Для данной модели характерна опека над определенными группами населения, которые законодательно поступают под княжеский и церковный патронаж. В эту клиентелу входили не только люди Церкви, но и одинокие люди, не имевшие кровных родственников, а также вдовы и старики. Основной задачей попечения являлось «питание», т.е. поддержание жизни подопечного.
Модель 2. Государственно-законодательное регламентирование
В связи с формированием государственности важнейшим атрибутом общественных отношений становятся принципы «мира и спокойствия» и «благочиния». Согласно этим идеологическим концептам власти стремятся проводить политику, направленную на регламентирование деятельности монастырей, ограничение распространения профессионального нищенства, предпринимают первые попытки борьбы с голодом и эпидемиями.
Под государственный контроль берутся мероприятия по выкупу из неволи пленных, казна собирает определенный налог, делаются первые шаги по поддержке вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на «государьской службе».
Модель 3. Общественное призрение
Модель общественного призрения включает в себя механизмы государственных законодательных регламентации, частных и общественных инициатив. Для данной модели характерно осуществление территориальных подходов к помощи и поддержке нуждающихся, формирование определенных институциональных стандартов обслуживания, которые сводятся к обязательному минимуму институтов помощи.
Модель 4. Общественно-территориальное распределение
Для данной модели характерно сочетание архаических форм поддержки, таких, как общинная и приходская система вспомоществования, наличие приказной системы. В тоже время появляются и новые виды поддержки: земская, городская, оформляются тенденции социального страхования и пенсионного обеспечения.
Модель 5. Социальное обеспечение
Модель социального обеспечения — модель государственного патернализма, где приоритеты в системе социальной политики отдаются трудящемуся населению. Основу этой модели создает социалистическое перераспределение; на первых порах осуществляется классовый подход в распределении, страховании и пенсионном обеспечении.
Модель 6. Переходный период
Модель переходного периода осуществляется в ситуации переструктурирования социальных, политических и экономических связей и отношений.
Особенностью концепции государственной социальной политики в 90-е гг. становится ее направленность на «стабилизацию уровня жизни граждан», тогда как в предшествующие годы она строилась на распределительной и перераспределительной стратегии общественных фондов потребления.
В результате многочисленных ошибок и неудач проводимой политики многие явления в общественной жизни со временем начали приобретать застойный характер, «социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности и согласия в обществе». В этой связи в системе социального обслуживания населения уже осуществляется отход от принципов всеобщего и гарантированного государством уровня социальной защитив защиты[3].