Таблица 3
Потребности в ресурсах
Объем необходимых ресурсов, в том числе: | |
Основные производственные фонды | 2.161.290 руб. |
Нематериальные активы | 56.701 руб. |
Оборотные средства | 11.998 руб. |
Норматив по товарообороту | 323.505 руб. |
Итого: | 2.553.494 руб. |
Расчет затрат представлен в таблице 4. Составление сметы затрат проекта проводилось на основе анализа накопленной информации о работе уже действующих предприятий ООО «Компания «БАОС-ГРУПП», а также на результатах проведенного маркетингового исследования.
Таблица 4
Смета затрат
№ п/п | Наименование экономических элементов | Величина затрат, руб. | ||
ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ | ||||
1 | Материальные затраты | |||
1.1 | Прямые материальные затраты | 86.250 | ||
1.2 | Энергия | 43.200 | ||
1.3 | Услуги связи | 28.800 | ||
1.4 | Обслуживание ККМ | 8.640 | ||
1.5 | Калибровка весов | 1.200 | ||
1.6 | Разгрузка | 16.200 | ||
2 | Фонд оплаты труда продавцов | 674125 | ||
3 | Единый социальный налог | 175272,6 | ||
ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ | ||||
1 | Материальные затраты | |||
1.1 | Охрана | 139.000 | ||
1.2 | Аренда помещения | 120.000 | ||
1.3 | Краткосрочная аренда земельных участков | 72.000 | ||
1.4 | Стоянка автомобиля ГАЗель-330210 | 14.400 | ||
1.5 | Санитарная эпидемиологическая станция | 6.192 | ||
1.6 | Государственная ветеринарная служба | 3.024 | ||
2 | Фонд оплаты труда АУП | 358.300 | ||
3 | Единый социальный налог | 93158 | ||
4 | Амортизационные отчисления | 228863,1 | ||
5 | Прочие затраты
| |||
5.1 | Ремонтный фонд | 43.225,3 | ||
5.2 | Уборка территории | 21.600 | ||
5.3 | Уборка помещения | 16.800 | ||
5.4 | Прочие прямые расходы | 300.000 | ||
Итого затрат: | 2.450.251 | |||
в том числе, переменных затрат: | 1.033.688,4 | |||
постоянных затрат: | 1.416.562,6 |
План доходов от реализации продукции (товарооборота) представлен в таблице 6. Данный прогноз был сделан с учетом долгосрочной тенденции роста объемов продаж в связи с развитием предприятия, а также с учетом сезонных колебаний (зима-лето и праздничные дни). Летом выручка несколько ниже, чем зимой. Кроме того, объем продаж резко возрастает накануне и во время праздников (например, рождественские каникулы).
Таблица 6
План выручки ООО «Вкусный берег»
Магазин | Выручка предприятия с начала деятельности (2009 г.), тыс. руб. | |||||
Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | |
Магазин № 1 | 215 | 286 | 354 | 480 | 502,5 | 525 |
Магазин № 2 | 175 | 210 | 280 | 370 | 420 | 510 |
Магазин № 3 | 300 | 395 | 453 | 540 | 600 | 720 |
Итого | 690 | 891 | 1087 | 1390 | 1522,5 | 1755 |
Нарастающим итогом | 690 | 1581 | 2668 | 4058 | 5580,5 | 7335,5 |
Таблица 6.1
План выручки ООО «Вкусный берег»
Магазин | Выручка предприятия (2010-2011 гг.), тыс. руб. | |||||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | 1 кв. | 2 кв. | |
Магазин № 1 | 1590 | 1485 | 1440 | 1600,5 | 1615 | 1500 |
Магазин № 2 | 1575 | 1456,5 | 1260 | 1610 | 1590 | 1480,5 |
Магазин № 3 | 2100 | 1950 | 1800 | 2080,5 | 2120,2 | 1900,2 |
Магазин №4 | - | - | 645 | 858 | 1062 | 1440 |
Магазин №5 | - | - | 756 | 1085 | 1359 | 1620 |
Итого | 5265 | 4891,5 | 5145 | 7234 | 7746,2 | 7940,7 |
Нарастающим итогом | 12600,5 | 17492 | 22637 | 29871 | 37617,2 | 42557,9 |
|
|
Организационный план
Общая численность работников ООО «Вкусный берег» определена в количестве 24 человек. Описание должностей и требования к ним представлены в таблице 7.
Таблица 7
Штатное расписание
№ п/п | Должность | Кол-во штатных единиц | Обязанности | Требования |
1 | Продавец | 18 | Прием-отпуск товара в магазине, работа на ККМ, оформление документов | Женщина 20-40 лет с в\о или с\о. Желательно с опытом работы. |
2 | Водитель-экспедитор | 1 | Вождение автомобиля, прием-отпуск товара, погрузка – разгрузка товара | Мужчина 25-35 лет с категориями вождения «В» и «С». Опыт работы не менее 3-х лет. |
3 | Оператор | 1 | Работа с ПК (специальные программы), работа с накладными, определение отпускной цены товара | Женщина или мужчина 25-40 лет с в\о или с\о. Желательно опыт работы с «1С». |
4 | Товаровед | 1 | Работа с поставщиками и объектами | Женщина или мужчина 30 – 40 лет с в\о. Опыт работы не менее 5 лет. |
5 | Заведующий хозяйством | 1 | Поддержание объектов в отличном состоянии, решение хозяйственных вопросов | Мужчина 30-40 лет с в\о. Опыт работы не менее 3 лет. |
6 | Менеджер | 1 | Ведение текущих дел предприятия, бухгалтерский учет, ведение кассы, оформление финансовых документов | Мужчина или женщина 30-45 лет с высшим экономическим образованием, желательно специальность «Бухгалтерский учет». Опыт работы не менее 5 лет. |
7 | Директор | 1 | Контроль над деятельностью всего предприятия в целом, работа с вышестоящими организациями | Мужчина или женщина 30-45 лет с высшим экономическим образованием. Опыт работы не менее 5 лет. |
Продавцы работают в магазинах по 6 человек в каждом магазине. Товаровед работает как в магазинах, так и в офисе. Водитель-экспедитор закреплен за автомобилем «ГАЗель-330210», второй автомобиль предназначен для управляющего персонала (менеджера и директора). Оператор работает в офисе. За ним закреплено рабочее место, оборудованное компьютером. Второй компьютер предназначен для менеджера и директора.
Расчет фонда оплаты труда представлен в таблице 8. Надбавки продавцов определяются в зависимости от величины оборота, который будет делать магазин в месяц. Надбавки для остальных работников производятся по результатам их работы (эффективность, старательность, проявление инициативы).
Основное требование к персоналу – высокий профессионализм. ООО «Вкусный берег» подходит к подбору персонала очень тщательно, так как грамотная и сплоченная команда – один из главных залогов успеха предприятий ООО «Компания «БАОС-ГРУПП».
Организационная структура ООО «Вкусный берег»
Рис. 1
Организационная структура ООО «Вкусный берег» представлена на рисунке 1. Данная структура является линейно-функциональной. Организационная структура позволяет выстроить иерархию, направление взаимодействия работников и распределение ответственности внутри персонала предприятия.
Финансовый план и стратегия финансирования
В таблице 9 представлен расчет финансовых результатов предприятия.
Таблица 9
Финансовые результаты работы предприятия
№ п/п | Показатель | Вычисление показателя | Сумма, руб. | ||
1 | Товарооборот розничный (включая НДС) | Товарооборот входной + торговая наценка (включая НДС) | 21.756.200 | ||
2 | Товарооборот розничный (без НДС) | Товарооборот входной + торговая наценка (без НДС) | 18.486.000 | ||
3 | Товарооборот входной (без НДС) | - | 14.220.000 | ||
4 | Валовый доход | Торговая наценка | 4.266.000 | ||
5 | Расходы | Смета затрат | 2.450.251 | ||
6 | Прибыль валовая | Валовый доход за минусом сметы затрат | 1.815.749 | ||
7 | Местные налоги
| ||||
7.1 | На содержание муниципальной милиции | 1 % от базы: [количество сотрудников] х [минимальный размер оплаты труда] | 288 | ||
7.2 | На содержание пожарной охраны | 1 % от базы: [количество сотрудников] х [минимальный размер оплаты труда] | 288 | ||
8 | Прибыль налогооблагаемая | Прибыль валовая за минусом местных налогов | 1.815.173 | ||
9 | Налог на прибыль | 24 % от прибыли налогооблагаемой | 435.641 | ||
10 | Прибыль чистая | Прибыль налогооблагаемая за минусом налога на прибыль | 1.379.532 | ||
11 | Единый социальный налог | - | 350.553,2 | ||
12 | Налог на добавленную стоимость | НДС от входного товарооборота + 20 % от торговой наценки | 3.270.200 | ||
13 | Инвестиции в проект | - | 2.800.000 | ||
14 | Срок окупаемости затрат | - | 2,03 года |
В соответствии с расчетами потребность в ресурсах на начало деятельности составляет 2.553.494 руб. Дополнительные затраты составят 250 тыс. руб. Таким образом, потребности в инвестициях для начала деятельности составляют 2800 тыс. руб.
Соотношение потребности в средствах и способы ее покрытия представлены в таблице 10.
Таблица 10
Источники финансирования проекта
1 | Потребности в инвестициях, в том числе: | |
1.1 | Основные производственные фонды | 2.161.290 руб. |
1.2 | Нематериальные активы | 56.701 руб. |
1.3 | Оборотные средства | 11.998 руб. |
1.4 | Норматив по товарообороту | 323.505 руб. |
1.5. | Общие издержки (затраты) | 246.506 руб. |
Итого: | 2.800.000 руб. | |
2 | Финансирование проекта, в том числе | |
2.1 | Вклады участников (уставный капитал) | 100.000 руб. |
2.2 | Банковский кредит под 23 % годовых | 1.000.000 руб. |
2.3 | Беспроцентный займ от ООО «Компания «БАОС-ГРУПП» | 1.200.000 руб. |
2.4. | Займ от других компаний и физических лиц (по средней ставке 12 %) | 500.000 руб. |
Итого: | 2.800.000 руб. |
Два этапа реализации проекта организации предприятия будут осуществляться параллельно. Первый этап включает в себя подготовку и утверждение топографических схем, покупку павильонов и установку их на соответствующих местах, проведение работ по благоустройству и подключению объектов (электроэнергия, вода, организация связи); кроме того, на первом этапе осуществляется поиск подходящего офисного помещения. Одновременно с этим предполагается закупить оборудование для павильонов и офиса, организовать его установку и подготовить все помещения к эксплуатации. В течение всего подготовительного периода осуществляется подбор квалифицированного персонала, в первую очередь продавцов. Срок подготовительного периода составит 1 месяц. Но основная работа будет начата, как только это будет возможно (при подключении объектов и оформлении всех необходимых документов).
|
|
Банковский кредит берется на 18 месяцев под 23 % годовых. Примерная схема выплат в счет погашения кредита представлена в таблице 11. Расчет производится по схеме простых процентов.
Таблица 11
Система погашения кредита и выплата процентов по кредиту
Дата | Сумма основного долга | Выплата процентов | Общая сумма выплаты | Остаток непогашенной суммы |
02.08.09 | 60000 | 14722 | 74722 | 940000 |
02.09.09 | 59000 | 14310 | 73310 | 881000 |
04.10.09 | 58000 | 13030 | 71030 | 823000 |
03.11.09 | 57000 | 13640 | 70640 | 766000 |
02.12.09 | 56000 | 13395 | 69395 | 710000 |
03.01.10 | 55000 | 13223 | 68223 | 655000 |
03.02.10 | 54000 | 13138 | 67138 | 601000 |
02.03.10 | 53000 | 13156 | 66156 | 548000 |
03.04.10 | 52000 | 13304 | 65304 | 496000 |
02.05.10 | 51000 | 13618 | 64618 | 445000 |
02.06.10 | 51000 | 13155 | 64155 | 394000 |
03.07.10 | 51000 | 12838 | 53838 | 343000 |
03.08.10 | 51000 | 12741 | 63741 | 292000 |
01.09.10 | 51000 | 12997 | 63997 | 241000 |
02.10.10 | 52000 | 12869 | 64869 | 189000 |
02.11.10 | 54000 | 12622 | 66622 | 135000 |
04.12.10 | 57000 | 13088 | 70088 | 78000 |
02.01.11 | 78000 | 3495 | 81495 | 0 |
ООО «Вкусный берег» как дочерняя компания холдинга ООО «Компания «БАОС-ГРУПП» получает от него беспроцентный займ в размере 1200 тыс. руб. Определенного плана возврата займа нет, но существует договоренность, что ООО «Компания «БАОС-ГРУПП» оставляет за собой право изымать 50 % прибыли, остающейся в распоряжении ООО «Вкусный берег» после выплаты всех налогов и платежей по кредитам.
Правовые аспекты
Для реализации проекта создания сети продовольственных магазинов в Октябрьском районе обществом с ограниченной ответственностью «Компания «БАОС-ГРУПП» учреждается общество с ограниченной ответственностью «Вкусный берег», которое будет действовать в соответствии с главой 4 параграфом 2 пунктом 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью».
По Гражданскому кодексу общество с ограниченной ответственностью в качестве учредительских документов должно иметь учредительский договор и устав. В случае одного учредителя нужен только устав. Учредителем ООО «Вкусный берег» является ООО «Компания «БАОС-ГРУПП». В соответствии с этим ООО «Вкусный берег» имеет только устав.
Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и данным уставом.
Положения данного устава с учетом вносимых в него изменений сохраняют свою юридическую силу в течение всего срока деятельности общества. Если какое-либо из положений устава станет недействительным в силу изменения законодательства, то это обстоятельство не является основанием для приостановления действий других положений устава. Недействительное положение устава должно быть в установленном порядке исключено из него и (или) заменено допустимым в правовом отношении.
Уставный капитал образуется за счет вкладов участников, в данном случае одного участника. Размер уставного капитала ООО «Вкусный берег» составляет 100 тыс. рублей.
В соответствии с целями предприятия можно составить так называемый план организационных мероприятий с привязкой к срокам и ответственным лицам. План мероприятий представлен в таблице 13.
Таблица 13
План организационных мероприятий
№ п/п | Наименование мероприятия | Ответственное лицо | Сроки | Средства |
1 | Оформление документов | Юрист ООО «Компания «БАОС-ГРУПП» | До 01/07/08 | Организационные расходы |
2 | Заключение договоров с заводами | Руководитель ООО «Вкусный берег» | До 01/07/08 | - |
3 | Подбор персонала | Руководитель ООО «Вкусный берег» | 01/0608 – 31/07/08 | Расходы на рекламные объявления |
4 | Установка павильонов на местах | Управляющий ООО «Вкусный берег» | 01/07/08 – 03/07/08 | Расходы включены в цену павильона |
5 | Закупка торгового и офисного оборудования, машин | Управляющий ООО «Вкусный берег» | 01/07/08 – 15/07/08 | - |
6 | Подключение объектов | Зав. хозяйством ООО «Вкусный берег» | 01/07/08 – 15/07/08 | - |
7 | Поиск офисного помещения | Руководитель ООО «Вкусный берег» | 01/07/08 – 15/07/08 | - |
8 | Организация связи | Руководитель ООО «Вкусный берег» | 01/07/08 – 31/07/08 | Расходы на услуги связи |
9 | Установка и подключение оборудования | Зав. хозяйством ООО «Вкусный берег» | 01/07/08 – 31/07/08 | Расходы включены в цену оборудования |
10 | Заключение договоров с поставщиками и закупка товаров | Товаровед ООО «Вкусный берег» | С 01/07/08 | - |
11 | Обучение продавцов | Управляющий ООО «Вкусный берег» | С 01/07/08 | - |
12 | Управление ассортиментом товаров | Товаровед ООО «Вкусный берег» | С 01/07/08 | - |
13 | Анализ и управление затратами | Руководитель ООО «Вкусный берег» | С 01/06/08 | - |
Оценка рисков
Риск проекта может быть связан, прежде всего, с постепенным снижением спроса покупателей на продукты питания. Это связано с общей тенденцией снижения покупательской активности. Вторым основным риском является усиление активности конкурентов, возможно использование ими нечестных методов.
Ниже в таблице 14 представлены риски, распределенные по стадиям осуществления проекта.
Таблица 14
Риски по стадиям осуществления проекта
Риски | Веса Wi |
Подготовительная стадия | |
Удаленность от инженерных сетей | 1/5 |
Отношение местных властей | 1/5 |
Непредвиденные затраты | 1/5 |
Недобросовестность подрядчиков | 1/5 |
Несвоевременная поставка оборудования | 1/5 |
Стадия функционирования. Экономические риски | |
Неустойчивость спроса | 1/5 |
Снижение цен конкурентами | 1/5 |
Появление новых конкурентов | 1/5 |
Порча или потеря товара | 1/5 |
Невыполнение договоров поставки товаров | 1/5 |
Стадия функционирования. Финансовые риски | |
Рост налогов. Изменение налогообложения | 1/4 |
Повышение оптовых цен на товары | 1/4 |
Инфляция | 1/4 |
Непредвиденные затраты | 1/4 |
Стадия функционирования. Технические риски | |
Изношенность оборудования | 1/3 |
Непредвиденные затраты на ремонт | 1/3 |
Ограниченность площадей (торговых и складских) | 1/3 |
Стадия функционирования. Социальные риски | |
Трудности с набором квалифицированного персонала | 1/4 |
Недостаточный уровень зарплаты | 1/4 |
Квалификация кадров | 1/4 |
Текучесть кадров | 1/4 |
Стадия функционирования. Экологические риски | |
Твердые отходы | 1/4 |
Близость домов | 1/4 |
Вредные условия труда | 1/4 |
Складирование отходов | 1/4 |
Риск, связанный с невыполнением договора поставки, имеет очень маленькую вероятность, так как предприятие работает с надежными и проверенными поставщиками. Поставки товаров четко спланированы.
Риск, связанный с неустойчивостью спроса. Если, например, падение спроса произойдет по качественным причинам (несоответствие запросам потребителей по качеству и цене товаров), то в этом случае имеет смысл работать с другими поставщиками, а также более тщательно подходить к планированию собственных затрат с целью уменьшения торговой надбавки.
Риск, связанный с порчей или потерей товара. Данный риск сокращен, так как, во-первых, большинство поставщиков сами доставляют продукцию в оптимальные сроки, во-вторых, у предприятия имеется штатный водитель и автомобиль для перевозки товаров, в-третьих, между магазинами налажен процесс переброса товаров во избежание их порчи.
Риск, связанный с действиями конкурентами, достаточно велик, так как их действия могут быть непредсказуемыми, поэтому политика предприятия направлена на внимательное изучение и оценку конкурентов не только в процессе подготовки данного проекта, но и в течение всей деятельности фирмы.
Риск, связанный с износом и ремонтом оборудования, сокращен за счет тщательного подхода к выбору оборудования на подготовительной стадии, а также за счет заключения гарантийных договоров с поставщиками данного оборудования.
Для того чтобы оценить финансовые риски, необходимо произвести расчеты для следующих (предельных) ситуаций:
Ø увеличение затрат на 20 %;
Ø уменьшение объема выручки на 30 %.
Расчет для первой ситуации представлен в таблице 15.
Таблица 15
Расчет финансовых показателей при увеличении затрат на 20 %
№ п/п | Показатель | Сумма, руб. |
1 | Товарооборот розничный (включая НДС) | 21.756.200 |
2 | Товарооборот розничный (без НДС) | 18.486.000 |
3 | Товарооборот входной (без НДС) | 14.220.000 |
4 | Валовый доход | 4.266.000 |
5 | Затраты | 2.940.301 |
6 | Прибыль валовая | 1.325.699 |
7 | Местные налоги | |
7.1 | На содержание муниципальной милиции | 288 |
7.2 | На содержание пожарной охраны | 288 |
8 | Прибыль налогооблагаемая | 1.325.123 |
9 | Налог на прибыль | 318.029 |
10 | Прибыль чистая | 1.007.094 |
При увеличении затрат предприятия на 20 % чистая прибыль уменьшается на 27 %.
Расчет для второй ситуации представлен в таблице 16. Снижение выручки влияет и на розничный, и на входной товарооборот. Затраты сохраняются на том же уровне.
Таблица 16
Расчет финансовых показателей при уменьшении выручки на 30 %
№ п/п | Показатель | Сумма, руб. |
1 | Товарооборот розничный (включая НДС) | 15.982.200 |
2 | Товарооборот розничный (без НДС) | 13.318.500 |
3 | Товарооборот входной (без НДС) | 10.245.000 |
4 | Валовый доход | 3.073.500 |
5 | Затраты | 2.450.251 |
6 | Прибыль валовая | 623.249 |
7 | Местные налоги | |
7.1 | На содержание муниципальной милиции | 288 |
7.2 | На содержание пожарной охраны | 288 |
8 | Прибыль налогооблагаемая | 622.673 |
9 | Налог на прибыль | 149.440 |
10 | Прибыль чистая | 473.233 |
Во втором случае, при уменьшении выручки магазинов на 30 % чистая прибыль может сократиться на 65 %. А это в свою очередь может создать угрозу для развития предприятия и наличия свободных денежных средств.
Заключение
На примере создания проекта бизнес-плана общества с ограниченной ответственностью «Вкусный берег», разработанного с целью организации нового дочернего предприятия ООО «Компания «БАОС-ГРУПП», показаны основные этапы бизнес-планирования. Выделение этапов бизнес-планирования позволяет не только структурировать входную информацию, расчетные данные и полученные результаты для непосредственного разработчика бизнес-плана, но и сделать данный бизнес-план предельно ясным для понимания и собственного анализа теми людьми, для которых он предназначен.
Произведенные расчеты показали, что ООО «Компания «БАОС-ГРУПП» может достичь своей цели. Открытие новых магазинов в Привокзальном районе при сильной маркетинговой стратегии позволит увеличить объем продаж предприятия в целом. А при умелом управлении издержками в первый год работы возможно получение прибыли в размере 1380 тыс. руб. При этом для реализации проекта необходимо 2800 тыс. рублей. Срок окупаемости проекта довольно большой - более двух лет. Многие предприниматели и инвесторы зачастую отказываются от проектов малого бизнеса со сроком окупаемости более года. Но в данном случае учитывается, во-первых, социальный аспект проекта, а во-вторых, то, что проект бизнес-плана предназначен для предприятия, являющегося частью крупного холдинга.
Список используемой литературы
1. Бизнес-план. Методические материалы. / Р.Г. Маниловский, Л.С. Юлкина, Н.А. Колесникова. – М., 2002. – 254 с.
2. Бизнес-план: Отчественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Под общ. ред. В.М. Попова. – М., 1998. – 263 с.
3. Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И.М. Степнова. – М., 2001. – 240 с.: ил.
4. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. – М., 2000. – 672 с.: ил.
5. Бизнес-планирование. Учебник для вузов / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Ю. Муртузалиева. – М., 2000 – 670 с.
6. Бляхман Л.С. Экономика фирмы: Учебное пособие. – СПб., 2000. – 279 с.
7. Бринк И.Ю. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. / И.Ю. Бринк, Н.А. Савельева. – Ростов-на-Дону, 2002. – 378 с.
8. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник для вузов. – М., 2001. – 639 с.
9. Горемыкин В.А. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. / Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. – М., 2002. – 864 с.
10. Грибалев Н.П. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению / Грибалев Н.П., Игнатьева И.Г. – СПб., 1994. – 158 с.
Приложение