2.1. Первоочередные задачи
Научная работа в РАРАН организована в направлении обеспечения решения задач, стоящих перед Академией, и определенных Указом Президента РФ от 05.04.94 г. № 561, Законодательством РФ, Постановлениями Правительства РФ от 17.07.95 г. № 715
и от 22.03.96 г. № 325, Уставом РАРАН, решениями общих собраний и президиума РАРАН в соответствии с разработанными в Академии положениями и нормативно-правовыми документами.
Основная цель организации научной работы состоит в реализации объективно заложенных при формировании Академии преимуществ и накопленного опыта проведения исследований и организационных мероприятий, включая участие в разработке программных и научно-методических документов, координацию деятельности различных организаций в процессе проведения НИОКР; выполнение на независимой основе научных экспертиз по широкому кругу проблем; выступление с инициативами перед федеральными органами власти по актуальным проблемам оборонного строительства, выработку и осуществление кадровой политики в области подготовки и сохранения научных и инженерных кадров.
|
|
Как показывает отечественный опыт и опыт ведущих зарубежных стран, значительную роль при решении проблемных вопросов государственного и военного строительства играют обладающие высокой степенью независимости и элементами самоуправления организации, основывающие свою деятельность на базе авторитета признанных научных школ
и лидеров.
К числу конструктивных особенностей научной деятельности Академии относится возможность подготовки и проведения на независимой от ведомственной принадлежности основе экспертиз, оценок, инициатив, проектов решений в широком спектре проблем военной и военно-технической политики, развития вооружения и военной техники, укрепления оборонно-промышленного комплекса. Эта особенность, как отмечалось, обусловлена уникальной структурой Академии, объединяющей в рамках единой системы военных и гражданских специалистов, обладающих высокой квалификацией и опытом работы. При этом практическая реализация научного потенциала Академии осуществляется в следующих формах:
· выполнение научно-исследовательских и участие в опытно-конструкторских работах;
· проведение независимых научных экспертиз проектов, программ, планов, конструкторско-проектных, технических и организационных решений по проблемам развития вооружения и военной техники и военно-технической политики;
· участие в выработке предложений, разработке научных и научно-методических документов по проблемам развития вооружения, военной и военно-технической политики, по его эксплуатации и применению, военному строительству, проблемам развития оборонно-промышленного комплекса и использованию результатов его деятельности для укрепления экономики страны;
|
|
· выступление с инициативами по актуальным проблемам оборонной, военной и военно-технической политики;
· научно-техническое сопровождение планирования, разработок и производства вооружения и военной техники;
· координация деятельности различных организаций при выполнении комплексных работ по ключевым проблемам военно-технической политики, развития оборонно-промышленного комплекса, разработки, производства и эксплуатации вооружения и военной техники, использования военных технологий в интересах народного хозяйства.
Первоочередными задачами совершенствования научной деятельности, решение которых будет способствовать развитию, росту престижа и общественного признания Академии следует считать следующие:
1. Совершенствование структуры, методов управления и стиля работы в интересах повышения эффективности деятельности членов Академии, рациональной реализации их профессионального и административного ресурса, широкого использования возможностей и потенциала организаций — ассоциированных членов РАРАН.
2. Оптимизация структуры научных подразделений (научных отделений, региональных центров, научных Центров, учреждаемых научных организаций, др.), их адаптация к изменяющимся условиям работы и содержанию решаемых задач, разработка полного пакета нормативных документов, определяющих порядок работы и взаимодействия научных подразделений.
3. Укрепление взаимодействия с заказчиками научно-технической продукции, определение роли и места РАРАН в проведении научных экспертиз и научных исследований, а также в выполнении функций системного интегратора при постановке и выполнении приоритетных НИОКР; расширение круга заказчиков с оценкой необходимости и возможности включения в него наряду с Минобороны, заказчиков, представляющих другие силовые структуры, Минпромэнерго, Минобрнауки, Федерального агентства по заказам, Рособоронэкспорта, другие министерства и ведомства, а также вновь создаваемых в оборонно-промышленном комплексе структур и заказчиков, представляющих органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в первую очередь, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, уральского и сибирского регионов.
4. Учет возрастающей потребности Минобороны, других заказчиков, федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в объективной и независимой экспертизе по широкому кругу проблем.
5. Установление порядка и обеспечение условий участия в тендерах и конкурсах на выполнение НИР и ОКР. Разработка системы обеспечения и контроля качества выполняемых работ. Становление научно-технического комитета (НТК) и Координационно-экспертного совета (КЭС). Создание тематических комиссий по актуальным направлениям исследований.
6. Расширение области использования научного потенциала РАРАН при выполнении федеральных целевых программ (ФЦП) и национальных проектов (НП).
7. Формирование перспективного плана, предусматривающего создание при Академии научно-исследовательских учреждений (НИУ) в различных организационно-юридических формах и развертывание образовательной деятельности.
8. Совершенствование финансово-экономической деятельности в направлении наиболее эффективного использования предоставленных Академии прав для обеспечения всех видов ее деятельности, определяемых учредительными документами и Уставом РАРАН.
9. Активизация конструктивного взаимодействия организаций — ассоциированных членов с РАРАН и с организациями силовых структур для совместного выполнения и участия в НИОКР и проведении научных экспертиз.
|
|
10. Подготовка и создание необходимых документов регламентирующих взаимодействие РАРАН с Военно-промышленной комиссией (ВПК), в первую очередь, Экспертным советом ВПК.
11. Определение тематики и условий, планирование и обеспечение проведения и участия в научных конференциях, семинарах, симпозиумах, выставках оборонной продукции.
12. Укрепление взаимодействия с Российской академией наук, отраслевыми и общественными академиями наук (в первую очередь, Российской инженерной академией, Академией военных наук, Российской академией естественных наук и др.).
13. Изучение и проработка возможностей создания и развития собственной научно-испытательной и лабораторной базы, научно-методического аппарата, моделей и методик и установление путей их использования в интересах выполнения государственного оборонного заказа и федеральных целевых программ.
14. Создание условий для привлечения всех членов РАРАН к активной творческой деятельности.
2.2. Проведение и организация научных исследований
К числу приоритетных направлений научных исследований относятся следующие:
- прогнозирование развития науки и техники с целью своевременной оценки перспектив создания принципиально новых средств вооруженной борьбы (силового противоборства);
- методические проблемы военно-технической политики, определение приоритетов в развитии ВВТ, как предпосылки для оптимизации структуры гособоронзаказа и ликвидации дисбалансов в системе ВВТ;
- проведение разработок, обеспечивающих предотвращение отставания в разработке ВВТ от высокоразвитых индустриальных стран в условиях военной реформы и реструктуризации оборонного комплекса;
- прогнозирование и аналитическая оценка возможностей разработки и внедрения новых передовых технологий до 2015 г. и в последующие годы;
- проблемы совершенствования управления в области военного строительства;
- экономические аспекты формирования и реализации военно-технической политики; военно-экономическое сопровождение выполнения программ и планов развития системы ВВТ Вооруженных Сил РФ;
|
|
- разработка высокоточного оружия, других видов высокотехнологичных вооружений, средств информационного обеспечения ведения боевых действий и обеспечение информационной безопасности;
- обеспечение комплексности создания средств поражения, разведки и управления;
- создание нетрадиционных видов ВВТ, действие которых основано на неиспользовавшихся ранее физических принципах, а также решение проблем применения новых материалов для производства ВВТ;
- разработка специальных средств и систем нелетального действия и других систем ВВТ с целью повышения эффективности антитеррористических и миротворческих операций;
- унификация вооружения и военной техники, сокращение номенклатуры и типажа ВВТ, каталогизация и стандартизация;
- разработка эффективных методов модернизации вооружения и совершенствование его эксплуатационных качеств, надежности, готовности, боевой живучести, устойчивости управления, мобильности и других свойств;
- исследование проблем военной экономики и финансов в интересах оценки реальных возможностей государства по созданию средств вооруженной борьбы, особенностей ценообразования в оборонном комплексе, разработки методологии обоснования оборонных затрат и военного бюджета;
- проблемы ресурсного обеспечения военного строительства;
- развитие оборонно-промышленного комплекса, организация научных исследований, оптимизация разработки и производства ВВТ;
- разработка адекватных моделей боевых действий в условиях применения высокоточного оружия и других перспективных средств вооруженной борьбы, определение относительной доли эффективности решения боевых задач средствами различных видов и родов войск с целью оценки баланса приоритетов в развитии и производстве ВВТ, формы и способы ведения боевых действий с использованием новых высокотехнологичных видов оружия;
- разработка эффективной системы технического обслуживания и эксплуатации ВВТ;
- разработка новых технологий создания ВВТ и их использование в народном хозяйстве; учет, реализация, правовая защита результатов интеллектуальной деятельности военного, специального, двойного назначения;
- исследование проблем и научное сопровождение военно-технического сотрудничества с зарубежными странами;
- совершенствование системы и методологии подготовки научных и инженерных кадров в оборонном комплексе.
Важными направлениями исследований являются проблемы обеспечения сертификации продукции и организация страховой деятельности в области постановки и сертификации проектов высоких технологий.
При проведении научных исследований РАРАН может выступать в качестве:
головной организации, привлекая в качестве соисполнителей организации — ассоциированные члены или другие научные учреждения;
соисполнителя НИОКР.
Выполнение НИОКР осуществляется:
структурными подразделениями РАРАН;
учреждаемыми Академией структурами;
организациями — ассоциированными членами РАРАН.
Заказчиками научной продукции могут быть уполномоченные правительственные учреждения, федеральные и региональные органы власти, научно-производственные организации ОПК (НИУ, ВУЗы и ВВУЗы, др.), в первую очередь, ассоциированные члены РАРАН.
Координацию всего комплекса работ с заказчиками, представление заявок и участие в конкурсах, выполнения НИОКР, учета и реализации результатов осуществляет Научно-технический комитет РАРАН (НТК).
РАРАН обладает уникальной возможностью эффективного использования научного потенциала страны посредством концентрации для решения конкретных задач (выполнения заданий), путем персонального привлечения наряду с членами (советниками) РАРАН наиболее компетентных в этой области специалистов при минимально возможном ограничении накладных расходов.
2.3. Проведение экспертиз
Объективно существующие предпосылки, заключающиеся в объединении в рамках Академии совокупности военных и гражданских специалистов, обладающих высокой квалификацией и опытом работы в различных областях науки и техники, создают уникальные условия для подготовки и проведения на независимой от ведомственной принадлежности основе комплексных экспертиз (оценок) по наиболее актуальным и сложным проблемам военно-технической политики, реструктуризации ОПК, выбора оптимальных технико-технологических решений; разработки, производства, эксплуатации, применения и утилизации ВВТ. Накопленный опыт работы свидетельствует, что проведение научных и научно-технических экспертиз (технический аудит) правомерно рассматривать как центральную задачу, выполнение которой позволяет особенно полно реализовать возможности Академии как организационной структуры.
Объектами проведения экспертиз могут быть:
· программные, плановые, нормативные и другие виды государственных (ведомственных) документов (материалов);
· материалы, содержащие прогнозы развития различных направлений (областей) науки и техники;
· предлагаемые конкурентоспособные технические решения и перспективные технологии;
· предложения по совершенствованию форм и способов применения, эксплуатации и утилизации ВВТ;
· научные публикации;
· патентные материалы;
· предложения по реформированию структур и развитию ОПК;
· предложения по совершенствованию государственного и военного управления;
· направления, содержание и порядок осуществления военно-технического сотрудничества с зарубежными странами;
· система подготовки научных и инженерных кадров;
· материалы, представляемые на конкурсы при формировании целевых программ и проектов, постановке и организации выполнения НИОКР, заказов серийной продукции (включая выбор исполнителей), проводимые Минобороны, другими министерствами и ведомствами, федеральными и региональными органами власти; привлечение РАРАН к подготовке и обоснованию решений будет способствовать объективности и открытости результатов, в конечном счете, повышению качества заказываемой продукции.
Заказчиками проведения экспертиз могут быть:
· федеральные и региональные органы власти;
· министерства и ведомства, курирующие военную и военно-техническую политику, деятельность силовых структур и ОПК; развитие базовых отраслей промышленности, военную экономику, совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров;
· Военно-промышленная комиссия, Морская коллегия и экспертные советы при них;
· научно-исследовательские учреждения и научно-производственные объединения, предприятия промышленности, ВУЗы и ВВУЗы по всему комплексу проблем, входящих в сферу деятельности Академии.
· Экспертные советы при федеральных и региональных органах власти.
Организация и проведение экспертиз осуществляется учрежденным в Академии Координационно-экспертным советом (КЭС).
Экспертиза проводится:
- членами научных отделений и научных Центров;
- рабочими группами организаций — ассоциированных членов РАРАН;
- штатными рабочими группами КЭС;
- привлекаемыми для работы в РАРАН специалистами.
Как показывает опыт, наиболее продуктивным является экспертная деятельность, осуществляемая на основе соглашений с министерствами (ведомствами). Примером такой организации работы является выполнение «Соглашения о сотрудничестве между МО РФ и РАРАН». Актуальным остается упорядочение соответствующих отношений РАРАН с заказчиками различных министерств и ведомств.
2.4. Участие в федеральных целевых программах и национальных проектах
Одной из реальных и эффективных форм реализации целей и задач научно-производственной деятельности РАРАН является ее участие в ФЦП и НП.
Участие в ФЦП и в национальных проектах может осуществляться на разных этапах и в различных формах:
· выдвижение инициатив по формированию и целевой направленности программ и проектов;
· проведение независимых комплексных экспертиз по определению способов, форм и методов реализации программ и проектов оптимальных управленческих решений, по отбору участников программ, коллективов (организаций) исполнителей;
· осуществление мониторинга уровня программ и проектов на различных этапах выполнения;
· анализ возможностей организаций — ассоциированных членов РАРАН и структурных подразделений Академии для выполнения ФЦП и НП;
· предоставление для реализации программ и проектов научного потенциала, научно-технического и технологического заделов, информационного обеспечения;
· участие в проведении НИОКР по тематике программ и проектов;
· проведение анализа и экспертизы полученных участниками программ и проектов результатов в части целесообразности и возможности трансфера их в промышленность (производство);
· оценка возможностей и выработка предложений по использованию программ и проектов в интересах укрепления обороноспособности и безопасности страны, включая создание новых средств вооруженной борьбы; содействие включению получаемых результатов в программы военно-технического сотрудничества;
· оценка уровня и содействие введению получаемых результатов интеллектуальной собственности во внутрихозяйственный оборот;
· содействие повышению инвестиционной привлекательности программ и проектов и их инвестиционной поддержке, проведению инновационной политики в процессе реализации программ.
Участие РАРАН обеспечивается возможностями и деятельностью научных отделений, научных тематических и региональных Центров, организаций — ассоциированных членов. С практической точки зрения участие Академии в выполнении ФЦП и НП предполагает возможность учреждения РАРАН совместно с другими организациями подразделений (некоммерческих партнерств, корпораций, ассоциаций, научно-производственных кластеров, технопарков и др.), образуемых в качестве юридических лиц.
Условием привлечения РАРАН к осуществлению ФЦП и национальных проектов является разработка и утверждение документов, определяющих порядок взаимодействия Академии с правительственными органами, ведомствами и учреждениями, обеспечиваемые как работой президиума РАРАН, его аппарата и научных отделений, так и использованием административного ресурса членов РАРАН, работающих в соответствующих органах исполнительной и законодательной власти.
2.5. Организация научных конференций, участие в тематических выставках
Проводимые Академией научные мероприятия способствуют обмену научной информацией и повышению качества научных исследований, координации деятельности научных организаций и стимулированию деятельности ученых, улучшению взаимодействия с заказчиками научно-технической продукции, распространению сведений о возможностях РАРАН в интересах повышения эффективности использования возможностей Академии.
В истекшие годы усилиями РАРАН ежегодно проводилось до пятидесяти научно-технических конференций, симпозиумов, семинаров, круглых столов, многие из которых приобрели систематический характер и завоевали авторитет в научных сообществах, ведомствах и регионах. Проводимые мероприятия условно подразделяются на следующие группы:
· мероприятия, проводимые РАРАН при ее ведущей роли и собственными силами;
· мероприятия, проводимые совместно с другими организациями, в первую очередь с ассоциированными членами, при активном участии и поддержке Академии;
· мероприятия, проводимые при активном участии членов РАРАН;
· мероприятия, направленные на поддержку молодых ученых и специалистов;
· мероприятия, посвященные знаменательным и юбилейным датам;
· международные конференции, симпозиумы, выставки.
Организационно конференции (семинары, симпозиумы) включают:
1. Проводимые под методическим руководством УНВ МО, ВНК МО, руководящих органов других силовых структур и федеральных органов (агентств), и посвященные ключевым системным вопросам определения направлений развития ВВТ и средств защиты, обеспечения национальной безопасности, проблемам оборонного строительства.
2. Проводимые на базе ведущих научно-производственных предприятий оборонной промышленности, НИУ МО, ВУЗов и ВВУЗов, посвященные развитию ВВТ видов и родов войск и других силовых структур, отраслей промышленности; совершенствованию методов разработки и испытаний ВВТ и средств защиты, их эксплуатации и боевого применения; путям укрепления оборонного комплекса, созданию новых технологий и утилизации ВВТ.
3. Посвященные памятным и юбилейным датам, связанным с историей военной науки, оборонной промышленности, деятельности выдающихся представителей науки и техники.
Дальнейшее совершенствование работы предполагает:
· установление групп мероприятий систематического характера, определение периодичности их проведения и уровень поддержки со стороны РАРАН;
· наличие своевременно подготовленного и утвержденного плана мероприятий;
· внедрение системы оповещения заинтересованных организаций и отдельных ученых об этапах подготовки мероприятия (информационные письма);
· установление порядка образования оргкомитетов с участием членов Президиума РАРАН и процедуры подготовки мероприятий;
· определение оптимальной структуры конференции (пленарные, секционные, стендовые доклады);
· совершенствование работы по информационному обеспечению членов
РАРАН и заинтересованных организаций — ассоциированных членов;
· расширение использования современных технических методов и средств обмена информацией;
· публикации в научно-публицистическом журнале «ВПК» и «Известиях РАРАН» отчетов о проведенных мероприятиях, а также наиболее значимых материалов.
· Участие РАРАН в осуществлении международного сотрудничества позволяет:
§ использовать достижения мировой науки и техники в интересах развития отечественной науки, создания новых технологий и развития производства;
§ содействовать установлению и развитию международных связей членов РАРАН, специалистов оборонно-промышленного комплекса с зарубежными специалистами и участие их в научных конференциях, симпозиумах, семинарах, специализированных комиссиях, организации обучения и подготовки кадров;
§ получать требуемую информацию и осуществлять необходимые связи при соблюдении установленного порядка и ограничений.
Необходимо приложить усилия для сохранения и поддержки, завоевавших авторитет и проводимых систематически, научных конференций:
посвященных актуальным проблемам развития ВВТ (в г. Москве на базе 46 ЦНИИ и в г. Туле на базе КБП и НПО «Стрела»);
по тематике «Защита и безопасность» (базовые организации НПО «Спецматериалы» и ВМА имени Н.Г. Кузнецова);
по проблемам теории и практики проектирования оружия (Волжский региональный центр, г. Саров);
по проблемам информационного обеспечения (г. Москва);
по системным вопросам проектирования вооружения (г. Москва, на базе МГТУ имени Н.Э. Баумана).
Целесообразно расширить перечень организуемых РАРАН крупных научных конференций, в первую очередь, в Уральском и Сибирском регионах. Стимулировать периодическое проведение каждым из научных отделений РАРАН профильной научной конференции.
Необходимо расширить перечень конференций, проводимых при поддержке (содействии) РАРАН, изучить и подготовить предложения по проведению международных научных мероприятий.
Подлежит изучению и выработке предложений по участию РАРАН в выставочной деятельности в России и за рубежом. Накопленный опыт свидетельствует о возможностях представления стендов, анонсирующих разработки Академии на отечественных выставках, оказания содействия в организации всероссийских и региональных выставок ВВТ и высоких технологий, а также в участии организаций — ассоциированных членов в зарубежных выставках.