И численности занятых в ДСУ-2

           Как видно из графика переломным для производства был 1994 года. Из-за резкого снижения заказов на дорожное строительство с 1991 года падают объемы производства и к 1994 году предприятие работает в половину мощности. В то же время несмотря на резкое падение объемов производства численность трудового коллектива сохранялась практически неизменной. Это, с одной стороны, отчасти подтверждает тезис о диспропорциях между падениями объемов производства и снижением численности работающих. С другой стороны, отражает характер кадровой политики на предприятии. Ниже более подробно будут приведены данные объясняющие такое состояние дел.

           С 1995 года ситуация меняется. В основном из-за перепрофилирования предприятия на строительство и обслуживание мостов, получение заказов под этот фронт работ ситуация стабилизируется. Сами руководители так прокомментировали произошедшие перемены: “Мы вовремя поняли, что дорожное строительство в период экономического кризиса в стране финансироваться в прежнем объеме не будет. Поэтому определили те сферы, где наше предприятие сможет получить заказы и эффективно работать: это содержание уже построенных дорог и мостов. В Республике многие мосты были построены около двадцати лет назад и они требуют капитального ремонта. В то же время можно остановить новое строительство дорог, но не разумно разрушать уже созданное. Так мы определили направления работы и стали постепенно готовить техническую и кадровую базу для осуществления задуманного, вести переговоры с заказчиком. Некоторые предприятия, такие как ДСУ-1 упустили свой шанс, вовремя не сориентировались в ожидании финансирования дорожного строительства и в результате остались ни с чем. Ниша уже занята.”

               

2.3. Изменения организационной структуры и структуры управления.  

 

Структура коллектива предприятия.

           На сегодняшний день общая численность работников предприятия - 208 человек. Из них:

· 23 чел. - управленческий персонал;

· 125 чел. - рабочие постоянные;

· 60 чел. - “сезонщики”.

           В управленческий персонал (АПУ: аппарат управления) входят: 1)начальник, 2)зам. Начальника (специалист по мостам), 3)главный инженер, 4)энергетик, 5)главный механик; 6-11)производственный отдел (состоит из 6 человек, которые готовят производственную документацию, составляют планы и договора); 12)секретарь и зав. отделом кадров в одном лице; 13-15)лаборатория (3 человека контролирующих качество выполняемых работ, берут пробы асфальта и т.д.); 16-17)бухгалтерия (2) человека); 18-20)3 сторожа; 22)2 уборщицы; 23)зав. складом. Раньше управленцев было 27 человек, но четырех сократили, поделив их обязанности между оставшимися. В том числе была сокращена должность зав. кадрами.

           Организационная структура. На предприятии имеются основные и вспомогательные производства. Первые непосредственно связаны со строительно-монтажными работами, вторые - с их обслуживанием (асфальтобетонный завод, ремонтные мастерские). Строительно-монтажные работы организованы по прорабским участкам в зависимости от места и профиля работы (обслуживание мостов, дорожное строительство). Всего организовано около 10 прорабских участков с численностью работающих в каждом от 8 до 15 человек. Каждый участок возглавляется мастером или производственным рабочим (прорабом) и входит либо в производственный участок №1 (по строительству дорог), либо - в производственный участок №2 (по строительству мостов).

Таблица 1.

           Изменения организационной структуры и численность в подразделениях ДСУ-2.

Года ССЧ

В том числе:

  Всего ПУ-1. ПУ-2 МЭУ РММ БРУ Водители АУП
1996 194 26 15 70 25 13 26 19
1995 148 35 25 17 22 10 23 16
1994 156 55 21 - 30 11 24 15
1993 156 41 22 - 32 12 31 18
1992 150 (73) -   (30) 12 (20) 15

ПУ-1 - производственный участок №1, занимающийся строительством дорог.

ПУ-2 - производственный участок №2, занимающийся строительством мостов.

МЭУ - Мосто-эксплуатационный участок.

РММ - ремонтно-механические мастерские.

БРУ - бетонорастворный участок

АУП - административно-управленческий персонал

           Как видно из таблицы 1, идет сокращение численности рабочих, занятых дорожным строительством, параллельно увеличивается число занятых на строительстве и содержании мостов. Подобные изменения объясняются перепрофилированием производства. С 1992 года практически не изменилась численность работающих на подсобных производствах - асфальтобетонном заводе и бетонорастворном участке, хотя уменьшилось число работников в ремонтных мастерских в силу совмещения профессий и распространения самостоятельного ремонта техники водителями. Параллельно растет численность рабочих основного производства.

           2.4. Реструктурирование производства.

Изменения в структуре производства связаны в основном с переходом на новые виды работ. Ниже приведены данные об изменениях направлений деятельности предприятия.

 

Таблица 2.

Сравнительная таблица выполненных объемов строительно-монтажных работ (СМР)

ДСУ-2 за 1991-1996 годы.

В ценах 1991 года, тысяч рублей.

 

Годы строительство мостов строительство дорог капитальный ремонт дорог ремонт мостов содержание мостов общий объем СМР
1996 1423 927 - 292 723 3365
1995 1092 1126 155 217 153 2743
1994 549 678 329 4 - 1560
1993 542 1073 331 23 - 1969
1992 ДСУ      “Мост” - 1023 1201 - - - - 2224
1991 ДСУ      “Мост - 42 2609 - - - - 2651

 

2.5. Ритмичность производства и выплаты заработной платы.

Следует отметить, что несмотря на все материальные затруднения на предприятии средняя заработная плата работников довольно высока: близка по своим размерам с оплатой труда в наиболее “богатых” отраслях промышленности республики и значительно превосходит оплату труда работников многих городских предприятий.

 

 

Таблица 3.

 

Динамика средней заработной платы по основным отраслям в Республике Коми и в ДСУ-2 промышленного производственного персонала в 1991-1996 гг.

(на одного работника в месяц, тысяч рублей)

 

Отрасли 1991 1992 1993 1994 1995 янв.-июль 1996
угольная 1.6 27 222 816 1977 2465
топливная 1.48 26 203 767 1824 2401
электроэнергетика 1.12 17 164 616 1451 2402
нефтепереработка 1.14 28 116 468 1363 2566
деревообработка 0.8 9 63 223 531 901
лесозаготовки 0.67 9 55 205 463 816
легкая 0.78 7 52 167 385 875
полиграфия н.д. 7 73 303 903 1152
строительство 1.0 15 120 453 1112 н.д.
ДСУ-2         1443 2369

 

В 1996 году средняя заработная плата по г. Сыктывкару составила 1203 тыс.руб., тогда как средняя заработная плата в ДСУ - 2467 тыс.руб. Сравнить ее можно только с оплатой труда работников таких отраслей экономики города как кредитование, финансы и пенсионное обслуживание, где средняя зарплата в 1996 году составила 2545 тыс.руб. Для сравнения в системе связи работники в среднем получили 1876 тыс.руб., в системе образования - 764 тыс.руб.. в торговле - 906 тыс.руб.

При этом соотношение заработков основных рабочих и руководителей среднего и высшего звена в ДСУ незначительно, тогда как вспомогательные рабочие получают почти в два раза меньше. Вместе с тем многих привлекает работа на данном предприятии именно из-за возможности заработать и относительно непродолжительных задержек выплаты заработной платы (от 3 до 4 месяцев), когда на ряде промышленных предприятий города задержки составляют от 10 до 12 месяцев.

Следует отиетить, что в дорожно-стороительных предприятиях и в советские всегда заработная плата была несколько выше, чем на остальных промышленных предприятиях города. С началом экономических реформ управлению удается поддерживать достаточно высокий уровень заработка несмотря на сохранение прежних нормативов расценки работ, действовавших до 1991 года. По заданию руководства предприятия в связи с повышением цен была разработана своя система оплаты труда из двух составляющих. Первая составляющая - оплата труда согласно тарифной сетке почасовой работы работника определенной квалификации; вторая - приработок, доля которого в заработной плате достигает 50%. На основании сложившейся практики соотношения доли нормативной зароботной платы от стоимости объема выполненных работ было определено, что норматив заработной платы не должен превышать 6,5% стоимости выполненных работ на производственных участках. Высчитанная таким образом доля заработка распределяется между работниками производственной и непроизводственной сферы в первую очередь согласно тарифной сетке. По тарифу, поскольку расценки работ, по мнению нормировщика, несколько занижены начисляется только часть фонда оплаты труда. Оставшиеся деньги распределяются в виде приработка. Работники основного производства получают приработок в зависимости от выполненного объема работ на участках, а вспомогательного - в зависимости от выполнения по предприятию. Таким образом, компенсируются недостатки нормирования оплаты труда и стимулируется интенсивный труд и выполнение плана.

 Работники несостоятельных предприятий стремятся устроиться сюда на работу, создавая своего рода кадровый резерв ДСУ-2, из которого нанимаются работники на место уволенных нарушителей. С 1993 года вплоть до конца 1995 года кадровый состав работников практически обновился, причем доля уволенных за нарушения составляет примерно половину всех уволенных. 

На основании вышеизложенных фактов можно отнести данное предприятие к числу предприятий, занимающих промежуточное положение между экономически устойчивыми и неустойчивыми предприятиями. С одной стороны, постепенно предприятие наращивает объемы производства и даже получает прибыль, растущую из года в год. Увеличение числа заказов позволило обновить техническое обеспечение и поддерживать высокую заработную плату. С другой сторны, неплатежи со стороны заказчика в лице государства подрывают устойчивость предприятия, вынужденного выполнять работы без своевременной их оплаты заказчиком. “Нужда” в данном случае обусловлена опасениями потерять заказы вообще в случае отказа от работы без оплаты. Предприятие, так же как и его работники, согласно работать в условиях растущей конкуренции на любых условиях, чтобы сохраниться как производственной единице (сохранить рабочий статус). 

Все перечисленные выше обстоятельства отразились на проводимой кадровой политике. Мы попытаемся проанализировать как повлиял спад объемов производства, продолжавшийся до начала 1995 года, на численность работающих. Ведет ли снижение объемов работ к сокращению численности работников и по какому принципу действует предприятия в сфере занятости сегодня.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: