Можно выделить еще один вид рекламы, черты которой отчасти схожи с рекламой социальной, — это социально ответственная реклама.
Что такое социальная ответственность в рекламе?
Во-первых социально ответственная реклама — это реклама, соответствующая обшечеловеческим правилам этики и морали. Вопрос об этичности рекламы регулируется Федеральным законом «О рекламе», в котором сказано, что «неэтичной рекламой является реклама, которая:
содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали, путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских и иных убеждений физических лиц;
порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;
порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту РФ или иного государства, религиозные символы;
порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар».
Данное определение неэтичной рекламы можно в полной мере применить и к социальной рекламе
Во-вторых, социально ответственная реклама должна содержать (пусть косвенно) идею социально ответственного образа жизни, будь то напоминание о необходимости чистить зубы два раза в день (к примеру, в рекламе жевательной резинки «Орбит») либо пропаганда доброжелательного отношения к ближнему (рекламный ролик сока «Добрый»). Вот здесь и проходит грань между понятиями «социальная» и «социально ответственная реклама».
В действительности, возникает соблазн отнести информацию о товаре: его потребительских свойствах, позиции на рынке, целевой аудитории, базирующуюся на существующих нормах, стереотипах, представлениях, к социальной. Но коммерческая реклама с ярко выраженным социальным подтекстом представляет собой не столько социальную, сколько социально ответственную рекламу, т. е. рекламу, «не позволяющую себе апеллировать к деструктивным мотивам человеческого поведения».
Безусловно, реклама социально ответственная не яаляется социальной рекламой. Разделить их можно как минимум по формальному признаку. В российском законе «О рекламе» сказано, что в социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, конкретные марки товаров. Иными словами, рекламу «заботы о здоровье зубов» отнести к рекламе социальной можно, но реклама жевательной резинки марки XXX или производящей ее фирмы 222 — определенно коммерческая.
Хочется отметить, что в настоящее время появляется довольно много именно социально ответственной коммерческой рекламы. Возможно, это является одним из признаков того, что наше общество постепенно выходит на новый, более качественный уровень развития. Тем не менее примеров социально безответственной и попросту шокируюшей рекламы также достаточно.
Исходя из этого, зададимся вопросом: можно ли показывать сцены насилия и прочие асоциальные явления как в коммерческой, так и в социальной рекламе, используя их как инструмент в повышении эффективности рекламных обращений?
С одной стороны, с учетом ментально-психологических особенностей человека реклама, «обнажающая» самые уязвимые места жизни общества, действительно воспринимается намного острее, а потому, с точки зрения некоторых рекламщиков, является наиболее эффективной. Итог такой мотивации — появление в СМИ вульгарной и даже жестокой рекламы.
По мнению И.Я. Рожкова, «...все проистекает от недоразвитости рынка... Поэтому-то в российской рекламе так часто применяются приемы, шокирующие общественность... Уже это в нашей обстановке рекламной недостаточности делает даже такие кампании эффективными».[6]