Характеристика основных экономических показателей финансово – хозяйственной деятельности магазина «Продукты»

 

Проведем краткий финансовый анализ исследуемого предприятия. На конец года внеоборотные активы магазина «Продукты»  составили около 1%. Основной удельный вес принадлежит оборотным активам, что объясняется спецификой отрасли (рисунок 1).

Предприятию, работающему в сфере оптовой и розничной торговли, важно иметь значительный объем оборотных средств, в то время как потребность в основных фондах невелика, т. к. магазин «Продукты» арендует складские помещение и большую часть торгового оборудования.

 

Рисунок 1  Структура активов магазина «Продукты»  

 

 

В структуре оборотных активов наибольшая доля принадлежит дебиторской задолженности (46%).

 Это обусловлено тем, что оптовая торговля – отрасль с жесткой конкуренцией, в условиях которой предприятие вынуждено давать отсрочку оплаты покупателям, чтобы не потерять конкурентную позицию на рынке (рисунок 2)

Предприятие не привлекает долгосрочные кредиты и заемные средства. Возможно, это обусловлено их высоким уровнем платности.

 

Рисунок 2 Структура оборотных активов магазина «Продукты»  

 

Итак, проанализируем основные экономические показатели хозяйственной деятельности компании. Занесем данные в таблицу.

 

Таблица 7 - Основные экономические показатели хозяйственной деятельности _____________магазина «Продукты» за период 2007-2008 г.

 

Показатели

2007 г.

2008 г.

Темп роста, %

Отклонение (+,-)

1

2

3

4

5

1 Товарооборот, тыс.руб.

39261

52448

25,1

+3187

2 Валовой доход, тыс.руб.

8244

11014

25,1

+2770

3 Уровень, % к обороту

43

46

3

+3

4 Издержки обращения, тыс. руб.

2603

3911

33,4

+1308

5 Прибыль от реализации

39261184

52448540

25,1

+13187356

6 Уровень рентабельности, % к обороту

45

18

-27

-27

7 Внереализационные доходы, тыс. руб.

169

5000

96,62

+4831

8 Внереализационные расходы, тыс.руб.

117

199

41,2

+82

9 Балансовая прибыль, тыс. руб.

30261

42448

28,7

+12187

10 Налоги выплачиваемые из прибыли, тыс. руб.

3933,93

5518,24

28,7

+1584,31

11 Чистая прибыль, тыс. руб.

31257

39487

20,8

+8230

12 Численность работников, всего в том числе работников торгового зала

95

92

-3,2

-3

13 Общая площадь магазина, кв.м. в том числе, торгового зала

70

70

0

0

14 Товарооборот на одного работника, тыс. руб.

413

570

27,5

+157

15 Товарооборот на 1 кв.м. общей площади магазина, тыс. руб.

490

584

16

+94

16 Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади, тыс. руб.

560

749

25,2

+189

17 Стоимость основных фондов, тыс. руб.

1785

1940

7,9

+155

 

1 Однако, в 2007 году рентабельность собственного капитала составляла 45%, а в 2008 году – 18%, из чего можно заключить, что привлечение кредита не позволило предприятию увеличить рентабельность собственного капитала. Это обусловлено снижением рентабельности предприятия 12% в начале 2007 г. до 4% в конце 2008 года.

2 Собственные средства предприятия также выросли – на 1356619 руб., однако их удельный вес снизился. Это означает, что предприятие стало активнее использовать в обороте заемные средства. Увеличение суммы источников собственных средств произошло в основном за счет увеличения суммы нераспределенной прибыли прошлых лет на 796650 руб., ее удельный вес вырос на 5,33%. В течение года в магазине создавались резервы предстоящих расходов, к концу года они были использованы.

Товарооборот увеличился на 13187 тыс.руб. Площадь торгового зала не изменилась и не оказала никакого влияния на увеличение товарооборота, следовательно, реализация выросла за счет увеличения нагрузки на 1м2 торговой площади на 13187 тыс.руб.

Среднегодовая стоимость основных средств выросла на 155 тыс.руб., это повлекло за собой увеличение товарооборота на 3417 тыс.руб. Фондоотдача также выросла, и увеличила товарооборот на 9770 тыс.руб. То есть, использование основных фондов велось правильно и помогло увеличить общую сумму продаж.

Таким образом, при проведении анализа товарооборота выявлены следующие положительные моменты:

1) Сумма товарооборота увеличивается, при чем не за счет инфляционного роста цен, а за счет увеличения количества проданных товаров. Динамика товарооборота составила 158,8%.

2) В составе товарооборота выросла доля и сумма наличной выручки от реализации, то есть магазин стал меньше зависеть от поступления денежных средств от своих покупателей. Основная часть товарооборота (73%) – это стабильная ежедневная наличная торговая выручка.

3) Расширение ассортимента наименований за анализируемый период позволило магазину увеличить сумму реализации. Произошло увеличение доли дорогостоящих наименований в ассортименте, которые, хоть и имеют низкую скорость реализации, однако вносят ощутимый вклад в товарооборот (более 1%). Эти наименования магазин получает на условиях бесплатного коммерческого кредита, что позволяет не поддерживать цены на низком уровне.

4) При проведении факторного анализа товарооборота выяснилось, что увеличение суммы продаж на 88% было обусловлено увеличением суммы закупок товаров и на 14% увеличением суммы начальных товарных запасов. Также положительное влияние на товарооборот оказали следующие показатели: увеличение выработки на 1 работника магазина на 156,8 тыс.руб/чел.; рост среднегодовой стоимости основных средств; увеличение фондоотдачи основных средств; увеличение нагрузки на 1м2 торговой площади.

Кроме безусловно положительной тенденции к увеличению суммы товарооборота и других рассмотренных выше показателей, в процессе анализа выявлено замедление товарооборачиваемости, что является отрицательным фактором. Коэффициент товарооборачиваемости снизился на 0,81 дня, это повлекло за собой снижение товарооборота. Замедление товарооборачиваемости произошло из-за неоправданно большой суммы товарных запасов.

Итак, магазин «Продукты» является рентабельным и эффективным предприятием.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: