Кочубей, Васильчиков, Сперанский, Блудов
- разбор проектов реформ
- централизация власти
- Собственная Его Императорского Величества канцелярия Þ
- Управленческий аппарат
Смягчение крепостного права.
1841 г. – Закон о запрещении продавать крестьян по одиночке и без земли
Нельзя разрывать семьи, продавать крестьян «в никуда».
1842 г. – Закон об «обязанных» крестьянах (продолжение указа о «вольных хлебопашцах»)
Помещик может дать крестьянину личную свободу и выделить ему кусок земли, который крестьянин будет обрабатывать, а затем отдавать часть доходов помещику в счет отданного ему земельного участка.
1837-1841 г. – реформа государственных крестьян.
Инициатор – видный государственный деятель П.Д.Киселев
Цель: удовлетворение хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян.
Практика: увеличение наделов малоземельных крестьян, семенной фонд и продовольственные магазины на случай неурожая, школы, больницы.
Денежная реформа Е.Ф. Канкрина 1839-1843 гг.
Егор Францевич Канкрин. Консерватор, трезво смотрящий на экономику России.
|
|
Долг России после войны – 102 млн. руб. Инфляция, бумажные деньги падают в цене. Канкрин: политика протекционизма. Высокие пошлины на ввоз, ограничение государственных расходов, осторожное использование кредитов Þ доход в казну, укрепление промышленности Þ начало промышленного переворота. 1839 г. – введен серебряный рубль. Выпущены кредитные билеты, которые можно обменять на серебро. Пропорция: «билеты: серебряный запас» – 6:1. ИТОГ: упорядочилось денежное обращение, выросла торговля, укрепилась промышленность.
Основные достижения времени правления Николая I:
- кодификация законов
- реформа управления государственными крестьянами
- денежная реформа Н.Ф.Канкрина
Русская культура первой половины XIX в.
Образование.
· Высшее.
6 учебных округов (указ 1803 г.). В каждом – университет.
1804 г. – Казанский университет
1819 г. – Петербургский университет
Московский университет: 1811 – 215 студентов, 1831 – 814
Царскосельский лицей (Петербург), Демидовский лицей (Ярославль)
В лицеях – дети из привилегированных сословий.
1815 г. – Институт Восточных языков (Лазаревы)
Активное развитие научно-технических ВУЗов (Московское техническое училище, Инженерная академия) под покровительством Николая I.
· Среднее.
Приходские школы (государственные крестьяне).
Уездные училища (городское население недворянского происхождения).
Гимназии: 1824 – 24, 1854 – 43. Одна и та же программа, учебники.
Дворяне – в частных пансионах, гувернеры (после поражения в 1812 г. офицеры вернулись домой, а солдаты подались в гувернеры Þ необразованные учителя)
|
|
Развитие женского образования.
Смольный институт благородных девиц.
Институты для дворянок в крупных городах
Народное образование: очень медленное развитие.
Большая часть горожан – грамотная, среди крестьян – 5%.
«Не редкость теперь образованные и даже просвещенные люд из купеческого и мещанского сословия» (В.Г.Белинский, 40-е гг. XIX в.)
Наука.
Дифференциация науки (гуманитарные и естественные).
Н.И.Лобачевский – «геометрия Лобачевского» («неевклидова»).
Н.Н.Зинин – новые неорганические красители.
В.В.Петров и Б.С.Якоби – гальванопластика, электрохимия, электричество.
П.П.Аносов – металлургия.
Е.А. и М.Е. Черепановы – паровой двигатель, паровая железная дорога.
1839 г. – завершение строительства Пулковской обсерватории под СПб.
В.Я.Струве – звезды на Млечном пути.
Н.И.Пирогов – наркоз (1847), хирургия.
Н.М.Карамзин – «История Государства Российского» (1816-1826 гг.)
Интерес к памятникам древнерусской литературы.
1800 г. – первое издание «Слова о полку Игореве».
Разработка норм литературного русского языка (Пушкин, Лермонтов, Гоголь).
Н.И.Греч – «Практическая русская грамматика», выбран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
· Географические открытия и путешественники.
И.Ф.Крузенштерн - Ю.Ф.Лисянский – первое русское кругосветное плавание.
Ф.Ф.Беллинсгаузен - М.П.Лазарев – открытие Антарктиды.
В.М.Головнин – исследование Курильских островов
Г.И.Невельский – открытия устья Амура, пролива между Сахалином и материком, доказал, что Сахалин – остров.
· Просвещение и распространение знаний.
Русское географическое общество, минералогическое общество, химическое общество, математическое общество, общество истории и древностей Росссийских Развитие книгопечатания.
Начало XIX в. – 13 государственных типографий.
30-е – 40-е гг. XIX в. – частное книгоиздательство. А.Ф.Смирдин. Развитие печати.
«Санкт-Петербургские ведомости», «Московские ведомости»
Частные газеты: «Северная Пчела», «Литературная газета»
Общественно-политический журнал «Вестник Европы» (Карамзин)
Патриотический журнал «Сын Отечества».Литературно-художественные журналы: «Современник», «Отечественные записки»
1814 г., СПб – первая публичная библиотека
В первой половине XIX в. появляются общедоступные музеи. Более быстрое развитие музейного дела в провинции. 1852 г. – Эрмитаж 1861 г. – Румянцевская библиотека.
Литература.
Народность, гуманистические идеалы, гражданственность, народное самосознание, патриотизм, социальная справедливость.
Рубеж XVIII-XIX вв. – сентиментализм вместо классицизма.
Г.Р.Державин (в конце творчества), Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»).
1810-е годы. - романтизм вместо сентиментализма.Причина возникновения – война 1812 г.«Салонный» романтизм – В.Жуковский. «Гражданский» романтизм – К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер.
А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.
Вторая четверть XIX в. – реализм. Основоположник – А.С.Пушкин.«Евгений Онегин», «Горе от ума». Реализм – определяющее литературное направление.
Реалисты: А.C.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов («Герои нашего времени»), Н.В.Гоголь («Ревизор», «Мёртвые души»), Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров.
· Журналы.
«Современник» (основатель – А.С.Пушкин, с 1847 г. – Н.А.Некрасов и В.Г.Белинский).
«Отечественные записки» (И.С.Тургенев, А.В.Кольцов, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин).
Появилась литературная критика. Жесткая цензура.
1826 г. – цензурный Устав («чугунный»).
Архитектура.
Первая половина XIX в. – поздний классицизм.
Характерно создание крупных и завершенных ансамблей.
· Петербург.
|
|
Адмиралтейство – А.Д.Захаров
Ансамбль стрелки Васильевского острова – Том де Томон.
Казанский собор – А.Н.Воронихин.
Исаакиевский собор– Монферран.
Генеральный штаб, Сенат, Синод, Александровский театр, Михайловский дворец – К.Росси.
· Москва.
Манежная площадь, Университет, Манеж, Александровский сад, ансамбль Театральной площади – О.И.Бове. Манеж – для встречи русских войск после заграничного похода 1813-14 гг.
Неглинка убрана под землю. Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя – К.А.Тон.
Храм Христа Спасителя – символ победы русских в войне 1812 г.
Конец первой половины XIX в. – кризис классицизма.
Распространение «русско-византийского стиля» (Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя)
Искусство.
Утверждаются романтизм и реализм.
Официальное направление – академический классицизм.
· Живопись.
О.А.Кипренский, В.А.Тропинин – портреты (Пушкин, Жуковский).
К.П.Брюллов – историческая живопись, портрет, пейзаж.
«Последний день Помпеи».
А.А.Иванов. «Явление Христа народу». 20 лет создания.
А.Г.Веницианов – бытовая живопись. Крестьяне. Приукрашенность.
«На пашне (Весна)».
П.А.Федотов – жанровая живопись. Сатира. «Гоголь в живописи».
«Сватовство майора», «Свежий кавалер».
· Скульптура.
Памятник Минину и Пожарскому – П.А.Мартос.
Колонна на Дворцовой площади, СПб – Монферран.
Колонна = памятник Александру I и монумент в честь победы 1812 г.
Фонтаны Театральной площади – И.П.Витали.
Конные фигуры на Аничковом мосту, конная статуя Николая I, СПб – П.К.Клодт.
· Театр.
Крепостные театры (Шереметевы, Апраксины, Юсуповы).
Государственные театры.
Петербург: Александринский и Мариинский
Москва: Большой и Малый
· Классицизм и сентиментализм.
Первые десятилетия XIX в.
В.А.Озеров. Исторические пьесы
· Романтизм.
Ф.Шиллер, В.Шекспир и др. русские и зарубежные авторы.
Н.В.Кукольник. Исторические пьесы.
Д.И.Фонвизин и И.А.Крылов. Комедии.
В.А.Каратыгин – Гамлет.
П.С.Мочалов. Роли в постановках по Шиллеру, Шекспиру.
· Реализм.
30-е – 40-е гг. XIX в.
|
|
Н.В.Гоголь. «Ревизор».
А.С.Грибоедов. «Горе от ума».
Музыка.
Поиск собственных путей самовыражения.
Развитие национальной музыкальной школы
· Русский романс.
А.А.Алябьев – «Соловей».
А.Е.Варламова – «Красный сарафан».
А.Л.Гурлиева – «Матушка-голубушка».
Композиторы.
· М.И.Глинка
Музыка к:
опере «Жизнь за царя» Н.В.Кукольника,
опере «Руслан и Людмила»,
романс «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина.
· А.С.Драгомыжский
Опера «Русалка»
Итог.
Наибольшие успехи России в первой половине XIX в. – в области культуры.
Завершился процесс складывания литературного языка и формирования национальной культуры.
Заключение
Полным противоречий было социально-экономическое развитие России.Сама жизнь требовала скорейшей отмены крепостного права, тяжелым камнем лежавшего на хозяйстве страны. Активная внешняя политика России вызывала раздражение крупнейших европейских держав и их желание ограничить пределы этого влияния. Одной из таких попыток стала Крымская война. Но Россия в целом устояла под ударами объединившихся против неё крупнейших государств Европы. Крымская война поставила власти России перед необходимостью радикальных перемен во всех сторонах жизни российского общества.
Используемая литература:
1. История России. Учебник для ВУЗов. Авторы: А.С. Орлов, В.А. Георгиев и.т.д.
2. Учебное пособие по истории России с древнейших времен до конца 19 века. Автор М.И. Ивашко.
3. История России конец 17-19 век. Учебник 10 класс. Авторы: В.И. Буганов, П.И. Зырянов.
4. История государства и народов России. Учебник 8 класс. Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.