Выявление основных задач социальной политики в социально-рыночной экономике

Можно выделить ряд проблем, относящихся к компетенции экономической политики, которые будут актуальны для любой рыночной экономики. На практике проблемы, как правило, тесно взаимосвязаны. Несмотря на это, рассмотрим в отдельности не-юторые важные аспекты.

Обеспечение продуктивности экономической системы и эффективности распределения ресурсов

Для того чтобы экономическая система страны функциониро­вала эффективно, прежде всего необходимо создать экономический порядок, который, во-первых, обеспечивает мотивацию эко­номических субъектов и, во-вторых, устанавливает ограничения вас деятельности (прежде всего, здесь имеются в виду обеспечение врав собственности, создание политических институтов и правовой базы). Ценовые сигналы и возможность получения экономиче­ской прибыли будут определять конкретные экономические результаты. Государство может оказывать влияние на изменение структуры экономики через предоставление государственных заказов, различ­ные требования и запреты (например, в отношении определенных веществ, к примеру — «Закон о химикалиях»), субсидирование и льготное налогообложение, а также через деятельность государ­ственных предприятий и банков. Однако, поскольку адаптацион­ные процессы конфликтны, государственное вмешательство часто вызывает нарушения экономического порядка, которые в долго­срочном периоде угрожают эффективности рыночной системы. Так, препятствия на пути структурной перестройки экономики приводят к развитию теневой экономики или обесценению реаль­ного, финансового или «человеческого» капитала. Поэтому кри­тический анализ вмешательства государства в экономику и объ­яснение последствий его, в некоторых случаях — негативных — важная задача теории экономической политики.

Перераспределение средств     

Даже если экономическая система страны функционирует эф­фективно, перед государством стоит задача перераспределения средств. Прежде всего это касается имущественного положения в частном секторе; государство может оказывать влияние на него, проводя валютно-финансовые реформы, приватизацию, изменяя ставки налога с наследства. В рыночной экономике обладателем благ становится тот, кто готов и способен платить рыноч)гую цену. Первичное распределение доходов, которое не в последнюю оче­редь определяется распределением имущества, часто не дает воз­можности менее трудоспособным или наиболее нуждающимся до­машним хозяйствам (например, многодетным) исключительно на рынке получить достаточный для пропитания доход. Кроме того, в рыночной экономике существует опасность возникновения вре­менной или продолжительной безработицы.

Финансировать выплаты пособий по безработице также необ­ходимо как общественные, предоставляемые государством блага (такие, как обеспечение правопорядка и правовой системы), как государственные инвестиции или работу государственной админи­страции.

Финансирование государственного бюджета

 Для того чтобы государство могло в течение длительного вре­мени финансировать выполнение своих функций, в стране должна существовать такая система пополнения государственного бюджета (налоги, сборы, пошлины), которая бы в наименьшей степени обременяла экономику. В значительной мере государственный бюджет финансируется за счет подоходного налога, налогов на имущество и налогов на потребление, а также за счет эмиссии банкнот и прибыли ЦБ. Если государственные расходы превы­шают налоговые поступления, неизбежные в данном случае займы у частного сектора внутри страны или за границей приведут к возникновению новой задолженности. Образованная государствен­ная задолженность В влечет за собой периодические процентные платежи по рыночной процентной ставке г и расходы на погаше­ние долга, зависящие от среднего срока обращения государствен­ных ценных бумаг.

Если новые займы используются только для государственных инвестиций, то в будущем наряду с процентными платежами и платежами по основному долгу возрастут и налоговые поступления в бюджет. Это связано с тем, что государственные капиталовло­жения увеличивают производственный потенциал У1" и, повышая доходность частных инвестиций, стимулируют расходы предпри­ятий на инвестиции. За счет этого в долгосрочном периоде воз­растает и реальный общественный продукт У. Если соотношение В/У будет устойчиво или даже установится на экономически оптимальном уровне, рост государственной задолженности пробле­мой являться не будет. Но если в соотношении В/У будет непрерывно расти числитель, то в будущем или налогоплатель­щикам придется иметь дело с более высокими налоговыми став­ками, или сократятся предоставляемые государством услуги. Когда не удается вернуть на прежний уровень увеличивается во время экономического спада долю новых займов государства, воз­никает проблема превышения дефицитом бюджета уровня, допус­тимого для данной структуры экономики. Подобные трудности типичны для некоторых стран ОЭСР и многих развивающихся стран.

В условиях рыночной экономики действие такого финансового законодательства (совокупности правил, обеспечивающих поступ­ление средств в государственный бюджет и ограничивающих рас­ходы), которое благоприятствует постепенному росту государ­ственного долга, может создать большие проблемы. Но т. к. в органах государственного управления и со стороны «потребителей политических услуг» — граждан и предприятий — постоянно воз­никают предложения по увеличению предоставляемых государ­ством услуг, отсутствие лоббистской группы, выступающей за ограничение дефицита государственного бюджета, может вести к постоянному его росту.

Обеспечение стабильности экономики

Рыночная система и конкурентная среда обеспечивают действие механизмов, стабилизирующих экономику при потрясениях и им­пульсах только определенного диапазона. Между тем могут воз­никнуть такие эндогенные или экзогенные потрясения (например, политические), которые вызовут кумулятивный регресс системы в целом. Сокращающиеся доходы предприятий приведут к росту безработицы; это, в свою очередь, увеличит проблемы сбыта про­дукции; соответственно, сократятся инвестиции, налоговые поступ­ления и т. д. Неустойчивость в экономике может возникнуть и вследствие происходящих на внутреннем рынке процессов, и под влиянием событий за рубежом, и при изменении технологий, а также и из-за вмешательства государства в экономику. Когда на рынке появляются новые товары, сбыт уже находящихся на рынке товаров затрудняется; вследствие этого могут возникнуть пробле­мы с ликвидностью на крупных предприятиях, что, в свою оче­редь, может негативным образом отразиться на всем народном хозяйстве. В этом случае необходимы или единовременная кор­ректировка, или неоднократные контримпульсы со стороны госу­дарства — проводиться они могут от случая к случаю (дискретно) или в соответствии с определенной программой действий. Однако существует опасность, что государство своими действиями само может дестабилизировать макроэкономическую ситуацию.

Итак, в задачи социальной политики по стабилизации социально-ры­ночной экономики входит, с одной стороны, укрепление меха­низмов, абсорбирующих различные потрясения, и, с другой сто­роны, уменьшение негативного воздействия государства на экономику.

 

 

Заключение

Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и политики. Экономика выступает определяющей детерминантой политической жизни. Эта зависимость получила всестороннее обоснование в марксизме. Марксизм исходил из того, что государство, политические отношения определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил. Эта идея была развита В.И. Лениным. Однако позиция однолинейного экономического детерминизма, представленная в марксизме, не позволила отметить относительную автономность политики и объяснить ряд исторических примеров, которые не укладываются в эту схему, например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления в Афинах.

Общества, находящиеся на одной ступени развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь разные типы политической системы, отличаться социальной структурой. Например, современная рыночная экономика может сочетаться как с демократическими, так и с авторитарными режимами. Наконец, политика может быть детерминирована и другими факторами: культурными, географическими, особенностями социальной структуры общества и исторического развития.

Вместе с тем, влияние экономических отношений на политику существует, хотя оно и не всегда бывает заметным в повседневной жизни:

Экономический фактор определяет главные параметры социальной стратификации общества: классовую, профессиональную, имущественную, что сказывается на политической жизни. Так, например, уровень политической стабильности зависит от соотношения богатых и бедных в структуре общества, наличия значительного среднего класса.

Политические интересы людей прежде всего детерминированы их экономическими интересами. Определяющую роль играют отношения собственности и распределения. Это порождает различные политические требования, программы и лозунги. Экономическое интересы "заставляют" бизнес-элиту финансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений.

Экономическая нестабильность и кризисы порождают кризисы доверия к правительству, являются причинами смены власти, роста протестных форм активности населения и революций.

Внешняя политика государства строится с учетом интересов национальной экономики.

Обратное влияние политики на экономику проявляется в следующем:

· стабильность политической ситуации влияет на стабильность экономической жизни, делает страну привлекательной для инвестиций, политическая нестабильность приводит к бегству капитала за рубеж, к "утечке мозгов";

· через научно-техническую политику государство влияет на рост производительности труда, воздействует на условия и содержание труда работников;

· влияние государства проявляется в реализации его экономической функции;

· разрабатывая новые концепции экономического развития, государство воплощает их в экономических реформах, тем самым изменяет экономическую среду.

Вопрос о том, насколько политический фактор (в качестве которого в первую очередь выступает государство) может присутствовать в экономике является спорным. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Командование экономикой с помощью директив оборачивается ростом теневой экономики, дефицитом, потерей экономической заинтересованности, что в конечном итоге заканчивается крахом социальной системы. С другой стороны, государство средствами политики должно поддерживать порядок и урегулированность экономических отношений, сдерживать негативные проявления рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: