Этика некоторых крупных российских компаний

 

Ряд наиболее крупных компаний разрабатывают и документируют наравне с миссией компании свой этический кодекс. К таким компаниям относятся, например Тройка Диалог, PROCTER & GAMBLE, ТНК, 1С, бывший ЮКОС и многие другие. Отметим некоторые общие черты подобных кодексов. Во-первых, все они ориентированы на наиболее общие ценности и в них прописываются базовые моральные принципы. Например ЮКОС:

· работает в интересах России как ответственный партнер государства.

· обеспечивает высокое качество своей продукции.

· рассматривает вопросы экологии как приоритетные.

· надежный партнер и клиент.

· обеспечивает максимальную финансовую эффективность своей деятельности.

· выполняет свой долг перед обществом, отчисляя справедливую долю доходов в бюджет.

· участвует в решении проблем регионов, в которых действуют его предприятия.

· обеспечивает наивысшую квалификацию своих сотрудников.

· всегда уделяет особое внимание вопросам образования молодежи.

· обеспечивает своим сотрудникам справедливую оплату труда.

· делает все возможное для обеспечения социальной защищенности своего персонала.

· всегда защищает интересы своих акционеров.

 

 Во-вторых, все подобные кодексы написаны в рамках действующего законодательства, а в некоторых из них это даже особым образом оговаривается, например ТНК пишет, что в своей деятельности будет неукоснительно соблюдать законодательство, а Тройка Диалог просто указывает на, то, что ее компания соответствует нормам действующего законодательства.

В своих этических кодексах организации отмечают, что в своей деятельности будут обещать только то, что они способны сделать, не вводить преднамеренно в заблуждение, не наносить преднамеренный вред кому-либо. Прописываются так же ответственности внутренние перед акционерами, перед сотрудниками и внешние, перед международным сообществом, перед страной, перед другими компаниями и перед клиентами.

Структура этического кодекса Тройки Диалог построена по принципу от наиболее общего к частному, а также учитывает специфику деятельности компании. По порядку рассматриваются следующие вопросы:

· Введение

· Цели и основные принципы Кодекса

· Отношения с акционерами

· Основные принципы работы Совета Директоров

· Президент и управляющие директора

· Политика в отношении сотрудников

· Приобретение ценных бумаг сотрудниками

· Соотношение норм законов и настоящего Кодекса

· Клиенты и деловые партнеры

· Конфликт интересов

· Аналитические исследования

· Внутренняя (инсайдерская) информация

· Раскрытие информации клиенту

· Конкурентная борьба

· Связи с общественностью

· Общественные мероприятия

· Раскрытие нарушений в деятельности

· Применение Кодекса

 

В данном случае кодекс представляется довольно полным, описывает вполне конкретные нормы поведения и по своему содержанию более походит на устав. В то время как, например Юкос был более лаконичен в своих этических установках и говорил о них в самых общих словах, хотя конечно их этический кодекс тоже достоин внимания и уважения.

 



Выводы

 

Подводя итоги можно сказать, что этика в бизнесе это во многом основа свободного рынка и свободных экономических отношений. Этическое ведение дел зачастую оказывается более выгодным, особенно в том случае, если предприятие или фирма собирается провести на рынке сравнительно долгий период времени и завоевать доверие своих клиентов и партнеров. Именно поэтому наиболее крупные игроки на рынке предпочитают иметь этический кодекс.

Этическое поведение в бизнесе очень важно, но является довольно противоречивым вопросом и зачастую неэтическое решение какого либо вопроса в долгосрочной перспективе приводит к его этической интерпретации с позиции утилитаризма. Вспоминается одна притча про очень богатого дворянина, который жил в деревне и у него был сын – прекрасный юноша, за которым бегали все девушки в округе. Так вот однажды отец подарил сыну прекрасного белогривого скакуна. Пришел сосед, разговорился с отцом и сказал: «У тебя такой прекрасный сын, а теперь еще и на великолепном коне». Отец подумал, подумал, посмотрел на соседа и сказал: «А я не знаю, хорошо это или плохо». Так прошло несколько месяцев, а то и пол года и однажды конь сбросил юношу и ударил его копытом. Юноша остался инвалидом. И вот опять приходит сосед и говорит: «Слушай, а ты был прав, вон оно как все плохо вышло». Отец посидел, подумал и снова говорит: «Ты знаешь, а я не знаю, хорошо это или плохо». Так прошло еще несколько лет, началась война. Парней из этой деревни отправляли прямо на передовую, на верную смерть. Только одного не взяли, потому, как он был инвалид. Приходит сосед к отцу и говорит: «послушай, ты великий мудрец, как далеко узрел, действительно ведь прав был, ты, хорошо, что тогда подарил коня своему сыну». Отец подумал, обронил слезу и сказал: «И все-таки, я не знаю, хорошо это или плохо».

 



Список использованной литературы

 

1. Дж. О’Шонесси Конкурентный маркетинг стратегический подход, 2-е издание, СПб.: Питер, 2002

 

2. Культурология под редакцией Б.А. Эренгросс, М.: ОНИКС, 2007

                                                                                          

3. http://business.rin.ru/cgi-bin/search.pl?action=view&num=341835&razdel=8&w=0 статья «Бизнес этика: современные подходы»

 

4. http://sme.ural-business.ru/method_materials/59/ коллекция данных по этическим кодексам различных компаний

 

5. Кравченко А.И. Культурология, М.: Академический Проспект, 2001

 

6. Котлер Ф. Основы маркетинга, М.: Универс, 1993


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: