Проведем краткий финансовый анализ исследуемого предприятия. На конец года внеоборотные активы магазина «Продукты» составили около 1%. Основной удельный вес принадлежит оборотным активам, что объясняется спецификой отрасли (рисунок 1).
Предприятию, работающему в сфере оптовой и розничной торговли, важно иметь значительный объем оборотных средств, в то время как потребность в основных фондах невелика, т. к. магазин «Продукты» арендует складские помещение и большую часть торгового оборудования.
|
![](https://konspekta.net/studopediaru/baza21/4283769297146.files/image004.png)
В структуре оборотных активов наибольшая доля принадлежит дебиторской задолженности (46%).
Это обусловлено тем, что оптовая торговля – отрасль с жесткой конкуренцией, в условиях которой предприятие вынуждено давать отсрочку оплаты покупателям, чтобы не потерять конкурентную позицию на рынке (рисунок 2)
Предприятие не привлекает долгосрочные кредиты и заемные средства. Возможно, это обусловлено их высоким уровнем платности.
|
|
|
![](https://konspekta.net/studopediaru/baza21/4283769297146.files/image006.png)
Итак, проанализируем основные экономические показатели хозяйственной деятельности компании. Занесем данные в таблицу.
Таблица 7 - Основные экономические показатели хозяйственной деятельности _____________магазина «Продукты» за период 2007-2008 г.
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | Темп роста, % | Отклонение (+,-) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Товарооборот, тыс.руб. | 39261 | 52448 | 25,1 | +3187 |
2 Валовой доход, тыс.руб. | 8244 | 11014 | 25,1 | +2770 |
3 Уровень, % к обороту | 43 | 46 | 3 | +3 |
4 Издержки обращения, тыс. руб. | 2603 | 3911 | 33,4 | +1308 |
5 Прибыль от реализации | 39261184 | 52448540 | 25,1 | +13187356 |
6 Уровень рентабельности, % к обороту | 45 | 18 | -27 | -27 |
7 Внереализационные доходы, тыс. руб. | 169 | 5000 | 96,62 | +4831 |
8 Внереализационные расходы, тыс.руб. | 117 | 199 | 41,2 | +82 |
9 Балансовая прибыль, тыс. руб. | 30261 | 42448 | 28,7 | +12187 |
10 Налоги выплачиваемые из прибыли, тыс. руб. | 3933,93 | 5518,24 | 28,7 | +1584,31 |
11 Чистая прибыль, тыс. руб. | 31257 | 39487 | 20,8 | +8230 |
12 Численность работников, всего в том числе работников торгового зала | 95 | 92 | -3,2 | -3 |
13 Общая площадь магазина, кв.м. в том числе, торгового зала | 70 | 70 | 0 | 0 |
14 Товарооборот на одного работника, тыс. руб. | 413 | 570 | 27,5 | +157 |
15 Товарооборот на 1 кв.м. общей площади магазина, тыс. руб. | 490 | 584 | 16 | +94 |
16 Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади, тыс. руб. | 560 | 749 | 25,2 | +189 |
17 Стоимость основных фондов, тыс. руб. | 1785 | 1940 | 7,9 | +155 |
1 Однако, в 2007 году рентабельность собственного капитала составляла 45%, а в 2008 году – 18%, из чего можно заключить, что привлечение кредита не позволило предприятию увеличить рентабельность собственного капитала. Это обусловлено снижением рентабельности предприятия 12% в начале 2007 г. до 4% в конце 2008 года.
|
|
2 Собственные средства предприятия также выросли – на 1356619 руб., однако их удельный вес снизился. Это означает, что предприятие стало активнее использовать в обороте заемные средства. Увеличение суммы источников собственных средств произошло в основном за счет увеличения суммы нераспределенной прибыли прошлых лет на 796650 руб., ее удельный вес вырос на 5,33%. В течение года в магазине создавались резервы предстоящих расходов, к концу года они были использованы.
Товарооборот увеличился на 13187 тыс.руб. Площадь торгового зала не изменилась и не оказала никакого влияния на увеличение товарооборота, следовательно, реализация выросла за счет увеличения нагрузки на 1м2 торговой площади на 13187 тыс.руб.
Среднегодовая стоимость основных средств выросла на 155 тыс.руб., это повлекло за собой увеличение товарооборота на 3417 тыс.руб. Фондоотдача также выросла, и увеличила товарооборот на 9770 тыс.руб. То есть, использование основных фондов велось правильно и помогло увеличить общую сумму продаж.
Таким образом, при проведении анализа товарооборота выявлены следующие положительные моменты:
1) Сумма товарооборота увеличивается, при чем не за счет инфляционного роста цен, а за счет увеличения количества проданных товаров. Динамика товарооборота составила 158,8%.
2) В составе товарооборота выросла доля и сумма наличной выручки от реализации, то есть магазин стал меньше зависеть от поступления денежных средств от своих покупателей. Основная часть товарооборота (73%) – это стабильная ежедневная наличная торговая выручка.
3) Расширение ассортимента наименований за анализируемый период позволило магазину увеличить сумму реализации. Произошло увеличение доли дорогостоящих наименований в ассортименте, которые, хоть и имеют низкую скорость реализации, однако вносят ощутимый вклад в товарооборот (более 1%). Эти наименования магазин получает на условиях бесплатного коммерческого кредита, что позволяет не поддерживать цены на низком уровне.
4) При проведении факторного анализа товарооборота выяснилось, что увеличение суммы продаж на 88% было обусловлено увеличением суммы закупок товаров и на 14% увеличением суммы начальных товарных запасов. Также положительное влияние на товарооборот оказали следующие показатели: увеличение выработки на 1 работника магазина на 156,8 тыс.руб/чел.; рост среднегодовой стоимости основных средств; увеличение фондоотдачи основных средств; увеличение нагрузки на 1м2 торговой площади.
Кроме безусловно положительной тенденции к увеличению суммы товарооборота и других рассмотренных выше показателей, в процессе анализа выявлено замедление товарооборачиваемости, что является отрицательным фактором. Коэффициент товарооборачиваемости снизился на 0,81 дня, это повлекло за собой снижение товарооборота. Замедление товарооборачиваемости произошло из-за неоправданно большой суммы товарных запасов.
Итак, магазин «Продукты» является рентабельным и эффективным предприятием.