Основными формами организации работы Правительства являются: подготовка и проведение заседаний Правительства; распределение функциональных обязанностей между руководством Правительства и его членами; разработка и принятие нормативных актов; организация работы аппарата Правительства.
1.Заседания Правительства проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Подготовка заседаний Правительства осуществляется его аппаратом, а также заинтересованными министерствами и ведомствами.
На заседаниях Правительство рассматривает:
- программу своей деятельности и заявления общеполитического характера;
- проекты концепций, прогнозов и стратегий социально-экономического развития страны;
- проекты программ государственного значения;
- проекты государственного бюджета и бюджета государственного социального страхования, законодательные предложения и поправки, влекущие за собой увеличение или сокращение бюджетных доходов или займов, а также увеличение или уменьшение бюджетных расходов;
- отчеты об исполнении государственного бюджета, бюджета государственного социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования;
- отчет Правительства о его деятельности, представляемый для рассмотрения Парламенту;
- проекты законов и заключения по законодательным предложениям;
- принятие постановлений и ордонансов;
- утверждение структуры и регламентов министерств, других центральных административных органов при Правительстве и иных подведомственных ему органов и учреждений;
- утверждение Регламента Правительства;
- назначение судей в Конституционный суд;
- назначение на государственные должности согласно компетенции;
- вопросы, связанные с отставкой Правительства;
- другие важные вопросы внутренней и внешней политики.
На заседаниях Правительства председательствует премьер-министр или один из заместителей премьер-министра. Заседания правомочны в случае присутствия на них большинства членов Правительства. Постановления принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства, а ордонансы - большинством голосов членов Правительства. Заседания Правительства являются открытыми. В них могут принимать участие и другие лица в соответствии с законодательством. По решению премьер-министра заседания могут быть закрытыми.
Правительство обеспечивает гласность своей деятельности. С этой целью Правительство по собственной инициативе или по требованию принимает постановление об опубликовании в средствах массовой информации (в том числе электронных) отдельных проектов законодательных актов и проектов актов Правительства, стенограмм открытых заседаний и других актов, касающихся деятельности исполнительного органа, в зависимости от их значения для общества. При необходимости тем же постановлением Правительство определяет порядок публичного обсуждения проектов законодательных актов и проектов актов Правительства, сбора, рассмотрения и обсуждения представленных в связи с ними предложений.
2.Для организации внутренней деятельности Правительства образуется Президиум Правительства в составе премьер-министра, первого заместителя, заместителей премьер-министра и министра юстиции.
Премьер-министр руководит Правительством и координирует деятельность его членов с учетом предоставленных им полномочий. В этих целях он:
* председательствует на заседаниях Правительства и его Президиума;
* в экстренных случаях принимает решения по вопросам управления Республики Молдова в пределах компетенции Правительства и информирует об этом Правительство на его очередном заседании;
* обеспечивает коллегиальность в работе Правительства;
* формирует Правительство и представляет его состав в установленном порядке;
* предоставляет полномочия для ведения переговоров и подписания международных договоров Республики Молдова;
* вносит на рассмотрение Президиума Правительства или ставит перед Президентом Республики Молдова вопрос о поощрении или наложении на члена Правительства дисциплинарного взыскания; в случае, когда кто-либо из министров не выполняет своих обязанностей в соответствии с законодательством, вправе внести предложение Президенту Республики Молдова об освобождении этого министра от должности;
* информирует Президента Республики Молдова по вопросам, имеющим важное значение для страны.
В случае, когда премьер-министр не в состоянии исполнять свои обязанности, Президент Республики Молдова назначает другого члена Правительства временно исполняющим обязанности премьер-министра. Временное исполнение обязанностей премьер-министра прекращается, если премьер-министр возобновляет работу в Правительстве.
Министр, временно исполняющий обязанности премьер-министра, выполняет те же функции, что и премьер-министр, за исключением:
* принятия постановления об отставке Правительства или премьер- министра;
* формирования и представления состава Правительства;
* внесения предложений о назначении на должность и освобождении от должности министров;
* назначения на должность и освобождения от должности руководителей подведомственных Правительству органов и учреждений.
Первый заместитель и заместители премьер-министра Республики Молдова осуществляют в соответствии с распределением обязанностей координацию деятельности министерств, других центральных административных органов и иных подведомственных Правительству органов, контроль за их работой и дают им в оперативном порядке указания по обеспечению выполнения постановлений, ордонансов и распоряжений Правительства и по другим вопросам их деятельности; предварительно рассматривают предложения и проекты постановлений, ордонансов и распоряжений, вносимые в Правительство.
Члены правительства:
- несут ответственность за порученные им сферы деятельности и за деятельность Правительства в целом;
- принимают участие в рассмотрении вопросов на заседаниях Правительства и его Президиума;
- могут вносить в Правительство предложения о рассмотрении вопросов, входящих в его компетенцию, выступать с инициативой разработки постановлений и ордонансов Правительства;
Министр не вправе:
- занимать любую другую должность в центральных и местных органах публичной власти;
- входить в состав руководящих органов коммерческих организаций;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через третьих лиц;
- заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научно-педагогической.
3. Основной и самой ответственной формой организации работы Правительства является процедура подготовки и принятия нормативных актов, как разновидности управленческих решений.
Ордонансы являются нормативными актами, обладающими силой ординарных законов, принятыми в определенный срок и в областях, не являющихся предметом органических законов. Они принимаются только на основании делегированных законодательных полномочий. На основании ст. 106/2 Конституции в целях реализации программы деятельности Правительства Парламент по предложению Правительства может принят специальный закон, уполномочивающий Правительство издавать ордонансы. Уполномочивающий Закон устанавливает в обязательном порядке область и дату, до которых могут издаваться ордонансы. Они подписываются премьер-министром и контрассигнуются министрами в порядке, установленном Законом о Правительстве в статье 30. Ордонансы публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова. Вступают в силу в порядке со дня опубликования и не подлежат промульгации (ч. (3) ст. 106/2 Конституции). В случаях, предусмотренных уполномочивающим Законом (ч. (4) ст.106/2 Конституции), ордонансы подлежат утверждению Парламентом. В этих случаях проект закона об утверждении ордонансов представляется в срок, установленный уполномочивающим законом. Несоблюдение этого срока влечет недействительность ордонанса. Если Парламент не отклоняет проект закона об утверждении ордонансов, последние остаются в силу. После истечения срока, устанавливающего право Правительства для издания ордонансов, они могут быть признаны утратившими силу, приостановлены или изменены только законом.
Для осуществления конституционных и вытекающих из Закона о Правительстве полномочий, а также для организации исполнения законов Правительство принимает постановления.
Распоряжения издаются премьер-министром для организации внутренней деятельности Правительства.
Постановления и распоряжения Правительства подписываются премьер-министром. Некоторые постановления контрассигнуются министрами, в обязанность которых входит введение их в действие:
- постановления по вопросам исполнения бюджета, использования внутренних и внешних займов и кредитов, проведения финансово-экономических и социальных реформ, управления публичной собственностью - соответственно министром финансов, министром экономики;
- постановления по вопросам обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, обороноспособности, деятельности Вооруженных сил - соответственно министром внутренних дел и министром обороны;
- постановления по вопросам внешней политики - министром иностранных дел;
- постановления по вопросам осуществления Правительством права экономической инициативы, разработки программ законодательной деятельности, одобрения проектов законов и представления их Парламенту на рассмотрение - соответственно министром юстиции;
- постановления комплексного характера, регламентирующие функционирование различных отраслей национальной экономики, контрассигнуются по решению премьер-министра министром, ответственным за введение их в действие.
Постановления и распоряжения Правительства, за исключением содержащих государственную тайну, публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова в 10-дневный срок со дня принятия или издания.
Они вступают в силу со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова либо со дня, указанного в их тексте, который, однако, не может предшествовать дню их опубликования.