Формирование рынка и потребление зеленого байхового чая в России ___и городе Челябинске

 

Если сегодня спросить любого жителя СНГ, какой напиток он пьет чаще всего, ответ наверняка будет один - "чай". За последние почти три столетия чай так обрусел, что сегодня большая часть населения считает его исконно русским напитком. А ведь еще до XVII века россияне чая не знали, а пили в основном квасы, сбитни, взвары, травяные настои, мед. Но это история, а за это время россияне пристрастились к горячему и бодрящему напитку настолько сильно, что сейчас его пьет около 98,5% взрослого населения страны. Чай входит в десятку основных продуктов покупательской корзины, и покупают его независимо от уровня благосостояния.

Горячий напиток чай имеет определенную социальную значимость. Является самым дешевым напитком.

В бывшем СССР основным производителем чая была Грузия, являющаяся сейчас независимым государством. После ее отделения самообеспеченность России чаем крайне низка – всего около 1% в последние годы.

 

Таблица 1 - Выращивание чайного листа в России

 

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Площадь чайных насаждений, тыс. га 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,5 1,5
Из них в продуктивном возрасте 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,4 1,4
Производство чайного листа, тыс. тонн 8,14 7,24 7,63 3,96 4,35 2,40 1,60 1,50 1,93
Урожайность, с 1 га 5,43 4,83 5,09 2,64 2,90 1,60 1,07 1,07 1,38

 

Вследствие климатических условий выращивание чая в России очень ограниченно. Оно возможно только в Краснодарском крае (Адыгея, район Сочи).

Для выращивания высококачественного чая, соответствующего лучшим мировым аналогам по содержанию микроэлементов и витаминов, в общей сложности пригодны только 9 500 га. Фактически же использовалось максимум 1 800 га в 1985 году, и с тех пор площади неуклонно сокращаются. [47]

Общий объем российского рынка оценивается в 160 тыс. тонн. Собственное производство в России сегодня менее 1% общего объема потребления. Основными производителями отечественного чая являются Адлерская и Дагомысская чайные фабрики (Краснодарский край).

Недостаток отечественного сырья в том, что, несмотря на высокие вкусовые характеристики лучших сортов, краснодарский чай особо чувствителен к климатическим условиям, переработке, купажированию, фасовке и транспортировке, в результате которых теряются и вкус и аромат.

Такой же недостаток у сырья стран ближнего зарубежья Грузии и Азербайджана. Наиболее известными считаются следующие чаеразвесочные фабрики Московская, Рязанская, Иркутсткая, Уфимская, фабрика "Гранд" в Сходне, "Май" во Фрязине, "Амтел" в Королеве, фабрика «Невские просторы» (Всеволжский район). Но на некоторых из них отмечается падение объемов производства, отчасти из-за месторасположения фабрик.

Структура транспортных потоков такова, что продукция чаеразвесочных фабрик Москвы и Санкт-Петербурга легко попадает в регионы, тогда как региональные фабрики часто испытывают трудности с дистрибьюцией своей продукции. Это главная причина остановки Иркутской чаеразвесочной фабрики. И именно поэтому все недавно построенные фабрики расположены вблизи крупных городов.[9] В течение последнего десятилетия как сбор, так и урожайность чайного листа существенно сократились – примерно в 4 раза.

Итак, отечественное выращивание чая никогда не сможет покрыть потребность в нем, которая практически полностью удовлетворяется за счет импорта.

Таблица 2 - Динамика и товарная структура импорта зленного байхового чая в ____________Россию

  2004 2005 2006 2007
Объем, тонн 1 508 5 063 6 689 2 846
Стоимость, тыс. долл. 1 811,7 4 334,5 5 519,1 4 036,6
Средняя цена, долл. кг. 1,20 0,86 0,83 1,42
Доля в общем объеме импорта чая, % 1,02% 4,27% 4,23% 1,89%

 

 

Отечественная чайная промышленность.4 из 13 существующих чайных фабрики остановили производство, большинство оставшихся используют только 10-15% своих мощностей (исключение составляют только московская и уфимская фабрики, работающие с 40-50%-ной загрузкой). Производственные линии, построенные в советское время, в большей мере изношены (например, на фабрике «Teastan», введенной в эксплуатацию в 1943 г., коэффициент износа составляет 54%, на Аютинской фабрике – 71%). В целом объем производства в российской чайной отрасли по сравнению с пиковым 1990 г. (80,7 тыс. тонн) в 1999 г. сократился более чем в 10 раз.

 

Таблица 3 - Переработка чая в России, тонн

 

2004 2005 2006 2007 2008
29 549 19 355 24 362 12 657 7 916

 

Региональная структура переработки (2008 год)

- г. Москва – 59,68%

- Челябинская обл. – 1,83%

- Московская обл. – 4,35%

- Рязанская обл. – 0,05%

- Ярославская обл. – 0,28%

- Липецкая обл. – 0,06%

- Татарстан – 0,02%

- Краснодарский край – 2,06%

- Ростовская обл. – 0,21%

- Башкортостан – 33,3%

Три основные фабрики: Московская чаеразвесочная фабрика, «Teastan», «Русский продукт»

В соответствии с установленными нормами прожиточный минимум взрослого россиянина включает 500 грамм в год, ребенка – 370 грамм. Количество жителей на 01.01.2002 г. составляло 140 млн. чел., следовательно минимальный объем рынка – 70 000 тыс. тонн. в год. [18]

Пример: Наиболее корректным представляется расчет исходя из того, что каждый россиянин в день выпивает одну чашку чая (для усреднения один чайный пакетик) с 2 граммами чая. В год это получается 730 грамм. Таким образом, минимальный объем рынка оценивается уже в 102 200 тыс. тонн чая.

В советском общепите существовала норма заварки – 4 грамма на 1 литр кипятка. К примеру, англичане используют 25-30 грамм, индусы – 45 грамм.

По оценке экспертов в 2007 году россияне потребляли 147-160 тыс. тонн чая. Среднегодовое потребление на одного человека составило 1 460 грамм. Однако, существует вероятность ошибки.

В 2008 году среднее потребление чая составляло 5, 26 чашек в день, из которых 2,74 чашки – на работе.

- любят – 54%

- привыкли – 39%

- находят полезным для здоровья – 28%

- находят сравнительно дешевым – 16%

Среднедушевое потребление чая: 2007 год – 1,2 кг, 2008 – 1,1 кг.

В среднем чай покупают два раза в месяц по 1,7 пачки.

Доля чая и кофе в структуре потребительских расходов домашних хозяйств:

- 2003 – 0,6%

- 2004 – 0,6%

- 2005 – 1,2%

- 2006 – 1,3%

- 2007 – 1,4%

- 2008 – 2,3%

По исследованию МИЦ, 93% населения России пьют чай, компания Gallup Media Russia в результате анализа рынка получила значение - 98,5%. По данным государственной статистики, потребление чая в России - 1,5 кг на одного человека в год, в Англии этот показатель от 2,5 кг, тогда как структуры потребления чая обеих стран похожи. Это показывает возможности развития чайного рынка. Чай именно тот продукт, потребление которого в регионах России превышает показатели потребления чая в крупных городах. Причем основными «любителями» чая считаются регионы Севера, Сибири и Кавказа. [48]

По замечаниям представителей московских оптовых компаний, спрос на чай имеет сезонный характер. Характерен спад в летние месяцы, когда на смену чаю приходят прохладительные напитки и соки, и рост спроса на чай в осенний период, причем иногда даже выше, чем в зимние месяцы.

Самым популярным местом покупки чая остается для потребителей мелкооптовый рынок (67%).

Факторы, влияющие на потребление:

- уровень доходов

- взаимозаменяемость напитков

- цены

В докризисные 2000-е годы рынок чая в России стагнировал. Объем рынка в натуральном выражении в 2007 г снизился на 6%, а в 2008 г – на 2%. В 2009 г в ситуации экономического кризиса чая станет более популярным и падение его продаж прекратится.

В 2008 г в России было продано 161.8 млн кг чая, причем более половины этого объема составил чай в одноразовых пакетиках. До 2008 г в объеме рынка преобладал листовой чай.

По результатам продаж отмечено, что наибольшим спросом в Челябинске пользуется популярностью черный байховый листовой и гранулированный чаи.

Итак, чай давно стал для россиян традиционным напитком. Россия наряду с Индией и Англией входит в число крупнейших потребителей чая. По уровню потребления чая на душу населения РФ занимает одно из лидирующих мест в мире.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: