Глава 1. Руководство, власть и партнёрство
Организация сегодня это хорошо отлаженный многофункциональный организм, подчиняющийся определённым законам и правилам поведения. Для наиболее успешного функционирования современной организации требуется лицо – руководитель, который бы соединял в единое целое все направления деятельности компании, направлял и координировал данную деятельность [14].
Руководитель организации – это лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, подчинённых, коллектива.
«Ипостаси руководителя»:
- профессионал – автор решений, стратегий, планов, программ организации;
- организатор – создатель условий деятельности для подчинённых;
- начальник – предписывает подчинённым необходимые и обязательные для выполнения действия.
Особенности положения руководителя в организации:
- сосредоточивает в себе функции реальной власти в организации;
- в организации является воплощением справедливости. выполняя для подчинённых функции арбитра;
|
|
- его поведение постоянно оценивается подчинёнными.
Руководителю приходится осуществлять в течении рабочего дня до двухсот различных видов деятельности, бывать в других городах и странах, общаться с самыми разными людьми – подчинёнными, коллегами, партнёрами, политиками, общественными деятелями, акционерами.
Функции руководителя в современной организации:
1. стратегическая – заключается в постановке целей организации, разработке стратегии, программ и планов организации;
2. экспертно-инновационная – направляет процесс разработки и внедрения новых видов продукции и услуг, создаёт условия для организационных преобразований, консультирует подчинённых;
3. коммуникационная – заключается в налаживании внутренних и внешних связей, проведение совещаний, переговоров, приёме посетителей, ответах на письма и телефонные звонки, распространении информации;
4. социальная – создаёт в организации морально-психологический климат, поддерживает существующие нормы поведения и формирует новые;
5. административная:
- контрольная – оценка результатов деятельности, проведение необходимых корректирующих мер;
- организационная – распределение полномочий, задач, ресурсов, инструктаж;
- направляющая – координация работы исполнителей, подчинённых;
- кадровая – подбор, найм, расстановка, развитие персонала;
- стимулирующая – убеждение, вдохновение подчинённых, поощрение и т.д.
В различных ситуациях и на разных уровнях управления те или иные функции руководителя имеют неодинаковое значение. Так в период создания или перестройки организации нужны руководители-предприниматели, формирующие концепцию развития, смело берущие на себя ответственные решения и риск последствий, и руководители-лидеры, увлекающие людей новыми перспективами, раскрывающие и направляющие на выполнение стоящих задач их способности. В период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители-плановики, разрабатывающие исходя из текущих реалий планы и программы развития с «дозированным» риском, а также руководители-администраторы, осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями организаторскую, координирующую, контролирующую деятельностью помощью приказов, поощрений и наказаний [14].
|
|
Как должностное лицо руководитель обладает определёнными правами и обязанностями:
Рис. 1 Официальные обязанности руководителя
Несмотря на то, что руководителям на предприятиях отводятся схожие роли, каждый из них играет эту роль по своему, исходя из выбранного им стиля управления.