Учебно-воспитательный процесс коррекции и развития личности ребёнка с нарушениями зрения наиболее результативен, когда педагоги, логопеды, дефектологи, психологи, социальные педагоги и медики работают в одной связи. Ребёнку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации или имеющему разноплановые проблемы, нужна комплексная помощь, иначе говоря – сопровождение. Сопровождение предполагает тесное взаимодействие с тем, кого сопровождают, и должно быть личностно ориентированно, чтобы оказать ребёнку действенную помощь и получить более ощутимый результат. Сопровождение необходимо начинать на начальных этапах школьного маршрута учащегося.
Рекомендации психологу по организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями зрения в школе.
О ребёнке в школе собирается информация о соматическом, психическом социальном здоровье, при этом используется широкий спектр различных методов:
1. тестирование психологом,
2. анкетирование социальным педагогом родителей и учащихся,
|
|
3. беседы с классными воспитателями,
4. наблюдение медиками, изучение школьной документации о ребёнке,
5. изучение особенностей семьи, её быта,
6. анализ продуктов учебного труда.
Следует знать позитивные резервы личности, на которые можно опираться. При этом выделяются группы психологически благополучных детей, не имеющих выраженных проблем в настоящее время, и группы детей, которым требуется более углублённое обследование, после чего полученные в ходе работы результаты позволяют составить план выполнения мероприятий совместно со специалистами, родителями, педагогами. Здесь всё должно быть построено на сопереживании и оказании качественной помощи.
Сопровождение, как современная образовательная технология – даёт достаточно высокие результаты. Создание реабилитационного пространства вокруг ученика является жизненной необходимостью. При оказании помощи учитывается самооценка ребенка, отношение к родителям и близким, а главное создание максимально возможных условий для включения детей в обычную жизнь.
На базе школы работает психолого-медико-педагогический консилиум, который даёт целевые рекомендации учителю, воспитателю по работе с конкретным ребёнком, также родителям. Поэтому знания коррекционной педагогики нужны всем [27].
Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его детстве. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет его переход на другую ступень обучения. Эти факторы побуждают выстроить эффективную систему психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников[21].
|
|
Рекомендации учителю по организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями зрения в школе
Процессу адаптации первоклассников нужно уделять большое внимание.
1. Важно до начала обучения определить так называемую «группу риска» - детей, с которыми будет труднее всего. С этими учениками следует заниматься с самыми первыми.
2. Педагогу необходимо знать о состоянии здоровья поступившего в школу ребенка, иметь представления об индивидуальных особенностях развития ребенка, его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.
Отслеживание психологического статуса ребенка является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка (психолога, педагога-дефектолога, врача-психиатра или врача-невропатолога)[34].