Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требует рационального размещения предприятий торговли. К размещению торговой сети предъявляется ряд требований и методов.
Методы размещения розничной торговой сети:
· равномерный - с целью максимального приближения к населению;
· концентрический или ступенчатый - общегородской тип, тип жилых районов;
· групповой - создание торговых улиц, торговых центров.
Факторы, влияющие на размещение розничной сети:
· градостроительные - величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, административных, культурных и спортивных центров;
· транспортные - направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта;
· социальные - возможность снижения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого уровня обслуживания;
· экономические - эффективность капитальных вложений, оптимальный уровень их доходности.
Рациональное размещение розничной торговой сети, всех ее видов, с учетом развития, обновления, совершенствования ее структуры, ее специализация и типизация позволяет сократить затраты на строительство и реконструкцию, упорядочить ассортимент, обеспечить высокий уровень обслуживания.
Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети:
· плотность торговой сети - количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей;
· обеспеченность населения розничной торговой сетью - торговая площадь, приходящаяся на 100 жителей;
· доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети;
· уровень специализации розничной торговой сети - отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли;
· общая численность торговых предприятий;
· средняя торговая площадь магазина;
· соотношение торговой к неторговой площади магазина.
Итак, характеристику розничной торговой сети определяют термины и определения.
Розничная торговая сеть - это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.
Функции розничной торговой сети: закупка товаров; продажа товаров; транспортировка; хранение; принятие риска; финансовая деятельность; маркетинговая деятельность; подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.
Классификация розничной торговой сети по двум признакам:
· по стационарности;
· по товарно-ассортиментному профилю.
Специализация розничной торговой сети - это ограничение деятельности отдельных предприятий по торговле отдельными группами товаров.
Типизация торговых предприятий - это система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов, используя следующие показатели: торговую площадь, товарный ассортимент, форму продажи товаров.