Методы распределения расходов на продажу

Реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признаётся передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, передача права собственности на товары.

Реализация товара происходит на основании договора купли-продажи, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму. Количество товара, подлежащего продаже, предусматривается договором в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Также договором предусматривается цена товара, которую покупатель обязан уплатить при получении товара.

Реализуя товары, предприятие сталкивается с расходами, связанными с продажей продукции (работ, услуг), оплачиваемыми поставщиком. Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость проданной продукции.

В состав расходов на продажу включают:

- расходы на обязательное и добровольное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования (добровольное страхование грузов);

- расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретённой на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями);

- расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и т.п., оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор);

- комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, в соответствии с договорами;

- затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты;

- прочие расходы по сбыту, к которым относятся:

а) расходы на сертификацию продукции;

б) расходы на обеспечение пожарной безопасности расходы на содержание службы газоспасателей, охраны имущества и т.д.;

в) расходы на содержание служебного транспорта;

г) расходы на командировки

д) расходы на юридические и информационные услуги;

е) расходы на управление организацией и т. п.

Расходы на рекламу списываются на счёт 44 «Расходы на продажу» в сумме фактических расходов. Однако для целей налогообложения они принимаются в пределах установленных нормативов. В приказе Минфина РФ от 15.03.2000г. №26н (вред. Приказа Минфина РФ от 01.03.2001 №18н) установлены следующие придельные размеры на рекламу в год.

 

Объём выручки от продажи продукции (работ, услуг) (включая налог на добавленную стоимость)

Предельные размеры расходов на рекламу, принимаемых при налогообложении прибыли

до 1 апреля 2001г. после 1 апреля 2001г.
До 30 млн. руб. включительно Свыше 30 млн. руб.   Свыше 300 млн. руб. 5% от объёма   1,5 млн. руб. + 2,5% с объёма превышающего 30 млн. руб. 8,25 млн. руб. + 1% с объёма превышающего 300 млн. руб. 7,5% от объёма   2,25 млн. руб. +3,75% с объёма превышающего 30 млн. руб. 12,375 млн. руб. + 1,5% с объёма превышающего 300 млн. руб.

 

Примечание. Организации, осуществляющие свою деятельность в сфере предоставления туристических услуг, увеличивают исчисленную предельную сумму расходов на рекламу в 2 раза.

 

Организации, осуществляющие торговую деятельность, при расчёте предельных размеров расходов на рекламу используют показатель валовой прибыли.                                      Для учёта коммерческих расходов используют активный счёт 44 «Расходы на продажу «По дебету этого счёта учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчётных и денежных счетов:                                                 

счёта10 «Материалы»- на стоимость израсходованной тары»;                                      счёта23 «Вспомогательные производства» - на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия;                                                                              счёта60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонами организациями;           

Счёта70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» - на оплату труда работников, сопровождающих продукцию, и других счетов.                                                             Аналитический учёт по счёту 44 ведут в ведомости учёта общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов на продажу по указанным ранее статьям расходов.                                                                                                                                           По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путём, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости,                  объёму проданной продукции по оптовым ценам организации или другим способом.                                                                                                                  Списание расходов на продажу оформляют следующей бухгалтерской записью:          Дебет счёта90 «Продажи»;                                                                                                     Кредит счёта 44 «Расходы на продажу».                                                                                    Если в отчётном месяце продаётся только часть выпущенной продукции, то сумму расходов по продаже распределяют между проданной и не проданной продукцией пропорционально их производственной себестоимости или другим способом.    

Если организация определяет расходы на продажу по методу начисления, то эти расходы подразделяют на:

 - прямые, к которым относятся: материальные затраты; расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товара, а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда; суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров;

- косвенные, к которым относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализованных расходов, в течение отчётного налогового периода.

При этом сумма косвенных расходов на реализацию, осуществляемых в отчётном периоде, в полном объёме относиться к расходам текущего отчётного периода.

Для обобщения информации о расходах на продажу товаров предназначен счёт 44 «Расходы на продажу».

В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счёте 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и др. транспортные средства; комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и др. посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах её продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; др. аналогичные по назначению расходы.

В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, на счёте 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены следующие расходы: операционные расходы; общезаготовительные расходы; на содержание заготовительных и приёмных пунктов; на содержание скота и птицы на базах и в приёмных пунктах.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счёте 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены следующие расходы: на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

По дебету счёта 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведённых организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров работ, услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счёта 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению:

в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя и их веса, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям);

в организациях, осуществляющих торговую или иную посредническую деятельность. – Расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);

в организациях, заготовляющих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, - в дебет счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья) или 11 «Животные на выращивании и откорме» (расходы по заготовке скота и птицы).

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров работ, услуг, ежемесячно относятся  на себестоимость проданной продукции.

Операции по реализации подлежат налогообложению, в общей стоимости товаров, отгруженных за налоговый период.

Суммы налога на затраты по реализации товаров, предъявленные продавцам товаров:

- учитываются в стоимости таких товаров, в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- принимаются к вычету по товарам, в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для реализации товаров, операции, по реализации которых подлежат налогообложению, - по товарам, в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемых для осуществления как облагаемых налогом так и не подлежащих налогообложению.                                                                            

 

Пример 1.

 

Промышленное предприятие с розничной продажи покупных товаров уплачивает ЕНВД. И 1 января в магазине остаток покупных товаров составил 100 000 руб.; собственная готовая продукция – 80 000 руб.; сальдо торговой наценки по счёту 42 «Торговая наценка» - 76 000 руб. в том числе по субсчёту «Наценка на покупные товары» - 36 000 руб., по субсчёту «Наценка на готовую продукцию» - 40 000 руб.

В течение месяца в магазин поступило покупных товаров на сумму 600 000 руб. (в том числе НДС – 91 525, 42 руб.); готовая продукция собственного производства – на сумму 800 000 руб.

На покупные товары была установлена торговая наценка 300 000 руб., на готовую продукцию – 900 000 руб. Товары оплачены поставщикам полностью.

Выручка магазина за январь – 2 400 000 руб.

Расходы на продажу покупных товаров составили – 90 000 руб. (том числе НДС – 13 728,81 руб.); готовой продукции – 190 000 руб. (в том числе НДС – 28 983,05руб.).

Расходы на продажу относятся к обоим видам деятельности – 338 869 руб. (в том числе НДС – 51 691,88).

По данным инвентаризации, проведённой в магазине на конец января, остатки покупных товаров составили – 230 000 руб.; готовой продукции – 150 000 руб.

В магазине товары и готовая продукция учитываются по учётным ценам.

Учётной политикой для целей бухгалтерского учёта установлено распределение расходов, связанных с реализацией готовой продукции (покупных товаров) пропорционально по доле доходов от реализации готовой продукции (покупных товаров в общем доходе предприятия).

В бухгалтерском учёте организации в январе были составлены следующие проводки:

Дебет 41 «Товары», субсчёт «Покупные товары»

Кредит 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

- 508 474,58 руб. – учтено поступление покупных товаров в магазин;

Дебет 19 «Расчёты на добавленную стоимость по приобретённым ценностям», субсчёт «НДС по покупным товарам»

Кредит 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

- 91 525,42 руб. – НДС по покупным товарам;

Дебет 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 51 «Расчётные счета»

- 600 000 руб. – оплачены покупные товары;

Дебет 41 «Товары», субсчёт «Покупные товары»

Дебет 19 «Расчёты на добавленную стоимость по приобретённым ценностям», субсчёт «НДС по покупным товарам»

- 91 525,42 руб. – НДС в стоимости покупных товаров;

Дебет 41 «Товары», субсчёт «Готовая продукция в магазине»

Кредит 43 «Готовая продукция», субсчёт «Готовая продукция на складе»

- 800 000 руб. – передача готовой продукции со склада в магазин по фактической себестоимости;

Дебет 41 «Товары», субсчёт «Готовая продукция в магазине»

Кредит 42 «Торговая наценка», субсчёт «Торговая наценка на готовую продукцию»

- 900 000 руб. – сумма торговой наценки на готовую продукцию;

Дебет 50 «Касса»

Кредит 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»

- 2 400 000 руб. – выручка, поступившая в кассу магазина за январь;

 

Выручка от продажи покупных товаров равна

Т = ОСТн = Пол = Тн – ОСТк;

Т = 100 000 руб. + 600 000 руб. + 300 000 руб. 230 000 руб. = 770 00 руб.

Дебет 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90 «Продажи», субсчёт «Выручка от продажи покупных товаров»

- 770 000 руб. – выручка от продажи покупных товаров;

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продажи покупных товаров»

Кредит 42 «Торговая наценка», субсчёт «Торговая наценка на покупные товары»

- 258 720 руб. (770 000 * ((36 000 + 300 000) / (770 000 + 230 000)) – красное сторно – списана сумма реализованного торгового наложения по покупным товарам;

Выручка от продажи готовой продукции равна

80 000 руб. + 800 000 руб. + 900 000 – 150 000 руб. = 1 630 000 руб.

или

2 400 000 руб. – 770 000 руб. = 1 630 000 руб.

Дебет 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90 «Продажи», субсчёт «Выручка от продажи покупных товаров»

- 1 630 000 руб. – выручка от продажи готовой продукции;

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «НДС»

Кредит 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «Расчёты по НДС»

- 2 486 644,07 руб. (1 630 000 * 18 % / 118 %) – начисление НДС с выручки от продажи готовой продукции;

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость готовой продукции»

Кредит 41 «Товары», субсчёт «Готовая продукция в магазине»

- 1 630 000 руб. – списана стоимость реализованной готовой продукции в продажных ценах;

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продажи готовой продукции»

Кредит 42 «Торговая наценка», субсчёт «Торговая наценка на готовую продукцию»

- 860 803 руб. (1 630 000 * ((40 000 + 90 000) / (1 630 000 + 150 000)) – красное сторно – списана сумма реализованного торгового положения по готовой продукции;

Дебет 44 «Расходы на продажу», субсчёт «Коммерческие расходы»

Кредит 02 «Амортизация основных средств» (05, 10, 69, 70, 60)

- 161 016, 95 руб. (190 000 – 28 983,05) – расходы на продажу готовой продукции без НДС»

 

 

Дебет 19 «Расчёты на добавленную стоимость по приобретённым ценностям», субсчёт «Коммерческие расходы»

Кредит 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

- 51 691,88 руб. – НДС по коммерческим расходам;

Коммерческие расходы относятся к розничной торговле товарами, составили:

770 000 руб. * 287 177,12 руб. / (770 000 + 1 630 000) = 92 169 руб.

Рассчитываем сумму НДС, относящуюся к розничной торговле товарами:

770 000 * 51 691,88 / (770 000 + 1 630 000) = 16 555 руб.

Сумма НДС, относящаяся к продаже готовой продукции равна:

51 691,88 – 16 555 = 35196,88 руб.

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продажи покупных товаров»

Кредит 44 «Расходы на продажу», субсчёт «Коммерческие расходы»

- 92 169 руб. – списаны коммерческие расходы, приходящиеся на розничную торговлю товарами;

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продажи готовой продукции»

Кредит 44 «Расходы на продажу», субсчёт «Коммерческие расходы»

- 195 008,12 – списаны коммерческие расходы, приходящиеся на продажу готовой продукции;

Дебет 44 «Расходы на продажу», субсчёт «Расходы на продажу товаров»

Кредит 19 «Расчёты на добавленную стоимость по приобретённым ценностям», субсчёт «Коммерческие расходы»

- 16 555 руб. – НДС, относящийся к розничной торговле товарами в составе расходов на продажу;

Дебет 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «Расчёты по НДС»

Кредит 19 «Расчёты на добавленную стоимость по приобретённым ценностям», субсчёт «Коммерческие расходы»

- 35 136,88 руб. – принята к вычету сумма НДС, относящаяся к расходам на продажу готовой продукции;

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продажи покупных товаров»

Кредит 44 «Расходы на продажу», субсчёт «Расходы на продажу товаров»

- 106 555 руб. (90 000 + 16 555) – списаны расходы на розничную продажу товаров;

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продажи готовой продукции»

Кредит 44 «Расходы на продажу», субсчёт «Расходы на продажу готовой продукции»

-161 016,95 руб. – списаны расходы на продажу готовой продукции;

 

Дебет 90 «Продажи», субсчёт «Прибыль (убыток) от продажи товаров»

Кредит 99 «Прибыль и убытки»

- 504 777,93 руб. (860 803 – 195 008,12 – 161 016,95) – определён финансовый результат от продажи готовой продукции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: