Виды СЭЗ и особенности их функционирования

 

Вид деятельности, преобладающей на территории той или иной эконо­мической зоны, позволяет выделить следующие ее типы:

1. Торгово-складские зоны. Зоны, в которых товары иностран­ного проис­хождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных та­моженных пошлин. Это – беспошлинная тор­гово-складская зона. Для этих зон характерны три основных при­знака:

- во-первых, они создаются для обслуживания мирового рынка;

- во-вторых, на них не распространяются многие налоговые нормы и таможен­ные ограничения, действующие на остальной территории страны (“таможенная экстерриториальность”);

- в-третьих, несмотря на то, что они являются в определенном смысле “свобод­ными”, на них распространяется государственное регулирование внешнеэконо­мических связей. [5, c.135]

Первая зона такого рода в Ев­ропе возникла в конце 50-х гг. в Ирландии, затем они получили распространение главным образом в развиваю­щихся стра­нах, которые стали их использовать в качестве одного из основных инструмен­тов перехода в стратегии развития от импортозамещающего к экс­портному производству. Популярность подобных зон особенно возросла в 80-е гг., когда ряд развиваю­щихся стран с экспортной ориентацией экономики во­шел в разряд новых индустриальных стран.

В составе свободных торгово-складских зон специалисты выде­ляют зоны внешней торговли (США), свободные таможенные зоны (Венгрия, Югославия), свободные беспошлинные зоны (Бол­гария) и свободные порты (Германия). Торгово-складские зоны создаются не только для приема, хранения (как правило, на срок до 1 года), обработки товаров с последующей их куплей и продажей, но и для осуществления операций, улучшающих потребительские свой­ства этих товаров. На их территории предприятия могут заниматься об­ширной выставочной деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые услуги, не взимая торговых пошлин, а также налога на добавленную стоимость в результате улучшения потребительских свойств то­вара. В их число входит также “дьюти-фри”, в которых осуществляется беспо­шлинная роз­ничная продажа товаров в крупных и международных аэро- и мор­ских портах. Поэтому они нередко обеспечивают дополнительные валютные поступления за счет консигнационных складов, сдачи по­мещений в аренду для выставок, переделки и подработки транзит­ных грузов и т.п. [5, c.135]

Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в морских и речных портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров. Они всегда отде­лены от экономического про­странства страны таможенной и даже государственной границей.

Свободные порты как вид торгово-складской зоны кроме на­званных функций выполняет погрузку, разгрузку, перегрузку това­ров, размещая на своей территории склады товарных бирж, а также обеспечивают ремонт и об­служивание судов.

В своем развитии торговые зоны приобретают дополнительно к функ­ции облегчения транзитной торговли функцию производства товаров, ориенти­рованных на внутренний рынок. Это наиболее ярко можно проследить на при­мере зон внешней торговли США, которые от традиционно игравших роль “торговых центров” постепенно пе­реходили к производству товаров, большая часть которых импорти­ровалась на внутренний рынок. [5, c.135]

2. Экспортно-производственные или промышленные зоны. В них соз­даются промышленные предприятия, в том числе и “отвер­точного” типа, кото­рые на базе импортных полуфабрикатов и ком­понентов производят товары для экспорта. Возможна ситуация, ко­гда конечная экспортная продукция произво­дится на базе местного сырья, но с использованием импортного оборудования и технологии или других комбинаций основных факторов и элементов производ­ства. Наибольшее распространение они получили в развивающихся странах Азии (около 20), Африки, Латинской Америки (свыше 60). Имеются также зоны такого типа в Венгрии, Румынии, Югославии, КНР, а также в Велико­бри­тании, США. [5, c.136]

Отличительная черта этих зон состоит в том, что, используя льготный валютно-финансовый и правовой режимы, государство на территории зоны, обеспечивает развитие наиболее приоритетных отраслей промышленности или на территории депрессивных рай­онов стимулирует экспортное промышленное производство, привле­кая для этого иностранную валюту или инвестиции от ме­стных, штатных, федеральных властей. Это создает условия для более эф­фек­тивного использования местного сырья, полуфабрикатов, вне­дрения современ­ных методов управления производством, подго­товки кадров соответствующей квалификации, что, в конечном итоге содействует более быстрому социально-экономическому раз­витию других районов и страны в целом.

Такие зоны, с одной стороны, обеспечивают поступление не только ино­странного капитала, но и технологии, ноу-хау, создают новые рабочие места и одновременно в силу своей экспортной на­правленности ограждают местных производителей от прямой кон­куренции с иностранными фирмами.

В общей совокупности экспортно-производственных зон выде­ляют зоны совместного предпринимательства (Югославия, Венг­рия, Болгария), зоны свободного предпринимательства (США), предпринимательские зоны (Великобритания), специальные эко­номические зоны (КНР). К ним могут быть отнесены также отдель­ные иностранные предприятия, пользующиеся осо­быми льготами и обслуживающие преимущественно внешние рынки. [5, c.136]

3. Экспортно-промышленные зоны, несмотря на специфику, имеют общие черты, касающиеся главным образом коммерческих и финансовых стимулов и условий деятельности для иностранных ин­весторов. Иностранный инвестор практически во всех странах не имеет каких-либо ограничений на свою дея­тельность в такой зоне и, прежде всего на право перевода прибыли и капитала.

В экспортно-промышленных зонах полностью освобождаются от по­шлин и других сборов машины, сырье и компоненты, завезен­ные для организа­ции производства.

Инофирмы имеют “налоговые каникулы” на уплату подоход­ного налога и другие льготы, предоставляемые в отношении всех ос­тальных прямых и кос­венных налогов и сборов. Им предоставля­ются свобода в получении валютного кредита и льготных кредитов; сдаются в аренду земля, помещения, транспорт­ные услуги по льгот­ным тарифам и расценкам; гарантируются возврат вложен­ного капи­тала, компенсации предпринимателям расходов на обучение кадров, уменьшение налогообложения средств, направляемых на создание и реконст­рукцию предприятий; упрощается процедура создания пред­приятий.

В зонах создаются необходимая инфраструктура, жилые дома, торговые, лечебные и прочие заведения, обеспечивающие нужды иностранных предпри­нимателей и жителей зоны.

4. Научно-технологические зоны. В самостоятельную группу могут быть выделены научно-технологические зоны. В современной литературе их назы­вают технологические парки, технополисы, на­учные парки, технологические центры, деловые центры.

Отличительная этих зон заклю­чается в том, что на их террито­рии объе­диняется научная и производственно-технологическая дея­тельность в форме современных наукоемких фирм, сосредоточен­ных округ крупного на­учно-ис­следовательского центра или универ­ситета. Цель создания таких зон – мобили­зовать все доступные ма­териальные и трудовые ресурсы для ускорения пере­дачи новых вы­соких технологий в промышленность, обеспечить новые ра­бочие места, диверсифицировать экономику в регионе и в стране. [5, c.136]

В зависимости от того, что преобладает в экономической струк­туре на­учно-технологической зоны, различают три их типа.

1) Инновационный центр. Это экономическая струк­тура, раз­мещенная в пределах небольшого участка и предназначен­ная преимущественно для маленькой, только что созданной компа­нии.

2) Собственно научный парк. Это достаточно большая террито­рия, на которой размещаются наукоемкие фирмы разных размеров и стадий развития, позволяющая развертывать небольшие производства на основе на­учно-технических разработок местного исследовательского центра (универси­тета).

3) Исследовательский парк. Это структура, в рамках которой научно-технические новшества разрабатываются только для стадии техниче­ского прототипа. В таких парках объединяются про­мышленные компании, на­учно-исследовательские и опытно-конст­рукторские учреждения, с приоритет­ным развитием последних. [5,c.39]

По виду деятельности различают еще туристические, страхо­вые, бан­ковские, оффшорные и другие зоны.

5. Оффшорные зоны (от английского offshore), что дословно оз­начает “вне берега”) или “налоговые гавани”, как их иногда назы­вают, стали органи­зовываться в 70-е гг. Эти зоны привлекают кли­ентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секрет­ности, лояльностью го­сударственного регулирования. Их главное отличие от других сво­бодных экономических зон состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют право осуществлять никакую производ­ственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрис­дикции является льгот­ных характер налогообложения, отсутствие валютных ограничений, свободный вывоз прибылей, отсутствие та­моженных пошлин и сборов для иностранных инвесторов, низкий уровень уставного капитала. Важный фактор привлека­тельности оффшора – стабильность этого режима. Обычно в течение 15-25 лет с момента регистрации оффшорной компании инвестор гарантиро­ван от небла­гоприятных для него изменений.

По мнению экспертов, на сегодняшний день реально сущест­вуют около шестидесяти устойчивых и комплексных оффшорных центров.

6. Комплексные СЭЗ. В реальной жизни, как правило, зон “чис­того типа”, специализирующихся на одной функции, практически нет. Наиболее распро­страненные зоны, в которых сочетаются торго­вые, таможенные, производст­венные, исследовательские функции, то есть комплексные (комбинирован­ные) зоны. Это связано с тем, что они не только предполагают выполнение различных функ­ций, но и допускают различную ориентацию инвесторов. По­этому при их создании важно определить приоритеты функций и последо­ва­тельность создания конкретных секторов в зонах.

В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замк­нутые) и интеграционные.

Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей произво­димой на её территории продукции с целью получения вы­ручки в свободно конвертируемой валюте. Необходимая степень не­зависимости этих зон от ос­тальной страны обеспечивается специ­альным режимом пропуска товаров и лю­дей через их границу, а эко­номическая самостоятельность СЭЗ от внезональ­ного внутреннего механизма – административными и экономическими мето­дами, соз­дающими в них особый экономический климат.

Анклавные зоны обычно создаются на территориях страны, ес­тествен­ным образом отделенных от неё (острова, полуострова, мор­ские побережья и т.п.). Но могут создаваться и внутри города. В лю­бом случае создание анклава не предполагает установления юриди­ческой экстерриториальности зоны.

Степень обособленности СЭЗ от территории страны определя­ется дей­ствующим экономическим, правовым и таможенным регла­ментами. Это свя­зано с существенными отличиями национальных условий хозяйствования и проживания от условий, необходимых для привлечения иностранных инвести­ций и стимулирования нацио­нального экспортного производства. Чаще всего к созданию анклав­ных зон прибегают страны с низким уровнем экономического разви­тия и материального благосостояния населения.

Интеграционные зоны, тесно связанные с национальной и ми­ровой экономикой, имеют более свободный режим их функциониро­вания. Они наибо­лее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включен­ных в международное разделение труда. Интеграционные зоны лучше всего вписываются в рыночную сильно интернационализированную экономику. В интеграционных зонах устанавливается унифицированный в пределах страны эконо­мический и правовой режим. [4,c.40]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: