Система финансового менеджмента предприятия

Анализ системы финансового менеджмента ООО «МК Системс» проведем по следующим показателям:

1. Анализ организационной структуры предприятия.

Распределение и содержание функций управления на предприятии отображено в таблице 1.11.

 

Таблица 1.11

Функции управления ООО «МК Системс»

Функции управления Описание функций
Планирование Стратегический план деятельности организации (на 1 год) разрабатывается генеральным директором на основании сбытового плана, разрабатываемого коммерческим директором. Оперативное планирование осуществляется начальником административно-хозяйственного отдела, коммерческим директором и главным бухгалтером.
Организация Положение об организационной структуре разрабатывается и утверждается генеральным директором.
Мотивация Сотрудники предприятия получают ежемесячно фиксированные оклады и квартальные премии по итогам работы предприятия. У менеджеров по сбыту оклады отсутствуют, система оплаты труда – процент от продаж.
Контроль Осуществляется на уровне отделов – начальником административно-хозяйственного отдела, коммерческим директором и главным бухгалтером, на уровне предприятия – генеральным директором.
Развитие человеческих ресурсов Отбор персонала осуществляется начальником административно-хозяйственного отдела, коммерческим директором и главным бухгалтером, утверждается генеральным директором. Ежегодно проводится аттестация персонала.

 

Проведенный анализ выявил следующие недостатки в системе управления предприятием (таблица 1.12):

 

Таблица 1.12

Отрицательные стороны системы управления ООО «МК Системс»

Проблема Возможные позитивные моменты Негативные моменты
Огромное число связей, замкнутых непосредственно на коммерческого директора и начальника административно-хозяйственного отдела. «Доступность» менеджеров среднего звена предприятия. Экономия фонда оплаты труда. Возможность менеджеров среднего звена вникать в детали. Перегрузка менеджеров среднего звена. В случае расстановки приоритетов, невозможность у остальных посоветоваться с непосредственным начальником. Недостаток времени для решения неотложных и стратегических вопросов.
Отсутствие полномочий для принятия оперативных решений (положения о структуре отделов, утверждение или не утверждение в должности сотрудников) у руководителей среднего звена. Экономия фонда оплаты труда.   Подавление инициативы Лишний расход времени Не оперативность решения вопросов
Слабые горизонтальные связи между подразделениями. Способность четко распланировать свою деятельность и минимизировать внешние вмешательства. Возможно дублирование действий и усилий. Нет ориентации на интегрированный конечный результат. Большие сроки и низкое качество прохождения информации.
Коммерческий директор, начальник административно-хозяйственного отдела и главный бухгалтер имеют равный статус. Можно выслушивать различные точки зрения на проблемы управления предприятием. Отсутствие финансового планирования приводит, как правило, не менее чем к 5% потерь. Нет оперативной информации для принятия управленческих решений. Бесконтрольность финансов и бюджета. Нет корреляции бухгалтерии и экономических отделов.
Система мотивации труда слабо коррелирует с деятельностью конкретных сотрудников Отсутствие у сотрудников зависти к высокой оплате труда коллег по работе «Уравниловка», отсутствие у сотрудников стимула показывать высокие результаты в труде. Высокая текучесть кадров в отделе сбыта из-за невыгодной системы оплаты труда.
Отсутствует система планирования карьеры сотрудников. Экономия фонда оплаты труда.   Слабая нематериальная мотивация. Высокая текучесть кадров.

2. Анализ направлений развития предприятия.

Основные цели маркетингового плана на 2010 год определены следующими:

· увеличить долю рынка предприятия на 11.

· увеличить финансово-экономические показатели предприятия за счет уменьшения кредиторской задолженности и улучшения оборачиваемости товарных запасов.

3. Анализ существующей ситуации в финансовом контуре.

Этап анализа финансового контура включает в себя следующие составляющие:

· Анализ качества функционирующих финансовых систем;

Анализ финансовых систем предприятия представлен в таблице 1.13:

 

Таблица 1.13

Анализ финансовых систем ООО «МК Системс»

Виды финансовых систем Описание финансовых систем
Бюджетная система На предприятии существуют стратегические бюджетные планы, разрабатываемые на 1 год и оперативные бюджетный планы, разрабатываемые на 1 месяц. Стратегический бюджетный план разрабатывается на основании годового маркетингового плана предприятия. Оперативные бюджетные планы разрабатываются и осуществляются на уровне отделов предприятия.
Система управленческого учета Специализированный управленческий учет на предприятии не ведется. Анализ основных экономических показателей предприятия – прибыли, рентабельности, себестоимости, прибыли от продажи различных видов продукции ведется коммерческим директором предприятия на основании данных, предоставляемых менеджерами по продажам, сотрудниками отдела маркетинга, главным бухгалтером и начальником административно-хозяйственного отдела. Данные предоставляются коммерческим директором генеральному директору для анализа и внесения предложений по их улучшению.
Система управления денежными потоками Решение о денежных платежах за приобретаемую продукцию и о хозяйственных расходах на сумму до 50 тыс. рублей осуществляется на уровне начальника административно-хозяйственного отдела, свыше 50 тыс. рублей – на уровне генерального директора предприятия. Документы на оплату предоставляются лицу, принимающему решению, главным бухгалтером. При принятии решения об оплате на документе ставится отметка: «Бухгалтерия – к оплате».
Система управления активами, капиталами и инвестициями Управление и контроль за активами, капиталами и инвестициями осуществляется генеральным директором на основании данных стратегического бюджетного плана.
Система управления финансовыми рисками Отсутствует.
Система финансового контроля Осуществляется на уровне коммерческого директора и генерального директора

Дадим необходимые пояснения к таблице 1.13.

Стратегический бюджетный план ООО «МК Системс» разрабатывается ежегодно на совещании, в котором участвуют коммерческий директор предприятия, а также сотрудники отдела сбыта и отдела маркетинга.

На этом совещании также анализируется выполнение стратегического плана за прошедший год. При подведении итогов деятельности отдела сбыта предприятия происходит обсуждение следующих вопросов:

· сравнение количества проданной продукции за текущий и прошедший временной период;

· анализ клиентов, приобретавших продукцию в прошедшем квартале, по следующим признакам: местоположение, частота закупок в рассматриваемый период и т.д.;

· анализ условий продаж;

· анализ размеров скидок, предоставляемых клиентам; соотношение различных размеров скидок;

· анализ объемов продаж с оплатой по факту покупки и с отсрочкой платежа; соотношение данных видов продаж; размеры дебиторской задолженности;

· качественные и количественные характеристики деятельности менеджеров и торговых представителей;

· выполнение или невыполнение отдельных пунктов стратегического плана деятельности, причины невыполнения;

· анализ расходов предприятия на рекламу выпускаемой продукции и результатов, достигнутых благодаря рекламе.

Планирование стратегической деятельности предприятия включает в себя следующее:

· разработка примерного плана рекламных мероприятий на рассматриваемый период и определение сотрудников, ответственных за их проведение;

· разработка примерного плана сбытовых мероприятий на рассматриваемый период и определение сотрудников, ответственных за их проведение;

· выявление круга потенциальных клиентов и разработка плана действий на данном рынке (исполнителями являются соответствующие торговые представители);

· определение зоны компетенции и зоны ответственности менеджеров и торговых представителей при проведении различных сбытовых мероприятий;

· определение сроков проведения различных сбытовых мероприятий;

· определение условий продаж в рассматриваемом периоде и размеров предоставляемых клиентам скидок;

· определение размеров заработной платы сотрудников предприятия;

· определение размеров инвестиций;

· определение размеров расходов на хозяйственные нужды предприятия.

Составление прогноза объемов продаж на следующий год осуществляется на основании данных о деятельности предприятия за последние 3 года. При этом учитывается состояние внутренней и внешней среды фирмы, а именно:

· экономическое положение в стране и за ее пределами;

· изменения в законодательстве РФ;

· деятельность конкурентов.

При составлении стратегического плана используется необходимая информация из следующих внутренних и внешних источников:

· бухгалтерские отчеты (баланс, отчет о прибылях и убытках);

· внутренняя статистика (счета, договора, личная статистика менеджеров);

· информация, собранная при общении с клиентами (по телефону, на выставках и т.д.);

· специализированные газеты, журналы;

· издаваемые законы и акты, указы Президента;

· отраслевая статистика.

Стратегический план предоставляется на утверждение генеральному директору предприятия, который при необходимости вносит в него коррективы. На основании корректив план дорабатывается коммерческим директором, после чего утверждается генеральным директором. Далее на основании стратегического плана в отделах предприятия разрабатываются ежемесячные оперативные планы, утверждаемые руководителями отделов. Статьи расходов бюджетного плана схожи со статьями расходов согласно маркетинговому плану.

Выполнение стратегического бюджетного плана контролируется поквартально генеральным директором, оперативных бюджетных планов – коммерческим директором и начальником административно-хозяйственного отдела.

· Анализ системы финансового документооборота;

В ООО «МК Системс» используются следующие виды наличных денежных расчетов.

1 Прием денежных средств от клиентов.

Расчеты с клиентами ведут кассиры-операционисты через операционную кассу.

На основе ежедневных отчетов кассиров собирается и заполняется ведомость по счету 50 «Касса».

Прием наличных денег кассой предприятия от юридических лиц производится по приходным кассовым ордерам (Приложение №1), подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. При приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями тех же лиц – главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира. Квитанция заверяется печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

2 Сдача наличности в банк.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе, порядка и срока сдачи выручки в банк, предприятие в начале 1 квартала каждого года предоставляет в банк письменное заявление и расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денежных средств из выручки, поступающей в кассу».

Поскольку денежные средства в банк сдаются ежедневно, лимит остатка равен 30000 руб. – сумме, необходимой предприятию для обеспечения нормальной работы с утра следующего дня.

Лимит кассы, как правило, превышается в дни выдачи зарплаты, в течение 3-х рабочих дней, включая день получения денег в банке. Лимит кассы устанавливается на 1 год.

Денежная наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денежных средств в кассе сдается на расчетные счета организации в порядке и сроки, согласованные с обслуживающим банком – «Сбербанк». Первичным документом при этом выступает объявление на взнос наличными.

3 Выдача заработной платы персоналу предприятия.

Выплата заработной платы сотрудникам ООО «МК Системс» осуществляется наличными 2 раза в месяц 10-го и 25-го числа каждого месяца. Заработная плата, как правило, выплачивается из денежных средств, поступивших в кассу предприятия.

Выплата заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности производится кассиром по платежным ведомостям.

Остатки не полученной зарплаты сдаются в банк с оформлением расходного кассового ордера и указанием в ведомости факта депонирования.

4 Расчеты с подотчетными лицами.

Выдача наличных денег под отчет производится из кассы предприятия по расходному кассовому ордеру.

Учет кассовых операций предприятия ведется в кассовой книге.

Кассовая книга формируется из ежедневных отчетов кассиров, также вся информация о кассовых операциях вносится в 1С Бухгалтерию. В конце рабочего дня кассиры подшивают отчеты в кассовую книгу. По окончании месяца из 1С Бухгалтерии распечатывается карточка счета 50 за отчетный период.

ООО«МК Системс» имеет рублевый счет в Дальневосточном филиале банка «Сбербанк».

Расчеты между ООО«МК Системс» и другими организациями осуществляются в безналичном порядке. В анализируемом периоде средства со счета на хозяйственные нужды предприятия не снимались, поскольку все текущие потребности удовлетворялись за счет поступления наличных денег в кассу предприятия.

При безналичных расчетах ООО «МК Системс» использует расчеты платежными поручениями, платежными требованиями, аккредитивами, чеками и векселями. Наиболее распространены расчеты платежными поручениями.

ООО «МК Системс» осуществляет через свой расчетный счет следующие операции:

1 Расчеты с покупателями и заказчиками.

На расчетный счет предприятия поступают платежи за продукцию от клиентов – юридических лиц.

2 Расчеты с поставщиками и подрядчиками.

3. Расчеты с бюджетами и внебюджетными фондами.

Предприятие осуществляет налоговые платежи в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Российский фонд обязательного медицинского страхования.

4 Расчеты по арендной плате.

Арендная плата ежемесячно переводится на банковский счет арендодателя. Для учета операций на расчетном счете организации в банке предназначен активный счет 51 «Расчетные счета».

· Анализ организационной структуры финансового персонала;

Учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации. В самих подразделениях ООО «МК Системс» осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.

Бухгалтерия ООО «МК Системс» организована по линейному принципу. Все сотрудники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

Состав бухгалтерии включает в себя следующих сотрудников:

· бухгалтеров материальной группы, в обязанности которых входят:

– учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования;

– учет основных средств,

– учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов,

– учет тары.

· бухгалтеров по учету оплаты труда, осуществляющих:

– учет затрат труда работников,

– исчисление заработной платы работникам,

– контроль за использованием фонда оплаты труда,

– учет всех расчетов с работниками предприятий, бюджетом, Фондом социального страхования и другими ведомствами, связанными с оплатой труда;

· бухгалтера общей группы, работники которой ведут учет остальных операций и Главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности;

· кассиры, осуществляющие выдачу наличных денежных средств.

· Анализ уровня автоматизации финансовых процессов.

 

На сегодняшний день в сфере автоматизации систем финансового менеджмента сложилась ситуация, когда в различных подразделениях предприятия зачастую действуют разнородные системы. И ООО «МК Системс» – не исключение. Бухгалтерский учет ведется в 1С Бухгалтерии, бюджетирование и финансовый анализ – в Excel. Следовательно, необходимо объединение систем финансового менеджмента ООО «МК Системс» в единый программный комплекс.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: