семьи

3 Дети инвалиды

4 Малообеспеченные семьи (на усмотрение классного руководителя)

5 Дети, находящиеся под опекой

6 Неполные семьи

7 Матери одиночки

8 Неблагополучные семьи, стоящие на учете

9 Учащиеся, стоящие на учете (внутришкольном, ОДН, КДН) 

10 Семьи, проживающие по регистрации:

· не имеющие Российского гражданства

· граждане России

В своей работе фио. общается с детьми «группы риска». Это дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии, дети, проживающие в малоимущих семьях, дети с отклонениями в поведении. Принадлежность детей к группе риска имеет разные социальные корни.

Ее работе важно тесное социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска». Так классный руководительпредставляет данные о подростке «группы риска» по следующим позициям:

· участие учащегося в общественной жизни класса;

· позитивные качества личности;

· взаимоотношения со сверстниками;

· досуговые предпочтения,

· каково влияние семьи;

· имеются ли место конфликты в классе и их причины;

· какая работа проводилась с подростком и насколько результативно.

В последующем социальный педагог в лице фио. производит следующую работу:

· приводит все сведения в систему;

· проводит консультации, собеседования с подростком, семьей, одноклассниками, учащимися его круга, учителями-предметниками;

·  по возможности посещает уроки или часть урока, на которых возникают проблемы;

·  привлекает к сотрудничеству психолога.

В случае отсутствия положительного результата работы, проведенной классным руководителем, социальным педагогом, психологом в работу включает заместителей директора по воспитательной работе, завучей школы, заместителя директора по безопасности.

Директор школы осуществляет координацию усилий всех участников взаимодействия, в случае необходимости принимаем решение:

· о приглашении подростка с родителями на заседание Совета по профилактике;

· о ходатайстве перед ОДН о составлении протокола на родителей в случае уклонения от исполнения родительских обязанностей;

· о вынесении вопроса на педсовет для обсуждения и принятии решения;

· о направлении подростка на Комиссию по делам несовершеннолетних;

· о направлении писем в Социальную защиту населения, в Отдел по делам молодежи, в органы опеки и попечительства, Управление образования.

В своей работе ведет определенную документацию, которую хранит в отдельных папках.

Для  исследования эффективности работы социального педагога, а также выявления нуждаемости его в среднеобразовательной школе мною было проведено исследование, которое заключалось в проведении анкетирования.

Таким образом, мною было проанкетировано 20 учащихся в возрасте 15 - 17 лет и 10 учителей. Анкетирование производилось анонимно, при этом респондентам сообщалась цель исследования. Вариантов ответов респонденты могли выбирать несколько. Образец анкеты для учащихся помещен в приложении А, а с образцом анкеты для учителей можно ознакомиться в приложении Б. 

Приведем результаты наиболее интересующих нас вопросов и сделаем короткие выводы по интересующим нас вопросам.

Результаты анкет учащихся.

 «Кто на твой взгляд мог бы эффективнее, выступая в качестве посредника заниматься разрешением конфликтов в школе?»

· Директор школы, завуч (6)

· Учителя (5)

· Социально – психологические службы, специально обученные учителя (5)

· Психолог или социальный педагог (8)

· Сами подростки (2)

· Другое (1)

Из этого вопроса видно, что школьники при решении своих проблем больше всего доверяют психологу и социальному педагогу. Так же следует здесь указать, что социальный педагог, как и социальный работник в силу своих профессиональных обязанностей должен являться в какой - то мере и психологом, чтобы наиболее эффективно оказать помощь клиенту. Так же школьники доверяют решение своих проблем учителям.

На вопрос «Владеешь ли ты информацией о социально-психологических службах нашего города?» 10 человек ответило «да», а, следовательно, другие 10 человек ответили «нет».

 «От кого ты узнал о социально-психологических службах нашего города?»

· От родителей (2)

· От классного руководителя (6)

· От сверстников, одноклассников (0)

· От социального педагога или психолога (8)

· Другое (4)

Исходя, из результатов этого вопроса можно сделать вывод, что 10 человек, которые владеют информацией о социально-психологических службах нашего города, узнали о них от социального педагога или психолога, а также классных руководителей.

На вопрос «Обращался ли ты к специалистам оказывающих социально-психологическую помощь подросткам?»» 18 человек ответили «нет».

Результаты анкет учителей.

Из 10 опрошенных респондентов 8 являются классными руководителями. 9 из 10 знают семейную обстановку в семьях своих учеников. На вопрос «Чаще всего при возникновении проблем с воспитанием детей (учеников) вы используете?»

· Книги по педагогике (3)

· Книги по психологии (1)

· Книги по социологии (0)

· Опыт (6)

· Другое (0)

Исходя из результатов этого вопроса, можно сделать вывод, что больше половины учителей используют свой личный опыт при решении проблем связанных с учащимися.

На вопрос, «О каких социально-психологических организациях, занимающихся проблемами подростков в нашем городе, Вы знаете?» 10 учителей ответили Кризисный центр «Контакт», 4 знают о Центре социальной защите населения, другие 4 ответили, что помощь подростку может оказать социальный педагог.

По результатам, все учителя знают и рассказывают своим ученикам об анонимном кризисном центре, где ему могут оказать эффективную помощь. Радует и то, что говоря об организациях, 4 ответили, что помощь может оказать социальный педагог.

Говоря о вопросе «К кому конкретно (в рамках школы) Вы обращаетесь за помощью при возникновении проблем с подростками?» 7 учителей ответили на интересующий нас результат ответа, а именно что обращаются к социальному педагогу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: