Основные перспективы развития

 

В условиях становления рыночных отношений Восточная Сибирь представляет собой особенно перспективный район развития. Его разнообразные и огромные природные ресурсы, многие из которых еще не освоены, привлекательны для иностранных инвестиций. Восточная Сибирь может стать основой бурного экономического развития России ХХI века.

Рассмотрим основные направления развития для каждого района среднего звена более конкретно.

В Красноярском крае приоритетными направлениями развития в перспективе будут:

• реконструкция горно-металлургического комплекса, техническое перевооружение предприятий;

•совершенствование структуры топливно-энергетического комплекса;

• развитие химической и нефтехимической промышленности и строительных материалов;

• ускоренное развитие машиностроения и ориентации его на обеспечение потребностей базовых отраслей в технике;

• конверсия оборонных производств с переориентацией их на выпуск высококачественной продукции для населения и сложившихся производств;

• развитие науки, образования и социальной инфраструк­туры.

Важнейшими задачами являются сохранение населения, организация рационального природопользования, расширение внутрирегиональных, межрегиональных и внешнеэкономиче­ских связей.

Красноярский край должен получить статус зоны стратеги­ческих интересов России с установлением льгот на железнодо­рожные тарифы, электроэнергию.

Должны получить приоритетное развитие Таймырский и Эвенкийский автономные округа.

Необходимы разработка и осуществление в крае мероприя­тий по охране природы и рациональному природопользованию, мероприятий по социальной политике. Особенно важна разра­ботка механизма ответственности федеральных и местных ор­ганов управления за осуществление принятых решений. Особой заботой органов управления должна стать забота по развитию хозяйства и социальной сферы районов проживания малочисленных народов.

Основными направлениями перспективного развития Иркутской области являются:

· повышение глубины переработки сырья за счет внедрения новых технологий;

· перевод тепловых электростанций на более экологический чистый вид топлива – природный газ;

· освоение новых месторождений, особенно нефтегазовых;

· сохранение уникального озера Байкал;

· завершение строительства начатых объектов;

· в лесопромышленных комплексах области намечается организация производств по глубокой переработки древесины;

· осуществление программы производства башенных и автомобильных кранов на ПО «Усольмаш»;

· техническое перевооружение ОАО»Вид» по производству мужских и детских костюмов;

· освоение Красноярского железно-рудного месторождения в районе Братска.

 

В Иркутской области начинается осуществление важнейших проектов, которые обеспечат ей устойчивое социально-экономическое развитие. Это прежде всего Восточно-Сибирский нефтегазовый проект. В перспективе планируется строительство газопровода в Китай, страны юго-восточной Азии. На основе этих ресурсов планируется создание ряда химических производств в Иркутской области.

Проект – «Золото Сухого лога» позволит увеличить добычу золота на 5 т.

Еще один проект «Алмазы» предусматривает начало экс­плуатации алмазов.

И, наконец, программа «Байкал», в которой предусматривается ряд мер по экологической защите уникального озера.

Все эти проекты дорогостоящие и их выполнение потребует федеральных капиталовложений и привлечения зарубежных инвестиций.

Экономика Читинской области находится в кризисном со­стоянии, которое характеризуется такими факторами, как экс­тенсивный характер хозяйства, хищническое освоение природ­ных ресурсов, неполнота комплекса, слабое развитие АПК, от­сталая инфраструктура. По уровню жизни населения область можно отнести к районам социального бедствия. Тяжелые бы­товые условия, низкие заработки, невыполнение социальных льгот при экстремальных условиях сурового климата.

Поэтому нужны первоочередные меры в области социаль­но-экономической политики, а именно: финансовая стабилиза­ция, получение долгов от таможенных сборов и прибыли от внешней торговли, получение налоговых льгот, установление транспортных льгот в размере 50% от действующих тарифов для всех грузов, снижение тарифов на электроэнергию, развитие предпринимательства, привлечение инвестиций в экономику и социальную сферу.

Без этих мер невозможны стабилизация и развитие экономики области.

 Важнейшими перспективными направлениями в развитии экономики области, имеющими всероссийское значение, явля­ются следующие:

освоение Удоканского месторождения меди с привлече­нием иностранного капитала. Создаваемое горно-металлургическое предприятие будет производить катодную медь, сульфидный концентрат, которые будут пере­рабатываться на медеплавильных заводах России, а часть пойдет на экспорт в Японию, Китай и другие страны.

освоение Чинейского месторождения титаномагнетитовых руд, содержащих ванадий.

• освоение Голевского месторождения щелочных сынныритов для получения калиевых бесхлорных удобрений, глинозема и других продуктов с высокой экономической эффективностью. Удобрения можно экспортировать в Китай, Южную Корею, Японию.

 

Только выполнение этих проектов даст возможность стабилизировать социально-экономическую обстановку области, которая в настоящее время значительно отстает от соседних территорий.

В Республике Хакасия, как и в других территориальных еди­ницах Восточной Сибири, первоочередные меры по улучшению жизни населения лежат в сфере развития экономики. При этом экономическое развитие республики зависит в первую очередь от работы Саяно-Шушенской ГЭС и Саянского алюминиевого завода. В экономической и финансовой поддержке нуждаются отрасли обрабатывающей промышленности, лесопромышлен­ный комплекс и АПК.

Важнейшими перспективными проектами являются:

· Проект АО «Молибден» по реконструкции рудника, обогатительной фабрики и строительству нового завода по производству ферромолибдена. В настоящее время АО «Молибден» является единственным в России произво­дителем молибденового концентрата.

· Второй важнейший проект – строительство Абаканского сталелитейного завода по производству стального выгонного литья. Он позволит обеспечить вагонным литьем вагоностроительные заводы Сибири и Урала и снизить его дефицит и стоимость.

 

Поставлены также задачи развития производственной и со­циальной инфраструктуры, развитие туристического комплекса в Абакане и Абазе.   

Республика Бурятия занимает важнейшее место в России по ряду природных ресурсов. На ее долю приходится 48% балан­совых запасов цинка России, 24% — свинца, 2% золота, 30% молибдена, 27% вольфрама, 16% плавикового шпата, 13% апа­тита. В республике находится уникальное по объему запасов и качеству месторождение кварцитов — Черемшанское.

Но в республике много незавершенных строительных объ­ектов — Черемшанский кварцитовый карьер, Тугнуйский угольный разрез, вторая очередь Гусиноозерской ГРЭС и мно­гие другие. Строительство многих объектов начато в середине 1980-х годов. Поэтому сейчас назрела необходимость их завер­шения, так как они помогут стабилизировать экономику и со­циальную сферу.           

Необходим ряд мер по спасению оз. Байкал в рамках комплексной программы по Байкалу на 1997—2005 гг. Конечной целью этой программы является сохранение экосистемы озера Байкал на основе создания специальной экономической зоны особого природопользования.

В рамках программы должны быть предусмотрены:

• разработка нормативно-правовой базы для формирования рынка экологических услуг и взаимодействия природоохранных органов с рыночными структурами;

• создание структуры по оказанию экологических услуг предприятиям;

• создание специальных экологических фондов и банков с льготным налогообложением;

• стимулирование экологического предпринимательства;

• льготное налогообложение предприятий, выпускающих экологически чистую продукцию и продукцию с приме­нением безотходных технологий;

 • предоставление предприятиям, фирмам льготных креди­тов на природоохранные цели.          

Особое внимание уделено в Бурятии туризму и созданию соответствующего мировым стандартам туристского комплекса. Намечено строительство газопровода Иркутск - Улан-Удэ вдоль побережья Байкала. Для выполнения намеченных мер также необходимо приоритетное финансирование.

Республика Тува существенно отстает в социально-эконо­мическом развитии от среднего общероссийского уровня. Она занимает последнее место в рейтинге депрессивных и отсталых регионов России.

С 1989 г. наблюдается снижение уровня жизни населения, снижение потребления некоторых жизненно важных продуктов питания. Падает уровень благоустройства, повышается уровень заболеваемости.

Экономический кризис, падение и без того отсталого про­изводства повлекли рост датационности экономики Тувы.

Только рост экономики и в первую очередь промышленно­сти даст возможность исправить положение. Разработанная Министерством экономики России с участием Правительства Республики Тува программа структурной перестройки эконо­мики республики ставит целью превращение Тувы в поставщи­ка конкурентоспособной конечной продукции. За счет привле­чения финансовых ресурсов российских и зарубежных инвесто­ров в экономику Тувы намечается в перспективе решить сле­дующие задачи:       

· В АПК для глубокой переработке сельскохозяйственного сырья намечено строительство мясоконсервного цеха, цеха переработки конины на экспорт, предприятия по первичной переработке шерсти, шерстопрядильного цеха, спиртового завода. Кызылский кожевенный завод перепрофилируется на производство войлока. Предусматривается также создание предприятий по убою скота, переработке молока и т.д.

· В Цветной металлургии – освоение россыпных месторождений золота, освоение переработки технологических отходов комбината «Тувакобальт» с извлечением серебра и других ценных компонентов.

· В энергетике – намечено расширение Кызылской ЦЭС.

· В лесной промышленности – создание производства по выпуску паркета, фанеры, мебели. Реконструкция Кызылской мебельной фабрики.

· Расширение и реконструкция предприятий народных ху­дожественных изделий из камня, кожи, меха, древесины.

· Освоение энергохимической переработки высококачественных коксующихся углей.

· Для связи с восточными районами Тувы намечено построить мост через реку Малый Енисей.

· Намечается создание локальной свободной экономиче­ской и таможенной зоны на территории Кызыла. Главным стимулом создания такой зоны должно быть получение для нее таможенных и налоговых льгот. 

 

 

Список используемой литературы:

1.Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика. М.: Московский Лицей, 2002.

 

2. Алисов Н.В., XXXореев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник для вузов.-М.:Гардарики, 2001.

 

3. Экономическая география России: Учебное пособие для вуза/Под ред. Т.Г.Морозовой.-2-е изд.,перераб и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

 

  4. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России: Учебное пособие для вузов.-Ростов – на –Дону:Феникс,2007 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: