Свободные экономические зоны нужны для расширения международных связей не только собственно в экономике, но и в области туризма, санитарно-культурной сфере и д.т

Схема 1.1.1

 

 

1.2 Экономическая категория «свободная экономическая зона»: содержание и основные понятия

 

Заметным явлением мирового хозяйства второй половины XX века является создание свободных экономических зон в странах мира.

Анализ данных имеющихся в специальной литературе и правовых актах привел нас к тому, что под СЭЗ понимаются с различной точки зрения [59]:

• с точки зрения конкретной экономики - организационные формы хозяйственной деятельности, имеющих преимущество в ее пределах. Создание новой производственной и другой инфраструктуры в СЭЗ неизбежно привносит в конкретную национальную экономику инородные для нее способы производства, созданные, прежде всего формами предпринимательства. Интересно отметить, что при создании любого типа СЭЗ в них созданы такие условия, в которых очень быстро вызревает производственная инфраструктура, адекватная современной мировой хозяйственной сфере;

• рассматривая СЭЗ с точки зрения размещения производственных сил, следует иметь в виду, что, определяя ту или иную часть территории страны в качестве СЭЗ для достижения конкретной цели, государство достигает ее, развивая там конкретные отрасли производства. При этом государство использует имеющиеся там факторы производства и привлекает недостающие как со своей территории (например, рабочую силу), так и из других стран (например, капитал, технологию и т.п.), результатом такой деятельности государства являются изменения в размещении производственных сил, экономических потенциалов экономических регионов и страны в целом;

• для СЭЗ характерны особые, по сравнению со всей страной, экономические отношения роста и распределения необходимого и прибавочного продукта, произведенного на территории. Мы считаем, что необходимо подчеркнуть, что на первое место следует ставить отношения распределения, а не производства, поскольку именно они характерны для всех без исключения типов СЭЗ. Это отличие осуществлено государством применительно для достижения определенных целей - будь то привлечение иностранного капитала или товарной массы, увеличение валютных поступлений или повышение степени занятости, стимулирование экспорта или развитие производства в целом.

• с точки зрения способности к диффузионному расширению и распространению ее границ на другие, связанные с нею хозяйственные сферы, отрасли территории. Эта черта проистекает из того, что, несмотря на определенную обособленность, СЭЗ всегда остаются неотъемлемой частью хозяйственного национального организма. Поэтому все последствия их развития должны отразиться и обязательно отражаются на национальной экономике. В частности, стихийность, отсутствие проработки динамики в формировании СЭЗ может привести к негативным последствиям в самой зоне и в экономике. Положительное диффузное воздействие СЭЗ проявляется в преобразовании отраслей, на них развивающихся, в подтягивании их к мировому уровню не только в техническом плане, по и других отношениях, тем самым, способствуя интернационализации производственных процессов в других сферах хозяйства, экономических регионах и даже в других странах.

Свободные экономические зоны - это существенная территория государства, являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны, где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной конкретной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузному расширению и распространению ее границ [59].

Создание СЭЗ рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.

Важной причиной образования СЭЗ является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат и поэтому использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны в развивающихся странах мира. Поэтому причины и цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания СЭЗ создавались для реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и сезонного бизнеса в депрессивных районах. С подобной же целью создавались СЭЗ в развивающихся странах, что обеспечивало превращение ранее отсталых районов в динамично развивающиеся.

Для СЭЗ характерно развитие международного сотрудничества практически во всех возможных формах. Это, в свою очередь, требует постоянного достраивания необходимого для данного уровня развития частей инфраструктуры, с одной стороны, и одновременного отсечения омертвевших технологических звеньев, управленческих цепей и т.д. с другой. В связи с тем, что СЭЗ неотъемлемая часть хозяйственного национального механизма, неизбежно отражение последствий ее развития на экономике страны. СЭЗ помимо многих позитивных черт, таит вполне реальные опасности, которые необходимо учитывать разработчикам СЭЗ во избежание структурных и других перекосов в народном хозяйстве.

Значение механизма создания и функционирования СЭЗ позволяет целенаправленно проводить все стратегические операции, подбирать для их проведения довольно простой инструментарий. При этом надо учитывать, что СЭЗ модифицируют традиционное международное разделение труда не только на международном, но и на межфирменном уровне.

Создание и функционирование СЭЗ с теоретико-методологических, организационных и экономических позиций необходимо рассматривать в русле включения национальной экономики в систему межнациональных связей, потому что это наиболее эффективный путь, ускоритель ее внутренних преобразований. Но, естественно, возникает необходимость соблюдения принципов создания и функционирования СЭЗ, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие.

Принципы, которые мы соблюдаем во время создания свободных экономических зон, являются основными положениями и руководящими правилами, выражающими закономерность, постоянное соотношение с чем-нибудь и определяющие тот или иной порядок использования [59]:

1) Принцип управленческого и предпринимательского риска - один из
основополагающих принципов регулирования рыночной экономики. Сущность
этого принципа на территории СЭЗ заключается в подчеркивании остроты
проявления различных аспектов бизнеса, предпринимательской деятельности,
которые по своей сути содержат ситуацию неопределенности и риска, и ее
усиливают.

2) Принцип конкурентных преимуществ - применительно к СЭЗ означает создание таких предпочтений активизации предпринимательской активности на территориях СЭЗ, которые обладают безусловными организационными, финансовыми, экономическими, конкретными привилегиями по отношению к другим территориям. Это связано, как показано выше, с ситуацией активного привлечения инвесторов и предпринимателей в СЭЗ.

3) Принцип правового партнерства определяет, прежде всего, форму отношения бизнеса. Данный принцип требует создания новой системы руководящих правил ведения бизнеса.

4) Принцип рефлексивного поведения. Он нормирует поведение хозяйственных субъектов па рынке. Правильная оценка каждой ситуации необходима прежде, чем сделать капиталовложения и сформировать законы, портфель ценных бумаг и т.д. Данный принцип - это высокотехнологичная система самооценки поведения с контролированием элементов развития каждой ситуации, позволяющая установить и оценить правильность ходов, которые были другим еще не видны.

5) Принцип информационной достаточности также является общим принципом создания и функционирования СЭЗ. Динамически изменяющаяся рыночная среда СЭЗ порождает особую необходимость в анализе информационных источников для достижения целей, поставленных фирмой и зоной в целом. Особенно высоко значение данного принципа при установлении статуса СЭЗ и правовых норм регулирования, налоговых льгот, инвестиционных механизмов и т.д.

6) Принцип согласования по целям - взаимосвязан с ранее рассмотренными принципами и важен как на этапе создания, так и на этапе функционирования СЭЗ. Основываясь на информации о внешней рыночной среде, окружающей СЭЗ, задачах и механизмах, определяющих ее стратегию развития, данный принцип позволяет уточнить позиции разных экономических институтов и ее организационно-правовых норм.

7) Принцип прибыльности и эффективности является также основополагающим принципом управления. Для создания СЭЗ этот принцип реализует основную целевую функцию управления данной отдельной территорией. Этот принцип является основным мотивационным положением развития предпринимательской инвестиционной активности СЭЗ и зависит от уровня проработанности правовых и финансово-экономичных механизмов действующих в СЭЗ.

Одним из важнейших требований к организации СЭЗ, вытекающим из законодательства, является создание методологической базы, последовательная разработка (с участием органов власти) концепции их создания в увязке со схемами развития производительных сил и использования природных ресурсов конкретного региона, а также обязательная подготовка технико-экономических образований по объектам, которые целесообразно согласовывать с компетентными государственными органами и банковской системой.

При выработке концепции СЭЗ мы исходим из того, что ее обеспечение трудовыми ресурсами строится на конкретной основе. При этом предполагается, что используются местные трудовые ресурсы, в том числе районов, прилегающих к зоне; возможно привлечение рабочих и служащих на конкурсной основе из других районов страны в те зоны, где испытывается дефицит рабочей силы.

 

1.3 Современные проблемы создания и функционирования свободных

экономических зон в мире.

В свободных экономических зонах Китая происходит становление «обкатки» экономической модели, по которой в XXI веке будет жить практически весь Китай. Во время начального периода реформы открытости всему миру при реализации особой политики и гибких мероприятий обнаружился экономический подъем в провинции Гуандун. Сегодня международная и внутригосударственная обстановка, а также обстановка в провинции Гуандун видоизменились, появились новые проблемы в различных областях [47, 48].

1) В политической области: экологическая проблема обострилась по мере индустриализации свободных экономических зон, а также нашей планеты. За последние 100 лет было уничтожено около 1/4 обрабатываемой части и около 2/3 лесов нашей планеты. Наступление экологического кризиса идет высокими темпами во всех странах мира, в том числе и в Китае. Уже сейчас в промышленной географии Китая, а также нашей планеты наблюдаются глубокие изменения, происходит существенное перераспределение промышленных мощностей по мере того, как развивающиеся страны в ходе осуществления индустриализации обретают способность производить и сбывать товар на мировом рынке в том числе, многие конкурентоспособные товары, ранее производившиеся главным образом в более развитых странах: продукция черной металлургии, автомобили, суда, электронную технику и даже детали аппаратов.

Приморские районы провинции Гуандун являются районами, где на относительно небольшой площади пригодной для жизни земли, существует очень высокая плотность населения. Проведение индустриализации вызовет большие проблемы, если не обращать внимания на защиту окружающей среды. В этом районе, где сосредоточены промышленные предприятия, зарегистрированы  случаи  выпадения  осадков,  называемых  кислотными дождями. В этих районах до сих пор нерационально использовали природные ресурсы, загрязняя атмосферу. В приморских районах провинции Гуандун существует двойная проблема: разрушение экосистемы и загрязнение окружающей среды. Слишком быстрое развитие экономики вызовет банкротство района при подобном варварском отношении к природе. Если в провинции Гуандун и в дальнейшем не будут обращать внимание на это, такие последствия проявятся значительно раньше, чем в других районах Китая. Наша страна объявила всему миру о том, что в Китае будет проходить непрерывное развитие стратегии по защите окружающей среды.

Промышленный рост в свободных экономических зонах провинции Гуандун приводит к возникновению таких экологических проблем, которые ранее считались болезнью лишь богатых стран. Центр тяжести одной из самих серьезных и острых в мире экологических проблем - загрязнение почвы, воды, и воздуха. Еще есть комплекс таких проблем.

• вывод из землепользования растущих размеров культивируемых земель в результате чрезмерного употребления химических удобрений, засоления почвы, ветряной;

•все больше химическое воздействие на продукты земледелия, и животноводства, воду, среду обитания человека, уничтожение лесов и т. д.;

•стремительное наращивание отходов, превращение значительных земельных площадей в свалки различных промышленных отходов, в результате сокращаются полезные площади земель и расширяются территориальные участки с повышенной опасностью для жизни населения.

Индустриализация и создание рыночной системы. Нынешняя индустриализация страны является индустриализацией в условиях рыночной экономики. По сравнению с индустриализацией при плановой политике, имеется очень много различий. Раньше было плановое распределение ресурсов, сейчас - рыночное. Реализуя переход от политики планирования к рыночной экономике, создали социалистическую рыночную экономическую систему,  в последствии чего образовалась система распределения ресурсов. В приморских районах создали рамку рыночной экономической системы. Существует очень большое расстояние между рынками сбыта и предприятиями. С этой точки зрения перед предпринимателями встает немаловажная проблема сбыта. На практике еще не полностью используются принципы использования распределении ресурсов рыночных сил. По существу в распределении ресурсов решающую роль играют администрации провинций СЭЗ. При свободном передвижении капитала нет опасности государственных убытков, наоборот, они приносили бы больше пользы и выгоды, а именно капитал предприятий полностью (или его часть) в виде материальных ценностей может превратиться в деньги или фондовые акции, которые, в свою очередь, будут вложены в отрасли с высокой инвестиционной эффективностью и нужные обществу отрасли. При таком раскладе государство не несет убытков, а наоборот, при многократном превращении денег в материальные ценности (и наоборот) страна получит большую прибыль [11].

Индустриализация и сокращение межрегиональных различий по социально-экономическому развитию страны. По сравнению с цифрой по увеличению разницы между Востоком (где имеются СЭЗ) и Западом (где таковые отсутствуют) провинции Гуандун по увеличению разницы в районах на разных уровнях перешла к стратегии «никому ни в чем не уступать». С этой точки зрения соотношение общей стоимости доли ВНП Востока и Запада составило 60:40. С точки зрения соотношение ВНП на душу населения между Востоком и Западом составляет 2,09.1,00. На практике образовались две экономические структуры в провинции Гуандун: первая - это существование свободных экономических зон, а вторая - регионы, не имеющие такого объединения, вследствие этого с каждым годом разница между регионами растет, поэтому в районах с плохо развитой индустриализацией надо заранее предпринять меры по ее внедрению и ускорению ее течения [10].

2) В юридической области: в конце 90-ых годов политика привлечения
иностранного капитала стала слабой. Такая политика являлась ориентацией на
дешевые факторы производства, в которые не входил капитал, в результате
сопровождения экономического прироста высокими темпами, получены
прирост доходов и высокая инфляция, непрерывно растут цены на факторы
производства, но по сравнению с аналогично развивающимися странами цена
на многие факторы производства высокая, постепенно теряют преимущество по
ценовой конкуренции, это приведет к неспособности привлечь капитал. При
сопровождении осуществления политики «реформы и открытости внешнему
миру» особенно, когда была создана модель социалистической рыночной
системы, административная политика была слабо вписана в область контроля
цен на факторы производства, в которые не входит капитал. Соотношение
спроса и предложения факторов производства на рынке определяет их цену. В
провинции Гуандун нет дешевых факторов производства, при такой ситуации
растут издержки производства, себестоимость за счет роста цены на факторы
производства, следовательно, будет снижаться прибыль. Они сейчас
занимаются разработкой и совершенствованием законов о привлекательном
налогообложении и валютном регулировании в свободной экономической зоне
и приоритетов развития и размещения отраслей в свободной экономической
зоне, то есть приоритетов инвестиционных направлений, которые входят в
программы развития региональной экономики.

3) В психологической области: после социалистического строительства,
которое проходило 30 лет при традиционной планово-экономической системе,
идея социализма глубоко засела в умах людей, но вместе с этим, нельзя было
не учитывать традиционную культуру. Главная причина такой ситуации,
очевидно, состоит в том, что в Китае еще не сложилось, не сформировалось
общественное сознание, адекватное рыночной экономике. Формированию
рыночной психологии мешают прочно укоренившиеся стереотипы
нравственных критериев, которые сложились в эпоху планово-командной
экономики. Никак нельзя просто сразу заменить успешно функционирующими рыночными моделями, так как они формировались в процессе длительной эволюции мировой системы рыночного хозяйствования. Проводить политику «реформы и открытости» в таких условиях было нелегко. Современная культура произошла от сельскохозяйственной культуры путем постепенного развития. Промышленная культура развивается промышленным и общественным способами - эта культура отвечает за общественные интересы, нормы поведения и этику, защиту общественного порядка. Она требует от человека полной отдачи работе и обществу.

4) в экономической области: в зонах не произошло (как ожидалось) массового притока передовых технологии из-за низкого технологического уровня предприятий зоны. Это было связано с преобладанием в числе иностранных инвесторов средних и малых предпринимателей из Гонконга и Тайваня, которые осуществляли вложение в основном в краткосрочные проекты, где не требовалось создания какого-либо серьезного производства. Часто их вклад выражался в оборотных средствах. Не высокий уровень притока технологии был связан с ограничением их экспорта.

В свободных экономических зонах Китая не создавались производства с законченным циклом, туда выносились лишь отдельные трудоемкие процессы производственного цикла, во многом из-за недостаточной квалификации китайских кадров. С развитием свободных зон Китая встретились с проблемой быстрой индустриализации огромных регионов, которая вела к выбыванию сельскохозяйственного населения из близлежащих районов, росту стоимости рабочей силы. Это привело к необходимости завозить рабочую силу из отдельных регионов страны. Но это затрудняло освоение зарубежной технологии и снижало эффективность деятельности свободных экономических зон. Проблема усугублялась несовершенством стимулирования труда в зонах.

По мере экономического роста в зонах ощущалась нехватка сырья, электроэнергии, мощностей базовых отраслей по переработке полуфабрикатов, то есть недостаточно оптимальная структура производства и капиталовложений при высоких темпах развития. Это связано с ограниченностью снабжения централизованными ресурсами, что вынуждало предпринимателей в зоне изыскивать местные ресурсы, либо импортировать, либо закупать сверхплановую продукцию во внутренних регионах Китая. В свою очередь обеспечения зарубежного оборудования комплектующими и запасными деталями также было связано с большими трудностями. В специализации производства отдавалось предпочтение не техникоемким, а трудоемким традиционным отраслям экономики. Это во многом предопределило нерациональную структуру иностранных инвестиций, которые преимущественно направлялись в сферу обслуживания. В связи с быстрым ростом доходов населения, в зонах расширился потребительский спрос. Но одновременно выросли издержки производства и цены на товары, производимые в зонах. Это снизило их конкурентоспособность на внутренних рынках страны и на мировом рынке. Ни одна зона не стала чисто экспортоориентированной. Удельный вес экспорта в общем объеме продукции свободной экономической зоны ни в одной из них не достиг нормативного показателя - 60%.

Некоторые проблемы развития российских ОЭЗ.

1. Функционирование СЭЗ в режиме свободной таможенной зоны означает, что территория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальности принципиально не ясна сегодня даже в отношении небольших участков государственной территории РФ.

2. Проблема состоит в отсутствии четко сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну привлекательную сиюминутную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думают о том, кто же тогда в такую "свободную зону" придет со своим капиталом? Между тем, система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Более того, при широких нынешних масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала. Существеннее в этом отношении могут оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур.

3. Все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою юрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, для нормального обустройства 1 квадратного километра экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 80-85 млн. долларов США, таможенно-торговой - 20-25. Вот почему большая часть действующих в мире СЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, авиа- или морского порта, в исключительном случае - небольшого по территории города или района.

Проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройство свободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств

4. Отсутствие нормальной инфраструктуры для развития внешнеэкономической деятельности. Условия создания СЭЗ должны отвечать, по меньшей мере, двум основным критериям, прежде всего, быть привлекательной для иностранных инвесторов и находится в выгодном экономико-географическом положении, т.е. вблизи каждого большего города, где есть емкий рынок, значительно научно-технический потенциал и откуда удобно проникать в другие близлежащие государства и регионы. В этой зоне должна иметься нормальная инфраструктура - от наличия дорожной, энергетической сети, аэродрома или порта до банков, связей социальных условий, которые отвечали хотя бы средним мировым стандартом.

5. Защита прав предпринимателей. Для этого в стране должна быть сформирована система защиты предпринимательства, которая пока находится как бы вне закона. Нет до сих пор правовой защиты интеллектуальной собственности. Отсутствуют гарантии информационной безопасности. Главным содержащим факторов иностранных инвесторов остается нестабильная правовая база свободной зоны, поэтому иностранцы все еще осторожно относятся к возможности вложения своих денег в СЭЗ. Надо найти или наметить комплекс мер по разработке детализированной правовой базы.

В целом, характеризуя нынешнюю ситуацию с организацией СЭЗ в России, можно сказать, что они находятся в стадии становления, определения своей тактики, выбора приоритетов и ориентации. СЭЗ призваны выполнять специфическую роль, концентрируя экспортное и импортозамещающее производство, стимулируя внешнеэкономические связи. Они должны стимулировать сосредоточение технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования. Ожидание эффективных результатов от СЭЗ зависят от создания соответствующих условий и политической стабильности - наличие четкого и устойчивого федерального законодательства, а также разработка методических основ создания СЭЗ и регулирование их деятельности на всех уровнях.

2. Функционирование свободных экономических зон провинции Гуандун Китая

 

2.1. Функционирование свободных экономических зон Китая

 

Реформе, проводимой в Китае, нужен опытный участок, в который были бы привлечены все передовые технологии для производства, роста региональной экономики и модернизации хозяйственной социалистической деятельности в Китае. С созданием свободных экономических зон до наших дней политика открытости прошла необычный путь, но создание свободных экономических зон для политики открытости шло вслепую и дало дорогие результаты и опыт. В экономике были достигнуты больших успехов, эксперимент строительства социализма по-китайски с созданием свободных экономических зон и политикой открытости внешнему миру существенно продвинул страну вперед. Свободные экономические зоны дали возможность для проведения основных мероприятий и концентрации капитала. Была создана благоприятная среда для инвестиций. В свободных экономических зонах в отношении внешнеэкономической деятельности были созданы разнообразные особые режимы, отличающиеся от других режимов, принятых во внутренних регионах в глубине страны Китае. В свободных экономических зонах провинции Гуандун была осуществлена гибкая система льгот, все это привлекало иностранных инвесторов, занимающихся вложением своих капиталов в создание предприятий, способствовало развитию экономики всей страны. Надежные гарантия законов и материальные и транспортные средства устранили опасения инвесторов. В свободных экономических зонах были и будут защищены интересы хозяйствования для иностранных инвесторов, укрепляются безопасность и уверенность в будущем для инвестиционной деятельности. Создание свободных экономических зон соответствует действующему экономичному механизму, который адаптируется с развитием внешнеэкономической деятельности.

В чем преимущества политики «реформы и открытости внешнему миру», которая осуществлена в свободных экономических зонах провинции Гуандун:

1) В свободных экономических зонах сосредоточены многие зарубежные
капиталы, иностранные передовые технологии и управленческий опыт,
непрерывно расширяется импортно-экспортная торговля, укрепляется способ
поступления валюты, сделан большой вклад в строительство социалистической
модернизации всей страны;

2) Свободные экономические зоны находятся на стыке или между мировой экономикой и экономикой внутренних регионов в глубине страны, поэтому они станут буферной зоной и узловой связкой возникновения экономических связей мировой экономики с экономикой внутренних регионов страны. Через свободные экономические зоны изучаются важные характеристики и изменения в процессе быстрого развития мировой экономики, чтобы во внутренних регионах в глубине страны успели принять решение соответствующей экономической системы, непрерывно укрепляется способность адаптации к мировой экономике, происходит приспособление к изменениям  в мировой экономике.  Через эксперименты, проводимые в свободных экономических зонах, не обошлось без потерь, но плохой опыт тоже полезен

3) Свободные экономические зоны являются передовой линией, в
которой экономика Китая включается в мировую экономику и активно участвует в международном техническом сотрудничестве и международной рыночной
конкуренции;

В качестве важного выбора модели, то есть первого шага осуществления политики открытости в регионах, свободные экономические зоны играют важную роль в стратегии развития  внешней торговли, привлекаются иностранные капиталы и передовые технологии, расширяется обмен и сотрудничество в области внешнеэкономической деятельности, осуществляется государственная стратегия Китая под названием  «реформы и открытости внешнему миру»;

4) Свободные экономические зоны являются некоторого рода окнами для осуществления политики открытости. В последние 20 лет практика свидетельствует о том, что свободные экономические зоны оправдали ожидание Дэн Сяопина и полностью развернули роль «технического окна», «управленческого окна», «окна знания», «окна внешней политики». До сих пор во всех концах страны устраивают разнообразные выставки, собрания, беседы и курс о свободных экономических зонах, развивается и расширяется внешняя торговля, идет подготовка квалифицированных рабочих. В свободные экономические зоны привлечены современные технологии, идет их освоение, проводится их адаптация, чтобы в будущем поможет охватить модернизацией внутренние регионы в глубине страны;

5) Свободные экономические зоны являются важной базой для экспорта. Сосредоточены и привлечены иностранные капиталы и передовые технологии, в зонах создано много совместных предприятий и хозяйственных предприятий с участием 100% капиталов иностранных инвесторов и производственной техники для производства высококачественной продукции и бесперебойных поставок за границу. Большая часть продукции, которая производится на предприятиях свободных экономических зон, сбывается на мировом рынке и обладает конкурентоспособностью. Через связи с внутренними регионами в глубине страны продукция, пользующаяся спросом, ввозится полуфабрикатами в зоны, где их перерабатывают и реализуют за границу. В свободных экономических зонах активно развивается транзитная торговля, осваивается новейшая международная технология, изучаются спрос на мировом рынке и динамика экономики других стран, укрепляется и усовершенствуется конкурентоспособность продукции на мировом рынке, увеличивается экспорт.

Начав с небольших территорий, объединенных спецзонами в начале 80-х гг., китайское руководство к середине 90-х гг. распространило их режим на сотни километров. Помимо наиболее известных в стране и за рубежом СЭЗ -«Шеньчжень», «Чжухай», «Сямэнь», «Шаньтоу», имеющих многолетнюю историю, а также СЭЗ «Хайнань» (существует с 1988 г.), в стране заметное развитие получили зоны технико-экономического развития (более двух десятков) и зоны развития новой и высокой технологии - технопарки. В 1984г. для внешней торговли были открыты 14 приморских городов: Далянь, Циньхуандао, Тяньцзинь, Янтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу, Чжаньцзя, Бзйхай. В 1985г. стали создаваться открытые экономические зоны в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян, в экономическом треугольнике южной части провинции Фуцзянь, на Шандуском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси-Чжанском автономном районе. В 1989г. Правительство приняло решение об открытии и освоении нового района «Пудун» в Шанхае и о дальнейшем открытии ряда городов вдоль реки Янцзы, что привело к формированию открытой полосы вдоль этой реки с Пудуном в качестве «головной открытой зоны». После 1991г. решениями Госсовета Китая статус «открытых» получил и ряд приграничных городов, административные центры внутриконтинентальных провинций и автономных районов. В 1992г. Китай открыл внешнему миру тринадцать приграничных городов, которые обладают преимуществами для развития экономического сотрудничества с соседями, среди которых видное место занимают Восточная Сибирь и Дальний Восток. В них создается инфраструктура и развивается приграничная торговля бартерного характера.

Создание СЭЗ стало важной частью проведения открытой внешнеэкономической политики, провозглашенной китайским руководством в конце 70-х гг. При выборе модели развития СЭЗ китайское руководство исходило из текущих потребностей страны и опыта функционирования свободных зон в других странах. Наиболее детально изучался опыт Сингапура,

Тайваня, США и. т.д. В ходе подготовки организации СЭЗ было предложено несколько вариантов режимов их функционирования, в результате был избран путь организации СЭЗ с созданием в их рамках структуры хозяйства, ориентированного на экспорт, всемерное привлечение иностранного капитала, а также существенное улучшение технологии производства. Такие зоны стал играть связующую роль с другими районами страны, проводя политику «открытых дверей».

С начала 90-х гг. в портовых городах, СЭЗ КНР начинают возникать свободные таможенные территории - зоны свободной (беспошлинной) торговли, которые, как указывают китайские специалисты, будут развиваться по моделям, сходным с существующими в других странах.

Практика функционирования китайских СЭЗ и других районов со льготным инвестиционным климатом продемонстрировала несомненные успехи. К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубежные специалисты, относят, прежде всего, высокие, устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровня жизни населения [1].

Переход к открытой внешнеэкономической политике способствовал расширению географии внешней торговли КНР. К настоящему времени установлены связи с 177 странами и регионами мира и более чем с 90 из них подписаны торговые соглашения и протоколы.

Особая роль в рамках открытой внешнеэкономической политики отводится привлечению в экономику КНР иностранного капитала, как ссудного, так и предпринимательского. Использование внешних займов и кредитов позволяет КНР ускорить решение крупных народнохозяйственных задач. С 1979 г. по первую половину 1987г. Китай привлек 22,8 млрд. дол. заемных средств. Учитывая опыт социалистических и развивающихся стран, КНР проводит осторожную кредитную политику, пытаясь сохранить достаточно устойчивое внешнее финансовое положение.

Свободные экономические зоны призваны выполнять свою специальную роль, концентрируя экспорториентированное и импортозамещающее производства, стимулируя внешнеэкономические связи, представляя собой некоторого рода «ловушки» для иностранных инвестиций. Они также должны стимулировать средоточие технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования.

Таким образом, к настоящему времени в Китае сложилась стройная, многоярусная и многоканальная система открытости внешнему миру по всем направлениям, обеспечивающая сочетание интересов страны и отдельных ее регионов с внутренними районными страны. Каждое из звеньев этой системы выполняет особые конкретные функции, в совокупности они постепенно и неуклонно «открывают» иностранному капиталу, передовой технике, технологиям, мировым достижениям НТП огромную по масштабам и в целом невысокоразвитую страну, выравнивая уровень и темпы развития ее отдельных регионов[8]. Главные звенья этой системы - свободные экономические зоны. Это комплексные, анклавные свободные экономические зоны, сочетающие функции экспортно-производственной торговли и научно-производственных, но имеющих существенные отличия от каждой из них в отдельности. Эти отличия проявляются в налоговом, таможенном, пропускном режиме, представляемых инвесторам в части перемещения их капиталов, а также в части передвижения рабочей силы. Под их действием объем иностранных инвестиций. Существенна и такая особенность свободных экономических зон в Китае, как исключительная ориентированность производства предприятий в зонах на внешние рынки. Реализация на внутреннем рынке может осуществляться только с разрешения Комитета управления свободными экономическими зонами, а товары, поступающие на внутренний рынок, облагаются таможенными пошлинами в обычном порядке. В свободных экономических зонах предусматривается интенсивное развитие практически полного народнохозяйственного комплекса, таким образом, свободные экономические зоны в Китае являются дополнительными каналами установления мирохозяйственных связей в самых различных сферах.

Образована последовательная всесторонне открытая структура. Образуются свободные экономические зоны с приморскими открытыми городами. Экспорт в этих зонах составляет более 80% всего экспорта страны, одновременно они являются средоточием иностранных инвестиций. Развитие внешней торговли и привлечение иностранного капитала ускоряют развитие внешнеэкономической деятельности в этих зонах, в то же время они активно влияют на развитие экономики страны, особенно внутренних районов в глубине страны. Политика открытости способствует быстрому городскому строительству и развитию местной экономической структуры. После создания свободных экономических зон в провинции Гуандун постепенно были открыты пограничные города.

В процессе создания свободных экономических зон в Китае можно выделить 4 этапа [51,59]:

Первый этап (1978 - 1983 гг.) - формируются организационно-правовые формы привлечения иностранного капитала. Этот этап был недолгим, но очень важным для «открытия» экономики страны. На этом этапе прошла апробацию специфическая китайская тактика долгосрочной экономической политики -балансирование между опорой на собственные силы и максимально возможной открытостью экономики страны внешнему миру.

КНР проводит гибкую политику в области привлечения иностранных инвестиций в развитие свободных экономических зон: сочетает поощрительные меры с определенными организациями, полномочия на административный контроль над активным использованием экономических рычагов и стимулов и т.д.

На первом этапе были созданы первые свободные экономические зоны в провинциях Гуандун и Фуцзянь. Выбор этих двух провинций для создания свободных экономических зон был неслучайным, главную роль в этом сыграл тот факт, что они близко находятся к местам исторического перехода китайцев на Аомынь, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Правительство КНР предполагало широко использовать хозяйственные связи с зарубежными китайскими общинами.

Второй этап (1984 - 1987 гг.) характеризуется последовательным совершенствованием организационно-правовых форм сотрудничества с зарубежными инвесторами и дальнейшей либерализацией государственной политики в области привлечения и использования иностранного капитала.

На втором этапе была создана инфраструктура и 8 промышленных зон, были построены производственные помещения, число предприятий с участием иностранного капитала было более 1000 и полностью иностранного - около 100. В зоне действуют отделения и представительства 24 зарубежных банков. Пример СЭЗ «Шеньчжен» показывает высокую экономическую эффективность свободных экономических зон. За период с 1979 по 1985г. благодаря импорту и установке более 30 тысяч единиц промышленного оборудования в СЭЗ «Шеньчжен» было открыто 770 новых промышленных предприятий, обеспечивавших среднегодовой темп прироста промышленной продукции на 87,7%. В 1984г. в Китае был создан институт приморских открытых городов. Под этот статус попали 14 приморских городов. В них проживает 8% населения страны и производится 20% ВВП всей страны. Они стали для страны связующим звеном с иностранными технологиями, техникой и «мостом» в мировую экономику. За период с 1984 по 1987г. объем экспортных продаж в приморских открытых городах увеличился почти в 2 раза, а производство на внешний рынок составило 1/3 выпускаемой продукции. Одновременно с открытием портовых городов на их территориях были созданы зоны экономического и технического развития. К концу 2-го периода создания свободных экономических зон, объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился почти в 2 раза, а доля экспорта в валовом национальном продукте - с 7 до 25%. На 2-ом этапе развития свободных экономических зон была доказана их эффективность. В первую очередь, им удалось укрепить рыночный механизм хозяйствования за счет увеличения доли частной собственности в сферах народного хозяйства.

Третий этап (1988 - 1991 гг.). С 1988г. началось создание нового типа свободных экономических зон - приморских экономических открытых зон, которые больше похожи на приморских открытые города. В 1990г. был создан новый открытый район «Пудун» в Шанхае. Цель создания открытого района «Пудун» - модернизация г. Шанхая и развитие регионов в бассейне реки Янцзы. Значение проекта об открытии района «Пудун», рассчитанного на несколько десятилетий, определяется не только тем, что зона «Пудун» должна стать в перспективе крупным центром производства Китая, которые будут развиваться по моделям сходным со существующими в других странах. В 1990г. была создана первая зона свободной торговли - «Вайгацяо», которая занимается экспортно-производственной деятельностью. Ее создание можно расценить как переход к новому этапу в формировании открытости страны к мировой экономике.

На 3-ем этапе создания СЭЗ китайское правительство сохраняет акцент на инвестиционной политике и экспортных производствах, но при этом наибольшие преференции предоставляет проектам с высокими и новыми технологиями. На этом этапе происходит развитие уже созданных и создание новых экономических зон (приморских открытых городов, зон экономического и технического развития, экономических открытых районов). В совокупности это отражает политику государства, способствующую открытию экономики всей страны, созданию «поясов открытости».

Четвертый этап начался с 1992г. С 1992г. в Китае начинается создание «северного пояса открытости».  Это выражается в распространении режима свободных экономических зон на пограничные с Россией, Монголией северо­восточными регионами Азии. Одновременно формируются «пояса открытости» на границах со странами Центральной Азии. В настоящее время в Китае сложились стройная, многоярусная и многоканальная система открытости внешнему миру по всем направлениям, обеспечивающие сочетание интересов страны и отдельных ее регионов с внутренними, а в совокупности она постепенно и неуклонно «открывает» иностранному капиталу, передовой технике, технологиям, мировым достижениям НТП по масштабам и в целом -не высокоразвитую страну, выравнивая уровень и темпы развития ее отдельных регионов.

Свободные экономические зоны в Китае в целом являются экспериментом по использованию рыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности. Специфика китайского опыта регулирования свободных экономических зон заключается в том, что они для современного Китая - это нечто большее, чем другие промышленные районы по стимулированию иностранного и отечественного предпринимательства, привлечению инвестиций и т.д.[Г].

Организационно-функциональная структура СЭЗ многообразна. Иногда довольно трудно квалифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон. Китайскими специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации (схема 2.1.1)








































Схема 2.1.1

 

 

Вид деятельности, преобладающей на территории той или иной экономической зоны Китая, позволяет выделить следующие ее типы [45, 47,59]:

i. Экспортно-производственные зоны, в которых создаются
промышленные предприятия, в том числе и «отчетного» типа, которые на
базе импортных полуфабрикатов и компонентов, производят товары для
экспорта. Возможная ситуация, когда конечная экспортная продукция
производится на базе местного сырья, но с использованием импортного
оборудования и технологии или других комбинаций основных факторов и
элементов производства. Отличительная характеристика этих зон
заключается в том, что, используя льготный финансовый и правовой режимы,
государство на территории зоны обеспечивает развитие наиболее
приоритетных отраслей промышленности или на территории депрессивных
районов стимулирует экспортное производство за счет привлечения в зоны
иностранного капитала, передовой техники и технологии и т.д. Это создает
условия для более эффективного использования местного сырья,
полуфабрикатов, внедрения современных методов управления
производством, подготовки кадров и т.д. Такие зоны были созданы в
провинциях Гуандун и Фуцзень. СЭЗ «Шеньчжень» в провинции Гуандун, достигнув внешнеторгового оборота в размере 35,8 млрд. дол, заняла 1-ое место по этому показателю среди больших и средних городов страны. Темпы развития провинции Гуандун в 80-х гг. Были на 30-40% выше, чем в целом по всей стране. За 1991 -1999гг. Провинция Гуандун привлекла иностранных инвестиций на сумму 20 млрд. дол. В 1999г. доля предприятий с иностранным капиталом в производстве составила в СЭЗ. Шеньчжень -74,6%; Сямынь - 56,5%; Чжухай - 48,8%; Шаньтоу - 27,1%. При чем доля экспортной продукции на этих предприятиях колеблется от 50 до 80%. Средняя норма прибыли для предприятий СЭЗ составляет 14%.

ii. Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований. К ним можно отнести 5 специальных экономических зон Китая («Шеньчжень», «Чжухай», «Шаньтоу», «Сямынь» и «Остров Хайнань») и «открытые районы» КНР. В отличие от зон экспортной перерабатывающей промышленности идет комплексное развитие их хозяйства. 5 специальные экономические зоны («Шеньчжень», «Чжухай», «Шаньтоу», «Сямынь» и «Остров Хайнань») расположены на юго-востоке страны и примыкают непосредственно к Гонконгу и Аомыни, а также ориентированы на Тайвань и ряд других юго-восточных стран. По словам самих китайцев, эти зоны исполняют роль «четырех окон» (технология, знания, методы управления и открытая внешняя политика) и двух «поверхностей веера» (ориентация на внутренние районы и зарубежные страны одновременно) за первые 10 лет их существования было утверждено почти 600 проектов с участием иностранного капитала. Экспорт из этих зон составил 1/10 всего китайского экспорта.

Комплексная зона специализируется на выполнении производственных торговых и туристических функций. Главные капиталовложения (54%) направляются в электронную, легкую и химическую промышленность, в точное машиностроение, строительную индустрию. Предприятиям в зоне представились льготы на подоходный налог (15% в зоне против 55% в стране), освобождение от таможенных пошлин определенного количества ввозимых в зону товаров, экспорт освобождается от налога в значительной части, все налоговые поступления оставались в распоряжении администрации зоны.

Зона «Шеньчжень» показывает высокую экономическую эффективность среди СЭЗ Китая. За период с 1979г. до 1999 г. благодаря импорту и экспорту и установке более 30 тыс. единиц промышленного оборудования в зоне было открыто 770 новых промышленных предприятий, что обеспечило среднегодовые темпы прироста промышленной продукции на 87,7%. Всего в зоне «Шеньчжень» производилось около 800 наименований продукции. В период с 1983 по 1999 гг. создан новый тип СЭЗ - приморские экономические зоны, которые расположились в дельтах рек Янцзы и Гжунзянь на юге провинции Фуцзянь (1985г.) и полуостровах Лаодунь и Шандун (1988г.). В 1984г. создался институт приморских открытых городов. Под этот статус попали 14 приморских городов. В них проживает 8% населения страны и производится 20% ВВП Китая. Приморские открытые зоны представляют собой относительно открытые для иностранных инвестиций регионы, где анклавные СЭЗ выступают в виде субзон по отношению к приморским открытым городам. Они должны оказывать непосредственное воздействие на развитие обслуживаемых ими внутренних регионов страны. Но для этого они должны привлекать иностранный капитал, передовые технологии, на основе перестройки собственной индустриальной базы. Открытие 14 приморских открытых городов себя оправдало. Они стали для страны связующим звеном с зарубежными технологиями и «мостиком» в мировую экономику.

За период с 1984 по 1999 гг. Объем экспортных продаж в приморских открытых городах увеличился почти в 2 раза, а производство на внешний рынок составило 1/3 всей выпускаемой продукции.

В 90-х гг. Было получено разрешение на развитие свободного экономического района «Пудун». Особая роль отводится Шанхайской зоне экономического развития «Пудун». Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий, определяется не только тем, что зона «Пудун» должна стать в перспективе крупным центром промышленного производства Китая, но и призвана способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый, финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона.

Во многом это стало возможным благодаря инвестициям капитала всемирно известных транснациональных компаний и консорциумов, которые проявили большой интерес к данному району. Только в 1999 г. 56 транснациональных компаний вложили свои капиталы в 106 объектов.

Утверждено 240 проектов с инвестиционным капиталом более чем на 10 млрд. дол. До конца 1999г. в район «Пудун» было вложено почти 6 млрд. дол. В районе Пудун развиваются промышленные отрасли, финансовое, торговое, техническое обслуживание, ведется строительство инфраструктуры. По масштабам и техническому уровню проекты Пудуна занимают 1-ое место в стране. Производство ВВП в районе Пудун за 1991-1999гг. Увеличилось в 4 раза и составило 29,1 млрд. юаней.

iii. Зоны экономического и технического развития (ЗЭТР) были открыты совместно с созданием портовых городов в 1990 г. Для них выделялись специальные территории, на которых действуют автономные органы управления и льготы для иностранного капитала. Главная задача ЗЭТР – должны стимулировать НТП, развитие современной промышленности и на этой основе увеличение экспорта, расширение других видов внешнеэкономического сотрудничества. Важнейшие направления деятельности подобного рода зон - импорт передовой техники, технологии, технических знаний, передового опыта. ЗЭТР должны были стать «точками роста» приморских открытых городов и прилегающих к ним внутренних регионов, а приморские открытые города, прежде всего, должны были создать соответствующий климат для ЗЭТР. Другое направление диверсификации деятельности - производство и экспорт продукции сельского хозяйства.

Государство больше заинтересовано в промышленной специализации ЗЭТР. Одним из наиболее динамично развивающихся зон стала «Мавей» (г.Фучжоу). она имеет территорию 4,4 кв. км, на которой расположен ряд промышленных предприятий, морской порт и две электростанции. За 4 года (с 1996г.) в развитие этого региона вложено 110 млн. дол, построено 18 предприятий, в том числе 8 СП, этот район поддерживает связь с 20 государствами, главным образом азиатского региона, но основные инвесторы -эмигранты. ЗЭТР «Мавей» специализируется на производстве электроники, измерительных и  оптических приборов,  точном машиностроении, но одновременно здесь функционируют малые и средние предприятия в других отраслях. Они используют современную технологию, товар предназначен на экспорт.

iv. Зоны развития новой и высокой технологии. Они образуются стихийно или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров. В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот. В КНР подобные зоны создаются в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В конце 90-х гг. в Китае функционировало более 50 зон развития новой и высокой технологии. Характерно, что в азиатских «новых индустриальных странах» такие зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития как экспортно-производственные зоны, и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции. Отличительная характеристика состоит в том, что на их территории объединяется научная и производственно-техническая деятельность в форме совместных наукоемких фирм сосредоточенных вокруг крупного научно-исследовательского центра или института. Цель создания таких зон - мобилизовать все доступные материальные ресурсы для ускорения передачи новых высоких технологий в промышленность, обеспечить новые рабочие места, диверсифицировать экономику в регионе и в стране. В настоящее время в Китае создано более 120 зон новой и высокой технологии, в том числе 52 таких зоны государственной категории. Началось исполнение десятилетнего плана развития зон новой и высокой технологии, составленного государственным научным советом.

v. Зоны свободной торговли. Они представляют собой ограниченные участки территорий, в пределах которых установлен льготный по сравнению с общим, режим хозяйственной и экономической деятельности. Цель их создания - поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Для этих зон характерны 3 признака: они создаются для обслуживания мирового рынка; на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории и, несмотря на то, что они являются в определенном смысле «свободными», на них распространяется госрегулирование внешнеэкономической деятельности. В 1990 г. создана первая зона свободной торговли - «Вайгацяо», которая занималась экспортно-производственной деятельностью. Основной функцией зон свободной торговли «Вайгацяо» стало развитие услуг, связанных с экспортно-импортными операциями. К концу 1999 г. в Китае было несколько зон свободной торговли - в Даляне, Тяньцзине, Гуанчжоу, в провинции Цзянсу и по две - в Шеньчжень и на о. Хайнань.

vi Международные СЭЗ. С 1992 г. началось развитие комплексных СЭЗ, в совокупности это выражает политику государства, способствующей созданию «поясов открытости» и выражается в распространении режима СЭЗ на приграничные с Россией и Монголией северо-восточные регионы. Здесь преференциальный режим, аналогичный приморским открытым городам, был предоставлен городам Хэйхэ, Суйфиньхэ (провинция Хейлуцзен), Хуанчуань (провинция Цзилинь), Манчжурия (автономный район внутренняя Монголия). Имеется проект создания СЭЗ Тумэньцзян. Эта СЭЗ должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. В нем будет построен крупный порт, многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырье для переработки. В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговой приграничной зоны в районе китайского города Суйфэпхэ. Совместное образование или использование приграничных СЭЗ может способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сторон [35].

 

 

2.2 Социально-экономический анализ деятельности провинции Гуандун до и после организации в ней свободной экономической зоны.

В настоящее время в провинции Гуандун функционируют 4 свободные экономические зоны: Шеньчжень, Чжухай, Шаньтоу и малая дельта реки Чжуцзян. Все они прямо связаны с крупными транспортными международными узлами. Все зоны имеют довольно развитую инфраструктуру, промышленную базу и внешнеэкономические связи, которые более развитые, чем в других районах страны. Эти 4 свободные экономические зоны расположены на юго-востоке страны и непосредственно примыкают к Гонконгу, Аомыню (Макао) или ориентированы на Тайвань и ряд других стран. По словам самих китайцев, эти зоны исполняют роль «четырех окон» (технология, знания, методы управления и открытая внешняя политика) и реализуют государственную стратегию «двух поверхностей веера» (ориентация на внутренние районы и зарубежные страны одновременно). За первые десять лет их существование было утверждено почти 6000 проектов с участием иностранного капитала. Экспорт из свободных экономических зон составил 1/10 всего китайского экспорта.

Заметная роль СЭЗ в социальном и экономическом развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли производства, в привлечении иностранного капитала и оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики. Степень влияния функционирования СЭЗ на остальную территорию развивающихся стран является довольно ограниченной[1]. Для промышленно развитых стран, как правило, и не ставится специальной задачей распространение такого влияния. Организация СЭЗ играет строго определенную роль в оживлении предпринимательской деятельности данного региона или акцентировании внимания на развитой или другой отрасли экономики.  Кроме того, образование СЭЗ сопряжено,  как правило, со значительными капиталовложениями и существенными последующими усилиями государства по их развитию, без строго определенной централизованной поддержки они практически нежизнеспособны, а также организация свободных экономических зон играет поддерживающую, стимулирующую роль в оживлении предпринимательской деятельности данного региона или акцентировании внимания развития той или иной отрасли экономики. В то же время, функционирование свободных экономических зон в развивающихся странах не является панацеей по решению их многочисленных социально-экономических проблем. Для многих развивающихся стран свободные экономические зоны становятся полюсами торгово-экономического, научно-технического и социального роста. Кроме того, в них отрабатывается модель в той или иной степени открытой экономики, пути интеграции в мировую экономику.

В 1999 году в малую дельту реки Чжуцзян (Малая дельта реки Чжуцзян находится в провинции Гуандун.) провинции Гуандун включены Гонконг, Аомынь, а также 9 других городов. В Гонконге вообще нет сельского населения, а численность населения составляет свыше миллиона человек, г. Гуанчжоу с численностью населения свыше миллиона человек, также имеет небольшое сельское население, г. Шеньчжень с численностью населения 500 тыс.чел., 8 городов с численностью населения 250-500 тыс.чел., это города -Аомынь, Чжухай, Хуйчжоу, Дунвань, Чжуншань, Цзенмэнь, Фушань и Чжаоцин, 5 уездных городов, в которых в 1996г. численность населения превисила 250 тыс.чел., это Фаюй (327 тыс.чел.), Синхуй (26,1 тыс.чел.), Тайшань (32,4 тыс.чел.), Наньхай (37,1 тыс.чел), Шуньдэ (32,2 тыс.чел.).

Численность населения центральных городских районов в малой дельте реки Чжуцзян в 1999 году [18]

Таблица 2.2.1.

 

Показатели   Наименование городов Общая численность населения с пригородом (млн. чел.) Численность населения города (млн. чел.)
Гонконг 6.2413 6.2413
Аомынь 0.4240 -
Гуанчжоу 3,9018 3.2214
Шеньчжень 1,0338 0.7891
Чжухай 0.3680 0.3482
Фушань 0,4518 0.3944
Цчянмэнь 0,4122 0.3191
Дунвань 1.4525 0.3614
Чжуншань 1,2684 0.3684
Хуйчжоу 0,3330 0.2575
Чжаоцин 0.4408 0.2966

 

Определение границы пригорода центральных юродов провинции Гуандун. По данным управления статистики в провинции Гуандун в 1999 г. было принято следующее определение: в малую дельту реки Чжуцзян входят 14 маленьких городов. Удельный вес этих городов в ВВП составил более 75%. В 1999 году в СЭЗ малой дельты реки Чжуцзян городские районы уже объединились.

Благоприятные условия для сельского хозяйства и удобная транспортная сеть являются предпосылками для образования городских районов малой дельты реки Чжуцзян. Малая дельта реки Чжуцзян расположена на аллювиальной равнине, недалеко от моря, близко к рекам и озерам, ее рельеф ровный, густая водная сеть, климат влажный, земли плодородные. В малой дельте реки Чжуцзян экономика сельского хозяйства быстро развивалась. Рациональное ведение хозяйства многими поколениями людей превратило этот район в исторически известный и богатый. До начала индустриализации малая дельта реки Чжуцзян была районом высокой урожайности зерновых культур, в котором большинство населения занималось сельскохозяйственными работами. Высокий уровень развития сельского хозяйства способствовал возникновению внешней торговли, которая, в свою очередь, способствовала развитию водного транспорта, в результате чего возникли связи с Гонконгом и Аомынью.

В ходе осуществления государственной реформы «открытости внешнему миру» укрепились всесторонние экономические связи между Гонконгом и малой дельтой реки Чжуцзян. Развитие данного региона полностью соответствовало интересам предпринимателей Гонконга. Иностранные капиталовложения способствовали развитию промышленности высокими темпами. В малой дельте реки Чжуцзян аграрный сектор экономики сокращался. В Гонконг экспортировалась в большом количестве продукция для сферы обслуживания, а экспорт сельскохозяйственной продукции почти прекратился, так в 1999 году ее удельный вес в ВВП составил только 0,2% от общей суммы ВВП в провинции Гуандун. Процент рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве - 0,6% от общей численности рабочих. Малая дельта реки Чжуцзян превратилась из аграрного района в индустриальный, где промышленность прочно заняла господствующее место. Удельный вес сельскохозяйственной отрасли и других отраслей соответственно изменился с 25,8:74,2 в 1980г. на 8,0:92,0 в 1999 г., процент рабочей силы сельского хозяйства понизился с 75% до 30%. В то же время промышленность начала хорошо развиваться, смогли устроить большое количество безработных данной местности, но и привлекали трудящихся из других районов.

Под влиянием индустриализации в малой дельте реки Чжуцзян распространился процесс урбанизации населения - деревни быстро превращались в города. Численность населения выросла с 481 тыс. чел. В 1980г. до 9671 тыс. чел. В 1996 году. Без численности сельского населения показатель среднегодового прироста составил 4,5%, этот показатель превысил аналогичный показатель по стране (3,5%).

Основными характеристиками этого процесса являются следующие факторы: резкое увеличение количества городов; миграция населения из деревень в города и непрерывное увеличение городских территорий.

За последние 10 лет развитие небольших городов сосредоточилось на побережье реки Чжуцзян. В малой дельте реки Чжуцзян функционировали 25 городов. Из-за различных природных условий, географического положения и экономического развития объективно образовались 3 округа, которые заметно различаются [89].

 

Основные показатели, характеризующие городские округа дельты реки Чжуцзян Провинции Гуандун в 1999 г. [18]

Таблица 2.2.2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Показатели Единица Внутренний округ Средний округ Внешний округ Малая дельта реки Чжуцзян
Численность населения тыс. чел. 11270 43.30 5400 21010
Площадь кв км. 10338 12435 18825 41598
Городское население тыс. чел. 6237 1693 1577 9500
Плотность населения чел./ кв.км. 1090 348 287 505

double arrow