V. Финансово-экономическое обеспечение

Цели и содержание финансово-экономической деятельности определяются задачами РАРАН, правами и возможностями, предоставленными Академии учредительными документами, Уставом РАРАН, законодательством РФ.

Финансово-экономические обеспечение Российской академии ракетных и артиллерийских наук представляет собой систему мероприятий, организуемых и проводимых с целью своевременного и полного удовлетворения потребностей Академии финансовыми ресурсами и оптимизации их использования при осуществлении уставных видов деятельности.

Основная цель управления финансово-экономическим обеспечением состоит в том, чтобы, мобилизуя потенциальные источники финансирования, своевременно и полностью, в пределах установленных норм, обеспечить денежными средствами все потребности Российской академии ракетных и артиллерийских наук, законное, экономное и целесообразное их использование, в интересах развития Академии и стимулирования военно-научной деятельности в стране.

Постановка и организация финансово-экономической работы должна обеспечивать:

- эффективное выполнение НИОКР, проведение научных экспертиз документов, проектов, разработок и других видов научной деятельности;

- создание и развитие необходимой инфраструктуры, материально-технической и научной базы для проведения научных исследований, а также повседневной деятельности аппарата и структурных подразделений РАРАН;

- осуществление информационной, издательской, консультационной, рекламной, выставочной и других видов научной деятельности в стране и за рубежом, включая организацию конференций, научных семинаров. симпозиумов, выставок и др.

- выполнение всего комплекса мер и мероприятий по обеспечению социальной защищенности членов Академии;

- поддержку при необходимости их работоспособности и созданию условий для наиболее полной реализации их научного потенциала;

- подготовку научных и инженерных кадров;

- создание предпосылок для проведения инвестиционных, и в дальнейшем инновационных операций, направленных на развитие оборонной науки и высокотехнологичных производств, разработку системы поощрений и премий за вклад в развитие науки, техники, технологий;

- гарантированную оплату труда сотрудников Академии;

- образование в Академии фонда развития (социального и инвестиционного фондов).

Основными принципами финансово-экономической деятельности РАРАН являются:

- соответствие отечественному законодательству в области финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, предполагающее наличие в структуре Академии определенных законодательством подразделений и должностных лиц, осуществляющих соответствующие функции в сфере финансово-экономической работы;

- оптимальная организация, заключающаяся в централизованном планировании финансово-экономического обеспечения при относительной самостоятельности ее структурных подразделений (в том числе, научных отделений и региональных центров) в выполнении возложенных на них задач;

- выполнение денежных операций через государственное казначейство и определение условий для использования внебюджетных банковских счетов;

- диверсификация источников финансирования, заключающаяся в том, что для обеспечения деятельности должны задействоваться разнообразные источники финансирования при понимании того, что основным источником финансирования являются средства, получаемые от научной деятельности;

- целесообразность, предполагающая первоочередное финансирование наиболее эффективных, с точки зрения целей деятельности Академии, мероприятий;

- прозрачность финансовых потоков для структурных подразделений Академии, а также членов Академии, обеспечивающая ее деятельность как самоуправляемой научно-творческой организации, а также возможность контроля за эффектив-
ностью расходования финансовых средств;

- адекватность сложной организационной структуре Академии, учитывающая особенности организационно-правовых форм ее подразделений и перспектив их развития; использование потенциала учрежденных организаций для укрепления финансового положения Академии;

- целенаправленная работа по созданию фонда развития Академии.

Реализация указанных принципов предполагает следующие основные направления повышения качества работы:

- совершенствование нормативной базы по регулированию финансово-экономических отношений с подразделениями РАРАН, самостоятельными научными центрами, учреждаемыми научными организациями;

- разработка единых финансовых нормативов при выполнении НИОКР;

- формирование системы приоритетов финансирования мероприятий, проводимых Академией;

- поиск новых форм участия и оплаты сотрудников Академии (в том числе через некоммерческие партнерства, гранты, оказание взаимопомощи и пр.);

- совершенствование планирования финансово-экономической деятельности, включающее годовое, трехлетнее и перспективное;

- создание системы мониторинга за финансово-экономической деятельностью структурных подразделений Академии.

Источники финансирования включают:

- предоставляемые средства из федерального бюджета;

- поступления от работ, выполняемых по договорам на проведение НИОКР, научных экспертиз, других видов научной деятельности;

- доходы от реализации научно-технической продукции, в первую очередь, результатов интеллектуальной деятельности;

- оплата профессиональных консультаций по широкому кругу проблем, участие в образовательной деятельности;

- средства, получаемые от учреждаемых РАРАН научных организаций, получаемых в устанавливаемом учредительными документами и заключаемыми соглашениями порядке;

- доходы от издательской деятельности, участие в конкурсах, смотрах, других мероприятиях;

- денежные средства, оборудование и имущество, добровольно передаваемые организациями — ассоциированными членами, другими предприятиями и организациями для укрепления материально-технической и научной базы;

- добровольные взносы юридических и физических лиц, а также по потребности беспроцентные ссуды, займы, кредиты;

- другие поступления, не запрещенные законодательством РФ.

Основные расходы Академии включают:

- выплату окладов членам Академии и заработной платы членам Президиума Академии и работникам аппарата Президиума;

- оплату всех видов научно-исследовательской деятельности, выполняемой в интересах повышения эффективности функционирования Академии;

- расходы на обеспечение деятельности Академии, как хозяйствующего субъекта;

- расходы на пропаганду научных знаний в сфере деятельности Академии, включая издание книжной продукции, научных трудов, учебных пособий, справочников, использование средств массовой информации и др.;

- расходы на поддержку научных школ, возглавляемых членами Академии;

- расходы на подготовку научных кадров, диссертационный совет;

- расходы на осуществление публичных мероприятий (конференций, выставок и т. д.);

- затраты на социальное обеспечение.

К числу первоочередных мер относятся следующие:

1. Участие РАРАН в проведении экспертиз и выполнении НИР по вопросам военной экономики и финансов, формирования оборонного бюджета, оценки и прогнозирования ресурсоемкости, других проблем.

2. Повышение эффективности работы финансово-экономических служб РАРАН за счет совершенствования структуры, уточнения порядка взаимодействия структурных подразделений и должностных лиц, завершения разработки полного пакета нормативных документов (положений), укрепления кадрового состава, финансовых и экономических служб, создания полноценного юридического обеспечения.

3. Обеспечение работы финансово-экономических служб в строгом соответствии с законодательством РФ, строгое соблюдение контрольных мероприятий, включая своевременность и упорядоченность аудиторских проверок и других, предусмотренных законодательством мероприятий, повышение роли ревизионной комиссии.

4. Своевременная разработка, обсуждение и утверждение на заседаниях Президиума сметы доходов и расходов РАРАН.

5. Завершение работы по выстраиванию единой транспорентной системы финансово-экономических взаимоотношений с научными центрами, уточнение методических материалов по обоснованию финансовых нормативов их участия в оплате общеакадемических расходов; разработка порядка, правил и методических документов, определяющих процедуру учреждения научных организаций и взаимодействие с ними.

6. Организация эффективной работы Секции военной экономики в составе РАРАН, направленной как на проведение научных исследований, так и выработку рекомендаций по совершенствованию финансово-экономической деятельности РАРАН; изучение вопроса о необходимости создания экономической комиссии из состава наиболее авторитетных специалистов — членов РАРАН.

7. Целенаправленная работа по разрешению проблемы индексирования зарплат членам аппарата Президиума (которые не индексировались, начиная с 1994 г.).

8. Проведение академической консультационной, контактной с правительственными и законодательными органами работы по обоснованию (подтверждению) правомерности и целесообразности, при необходимости, уточнение условий о принятии необходимых мер по обеспечению выплат членам РАРАН окладов, предусмотренных учредительными документами в условиях реформирования академической науки в стране.

9. Установление конструктивных отношений с Военными Представительствами, совместное обоснование и своевременное уточнение нормативов и показателей.

10. Упорядочение взаимоотношений с балансодержателями по содержанию занимаемых (арендуемых) Академией помещений.

11. Установление приоритетов и ограничений в расходах на выполнение и решение стоящих перед Академией задач.

Необходимые первоочередные потребности в расходах включают:

1. Обеспечение бесперебойных, адресных выплат окладов членам РАРАН, предусмотренных Постановлением Правительства РФ.

2. Доведение уровня средней зарплаты сотрудников до уровня не ниже прожиточного уровня по г. Москве.

3. Доведение до современного уровня оснащенности академических структур оргтехникой, средствами информации и связи, обеспечение связанными с этим текущими расходами, решение транспортных проблем.

4. Затраты на проведение минимально необходимого ремонта занимаемых помещений, определение порядка оплаты коммунальных платежей.

5. Затраты на социальные нужды.

6. Увеличение минимального фонда затрат на командировки.

К числу перманентных затрат также относятся требуемые расходы на издательскую деятельность, приобретение необходимых научных материалов и периодических изданий.

Направления совершенствования финансово-экономической деятельности в перспективе включают:

1. Расширение круга заказчиков научно-технической продукции, прикладных и фундаментальных исследований, разработка и реализация механизма введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности.

2. Разработка перспективного структурного облика РАРАН; поиск и использование новых организационных форм, включая учреждение научных организаций с правом образования юридического лица, участие в выполнении НИОКР через некоммерческое партнерство, другие организационно-юридические формы; разработка необходимых методических документов; изучение возможностей включения в состав РАРАН существующих научно-исследовательских организаций.

3. Изучение вопросов, возможностей и целесообразности создания собственной материальной научно-технической базы.

4. Решение вопросов порядка и условий размещения структурных подразделений РАРАН у учреждаемых научных и обеспечивающих организаций.

5. При ориентации на обслуживание финансовых операций через государственное казначейство, изучение возможности и целесообразности открытия и исследования внебюджетных счетов.

6. Поиск новых форм взаимодействия с организациями — ассоциированными членами, основанных на современных принципах оказания взаимных услуг в целях решения стоящих перед Академией задач.

7. Создание предпосылок для учреждения денежных фондов, предназначенных на начальном этапе для решения социальных вопросов, а в перспективе решения инвестиционных (и инновационных) задач.

8. Выработку долговременных мер и мероприятий с учетом прогнозируемого развития Академии и экономики страны.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: