Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. СОСТОЯНИЕ РЫНКА Г. ВЛАДИВОСТОКА ……………………………...5
1.1 Динамика товарного предложения……………………………………..5
1.2 Динамика спроса………………………………………………………...7
1.3 Соотношение спроса и предложения…………………………………10
2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЫНКА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ……………....12
2.1 Количество торговых и производственных предприятий……….......13
3. ТЕНДЕНЦИЯ СОСТОЯНИЯ РЫНКА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ Г. ВЛАДИВОСТОКА……………………………………………………………....18
4.ОБЩИЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...25
ВВЕДЕНИЕ
Основными факторами роста оборота рынка бытовой техники во Владивостоке в последние годы являлись увеличение благосостояния населения и благоприятная макроэкономическая ситуация. Однако мировой финансовый кризис, ускорение темпов инфляции на потребительском рынке и замедление темпов роста денежных доходов населения привели к снижению оборота рынка бытовой техники уже во второй половине 2008 года. Впрочем, несмотря на спад, Владивостокский рынок бытовой техники продолжает считаться довольно перспективным и быстрорастущим в России. Объём рынка бытовой техники составляет около 60% от общего объёма рынка бытовой техники и электроники.
|
|
В 2008 году объем рынка БТЭ существенно возрос, что почти на 13% больше по сравнению с предыдущим годом. Однако в 2009 году под влиянием экономического кризиса ситуация начала меняться, и, к концу года упала на 15-20%.
По данным, полученным в результате проведения интернет-опроса в рамках исследования Департамента консалтинга РБК "Торговые сети по продаже бытовой техники и электроники 2009", под влиянием кризиса от запланированной покупки бытовой техники отказались 23% респондентов. Во Владивостоке доля тех, кто предпочел не тратить деньги, колеблется в пределах 20-22%, в то время как по Приморскому краю показатель достиг 27%.
В первую очередь уменьшение объемов продаж связано с сокращением денежных доходов населения и ростом потребления дешевых товаров. В 2008 году цены на БТЭ выросли на 8%, и ожидается, что данная тенденция продолжится в 2009 году, поскольку большая часть товаров, представленных в сетях, импортного производства. Кроме того, на уровень продаж крупной бытовой техники оказывает влияние замедление темпов строительства и ввода в эксплуатацию объектов жилья, отмечается в материалах маркетингового агентства РБК.
Ключевые показатели рынка бытовой техники и электроники:
- Доходы рынка в конце 2009 года оказались на 18% ниже показателей конца 2008 года
|
|
- Рынок офисного оборудования потерял в 2009 году 45,7% рынка, телекоммуникационной техники – 36,3%
- Менее всего сократились затраты на малую бытовую технику (-9,2%)
- Кривая продаж бытовой техники в РФ летом 2009-го достигла своего дна, к концу года пошло восстановление рынка
- Продажи бытовой техники РФ в 2009 году на 22% ниже, чем в 2008-м
Цели и задачи работы – описать текущее состояние и перспективы развития рынка бытовой техники во Владивостоке.
СОСТОЯНИЕ РЫНКА Г. ВЛАДИВОСТОКА
Динамика товарного предложения
Рынок бытовой техники г. Владивостока считается сегодня одним из самых перспективных.
Несмотря на то, что в последние годы динамика роста замедляется, показатели остаются достаточно высокими. Темпы прироста рынка бытовой техники составили в 2006 г. – 17%, 2007 г. – 15%, 2008 г. – 13,5%, 2009 – 11%. К 2011 году по прогнозам темпы прироста снизятся до 7-8%.
За последние 10 лет рынок в значительной степени сформировался и четко структурировался. По темпам роста он занимает первое место на рынке товаров народного потребления, даже несмотря на некоторое замедление, а по объемам продаж – второе место после рынка продуктов питания.
Среди основных факторов роста рынка можно отметить увеличение реальных доходов населения. Нехватка квалифицированного персонала и дефицит торговых площадей негативно влияют на развитие рынка бытовой техники. В сложившейся на рынке ситуации крупные розничные сети могут устанавливать производителям свои условия.
Самым крупным сегментом рынка является сегмент крупногабаритной бытовой техники, к которой в первую очередь относят стиральные машины, холодильники, морозильники, кухонные плиты и панели, посудомоечные машины. Объем рынка крупной бытовой техники в 2009 году составил около 100 млрд. руб.
К сегменту мелкой бытовой техники относят чайники, пылесосы, утюги и микроволновые печи. Объем рынка мелкой бытовой техники в 2009 году составил порядка 50 млрд. руб.
Эксперты отмечают, что большая часть продаваемой во Владивостоке бытовой техники по-прежнему иностранного производства. Наблюдается тенденция к сокращению доли импорта за счет производства техники иностранными компаниями на территории России.
В настоящее время на рынке бытовой техники сформировались и успешно работают современные торговые сети, развивается производство. На рынке прочно утвердились такие брэнды, как: Bosch, Braun, Electrolux, Indesit, LG, Panasonic, Philips, Samsung, Stinol, Tefal, Zanussi и др. Крупные игроки и брэнды активно конкурируют между собой, расширяя свое присутствие в столице и регионах. Рост доходов населения, развитие потребительского кредитования и активизация отечественных производителей, а также современные маркетинговые технологии и рекламные бюджеты компаний обеспечивают растущий спрос во всех ценовых сегментах, предъявляют повышенные требования к операторам рынка в отношении использования имеющихся возможностей роста, технологий конкуренции.
По данным исследования Gfk Retail and Technology,IV квартал 2009-го стал наиболее успешным для рынка электроники и бытовой техники за весь минувший год, превысив показатели I квартала. Тем не менее, доходы рынка в конце 2009 года оказались на 18% ниже показателей конца 2008 года. Новогодние распродажи и акции помогли рознице, однако этот показатель всё ещё далёк от новогоднего пика 2008 года.
Лучше всего продажи конца 2009-го шли в секторах фототехники и SDA, тогда как телекоммуникационное оборудование и офисная техника за минувший год потеряли свыше 30% оборотов. Так рынок офисного оборудования потерял в минувшем году около половины рынка (-45,7%), телекоммуникационной техники – (-36,3%), тогда как крупная бытовая техника и компьютеры потеряли по 16% рынка. Менее всего сократились затраты на малую бытовую технику за счёт невысокой цены за единицу товара (-9,2%).
|
|
Что касается сезонных колебаний продаж на рынках бытовой техники и электроники, то с лета 2009 года кривая продаж стала приближаться к привычному виду, оставаясь на 22% ниже показателей 2008-го. До этого мы наблюдали лишь активный кризисный спал продаж в большинстве секторов.
Динамика спроса
Самым крупным сегментом рынка является сегмент крупногабаритной бытовой техники, к которой в первую очередь относят стиральные машины, холодильники, морозильники, кухонные плиты и панели, посудомоечные машины.
К сегменту мелкой бытовой техники относят чайники, пылесосы, утюги и микроволновые печи. Большая часть продаваемой бытовой техники по-прежнему иностранного производства. По официальным данным в 2008 году общий объём продаж импортной бытовой техники равнялся 3,6 тыс.руб., что составило около 42,4% от всего рынка бытовой техники во Владивостоке в стоимостном выражении.
Ближе всего по итоговым показателям 2009го года к результатам 2008-го казался сектор фототехники – всего 2% не оттянули до итогов докризисного года. Впрочем, специалисты предостерегают от излишне оптимистичных выводов: в конце 2008-го как раз кризис вступал в свои права и предновогодние распродажи в этом секторе не были традиционно большими. А продажи летних месяцев 2009-го оказались ниже привычных, что заметно подорвало ожидания рынка. Основные тенденции рынка: рост доли зеркальных фотоаппаратов, тогда как камеры с разрешением 10 мегапикселей теряют популярность и постепенно признаются устаревшими. У компактных фотоаппаратов стандартом становится функция распознавания лиц.
Сектор аудио-видео за минувший год потерял приблизительно пятую долю рынка – спад в IV квартале составил 20%, итоговый – 18,9% по сравнению с 2008 годом. Ситуацию в некоторой степени поправили предновогодние распродажи: например, продажи ЖК телевизоров среднего размера (22-23 дюйма) удвоились по сравнению с прошлым декабрём. В то же время доли проданных ЭЛТ телевизоров упали вдвое за тот же период.
|
|
Рынок офисной техники и расходных материалов в IV квартале 2009-го по сравнению с III кварталом вырос на 35%, составив свыше 12,5 млрд рублей. Впрочем, итоговая динамика рынка – 30,3%. Лидеры на рынке офисной техники – МФУ, выросшие за последние три месяца минувшего года на 48%. Лазерные и струйные модели шли примерно наравне, однако именно лазерные устройства продемонстрировали годовой прирост в 10%. Как следствие динамики рынка печатных устройств, рос и рынок расходных материалов – оборот картриджей лазерной и струйной печати вырос за последние 3 месяца 2009 года на 33% и 25% соответственно. А самый низкий показатель прироста из всей офисной техники демонстрируют сканеры –20% за 2009 год.
Рынок малой бытовой техники в IV квартале 2009-го продемонстрировал 20%-ный рост в штучном и денежном выражении. Впрочем, это победа в рамках подъёма со дна, наступившего во II квартале. В целом рынок по сравнению с концом 2008-го упал на 9,2% в денежном выражении. Что же касается структуры рынка малой бытовой техники – сильнее спад был отмечен в сезонных секторах (например, эпиляторы), а также секторе дорогих товаров – моющих пылесосов, фритюрниц, кофемашин.
В направлении информационных технологий в период новогодних распродаж был отмечен значительный подъём – и в первую очередь это касается рынка ноутбуков и нетбуков. В целом же рынок за год продемонстрировал спад в 8,1% в рублях. На 2010 год в этом секторе возлагаются большие надежды: стоимость нетбуков и ноутбуков падает, что должно простимулировать рост продаж. Кроме того, расширяются модельные линейки продукции – а особые надежды в 2010-м возлагаются на продажи iPad от Apple.
В секторе крупной бытовой техники по итогам 2009-го был отмечен 15% спад по сравнению с данными благополучного 2008 года. Поскольку новогодних скидок на этом рынке попросту не случилось, ожидания больших предпраздничных продаж не стали реальностью. Наиболее весомые сегменты сектора – узкие стиральные машины с фронтальной загрузкой, двухдверные холодильники с нижней морозильной камерой, а также встраиваемые плиты-духовки и встраиваемые посудомоечные машины. В отношении последних, несмотря на кризис, доминанта последних 3-х лет поддерживается.
В целом, динамика продаж IV квартал 2009 год подтвердила планы многих россиян, несмотря на кризис, не экономить на подарках. Впрочем, при сравнении со статистикой прошлых лет, траты всё-таки составлялись осмотрительнее: предпочтение в большинстве случаев отдавалось не самым дорогим наименованием – небольшой бытовой технике, фотоаппаратам и т.п. обновление парка крупной бытовой техники в большинстве случаев откладывалось на неопределённый срок, несмотря на привлекательные скидки и акции конца года.