Примерный план работы:
1. Переход от царского Рима к республике.
2.Организация власти и управления.
2.1. Статус Народного Собрания.
2.2. Сенат.
2.3. Система магистратур.
3. Римская армия.
Методические рекомендации:
В первом вопросе студент должен выделить и охарактеризовать основные предпосылки перехода от царского Рима к республике. Затем рассмотреть особенности территориально-государственного строя Рима.
Второй вопрос уместно разбить на подвопросы, рассмотрев:
1. особенности статуса Народного Собрания (состав и полномочия). Следует подчеркнуть, что в отличии от Афин в Риме действовали сразу три собрания:
- центуриатные собрания - комиции;
- трибутные собрания - комиции (следует обратить внимание на плебисцит, по закону Гортензия 287 г. до н.э.);
- куриатные собрания - комиции.
2. Сенат, характеризуя который необходимо рассмотреть:
- его место и роль в системе управления,
- состав Сената,
- порядок формирования,
- организационные основы проведения заседаний Сената (проводились под председательством одного из высших магистров – консула. претора или диктатора, военного трибуна; порядок делопроизводства),
|
|
- полномочия,
- принимаемые решения (в том числе собственные заключения, не требующие утверждения комициями).
3. Система магистратур – студент должен рассказать о делении всех римских магистратов на сенаторские и городские чины, их полномочиях, исследовать принципы организации магистратур (выборность, безвозмездность, подотчетность, коллегиальность и др.).
Отдельное внимание необходимо уделить рангам должностей, (разграничив статус консулов, преторов, цензоров, квесторов), а также охарактеризовать особенности положения народных трибунов (эдилов).
Третий вопрос уместно начать с рассмотрения сущности всеобщей воинской повинности, означавшей, что все граждане (за некоторыми исключениями, например, наличие телесных недостатков, исполнение магистратских и жреческих должностей) от 17 до 46 лет были обязаны присутствовать на смотрах или выступать в поход; иногда, в военное время и для высших офицеров, повинность продлевалась до 50 лет. Затем следует рассмотреть структуру римской армии. В частности, в этот период римская армия состояла из общего ополчения, разделенного (по трибам) на 4легиона по 4200 воинов. Основной тактической единицей был манипул из двух центурий. Позднее (конец II в. до н.э.) полководец Марий вводит деление на когорты в 500 – 1000 человек. В заключении вопроса студент должен рассказать о статусе римских воинов.
Тема 17. Государственный строй Рима в период империи
Примерный план работы:
|
|
1. Кризис республики и становление монархии.
2. Государственная организация в период принципата (до конца III в. н.э.).
3. Новые формы монархии.
4. Управление в период домината (с IV в. н.э.).
Методические рекомендации:
Первый вопрос следует начать с исторического периода конца II в. до н.э., поскольку именно тогда в Римской республике начался общественно-политический кризис и военные конфликты. Необходимо обратить внимание на начало I в. до н.э., когда между Римом и бывшими союзными областями Италии начался многолетний военный конфликт (Союзническая война 91-88 гг. до н.э.), указав его основные последствия. Затем студент должен отметить, что Рим стал двигаться в направлении к военной монархии эллинистического типа, охарактеризовав основные исторические факторы, способствовавшие подобному движению (например, сохранение в институтах магистратур политической возможности установления единоличной власти, выдвижение видных полководцев в политические лидеры, формирование Рима как огромной имперской державы и др.).
Для рассмотрения новой власти в Риме, студент должен выделить следующие этапы:
1. диктатура Суллы (82 - 79 гг. до н.э.);
2. военная диктатура Юлия Цезаря (45 - 44 гг. до н.э.);
3. правление Октавиана Августа (30 г. до н.э. - 14 г. н.э.).
Второй вопрос. Основной особенностью принципата являлся дуализм (своего рода диархия, двоевластие), при котором вся власть была юридически и фактически поделена между императором-принцепсом и республиканскими учреждениями (Сенатом и народными собраниями). Студент должен отметить, что несмотря на номинальное сохранение всех
республиканских институтов, в значительной мере изменились их взаимоотношения и правовой статус. В этой связи, представляется необходимым охарактеризовать следующие моменты:
- положение императора (принцепса, августа), отметив сосредоточение в его руках основных государственных полномочий;
- изменение статуса институтов старой республики (Сената и Народных собраний);
- создание система монархического управления, включающей Совет из сенаторов, чрезвычайные комиссии при императоре и др.
В третьем вопросе следует обозначить основные исторические предпосылки перехода к новым формам монархии (военно-политического характера, в том числе гражданская война в империи в конце II в.). Затем студент должен охарактеризовать особенности правления:
- династия императоров, ставленников армии, - Северов;
- Диоклетиана (284—305 гг.),рассмотрев основные направления и сущность проведенных им военной, административной и территориальной реформ;
- императора Константина (306—337 гг.), при котором завершилось преобразование государственного уклада империи в новую монархию, получившую название доминат (господин).
Четвертый вопрос. Характеризуя систему управления при доминате, следует рассмотреть статус:
1. монарха, получившего новый титул - Государь наш;
2. Сената, которые фактически был отстранен от дел, а звание сенатора осталось только как почетное обозначение привилегированного сословия;
3. центральной администрации (императорский совет и ведомственные канцелярии) и территориальной администрации (префект претория, территориальный викарий), осуществляющей основные государственные функции;
4. церковного управления.