Цель построения транспортного модуля в управлении деятельностью производственной или торговой фирмы состоит в создании уравновешенной системы доставки, тесно связанной с закупкой, распределением, складированием и контролем запасов, а также реализацией товара.
Управление доставкой товаров на всех этапах исполнения сделки на фирме может осуществляться:
∙ менеджером-логистиком, решающим общую задачу от налаживания контактов с партнерами до заключения контракта на поставку товара, его транспортировку и распределение;
∙ менеджером по транспортным и сопряженным операциям. В этом случае не исключается наличие специального функционального отдела в структуре фирмы.
При разнообразном ассортименте и широком географическом распределении товаров, с которыми работает фирма, возможна дополнительная специализация сотрудников компании по этим признакам.
Основные задачи менеджера торговой фирмы в области транспортной логистики
В качестве основных задач менеджера фирмы в области транспортной логистики могут быть выделены следующие операции:
|
|
∙ определение возможностей самой фирмы по организации и осуществлению всех транспортных и вспомогательных операций;
∙ выбор соответствующего базисного условия поставки и разработки транспортных условий контракта;
∙ реализация условий контракта по транспортным вопросам путем выбора перевозчика/экспедитора и заключение соответствующего соглашения;
∙ выполнение положений сделки, касающихся дополнительных и сопряженных операций (упаковка, маркировка, таможенные операции);
∙ осуществление выбора оптимального способа товародвижения как при складском, так и транзитном варианте;
∙ обеспечение скоординированного взаимодействия транспорта с сопряженными отраслями (экспедирование, хранение, таможенные операции и т.д.);
∙ определение рисков случайной гибели или повреждения товара, которым он подвергается во время доставки, и управление ими путем удержания, сокращения или страхования;
∙ ведение транспортного документооборота (внешнего и внутрифирменного);
∙ расчет оптимальных расходов, связанных с доставкой товара, и эффективности сделки в целом, т.е. логистических издержек во всей цепочке;
∙ учет транспортных операций и анализ результатов транспортного звена в каждой сделке;
∙ слежение за нахождением товара в пути, в том числе с помощью электронных средств связи;
∙ осуществление расчетов за транспортные и сопряженные операции.
Менеджеру необходимо найти компромиссы между всеми функциями, чтобы получить общее действие системы на основе баланса стоимость/эффективность
|
|
Транспортная специфика контрактов купли-продажи
Базисные условия поставки
Организация эффективного товародвижения на основании логистических принципов в значительной степени определяется правильностью выбора базисного условия поставки.
При заключении контракта наиболее широко применяются правила толкования торговых терминов, разработанные международной Торговой палатой. Они известны под названием Incoterms-90\\ содержат 13 базисных условий, которые могут быть использованы при заключении сделки.
Базисное условие поставки - основное условие внешнеторговой сделки, которое определяет обязанности продавца и покупателя при исполнении контракта, в том числе по транспортным вопросам.
Применение Incoterms-90 в коммерческой практике характеризуется следующими особенностями:
∙ с правовой точки зрения этот документ имеет факультативный характер. Поэтому стороны, использующие его условия в своей работе, должны делать ссылку на этот документ в контракте;
∙ стороны имеют право согласовать дополнительные положения или исключить из толкования базиса позиции, которые их не устраивают (в письменном виде);
∙ положения Incoterms-90 по многим вопросам носят общий характер, давая лишь принципиальный подход или решение;
∙ стороны по контракту могут моделировать и применять любые базисы поставки, отличающиеся от Incoterms-90. Однако при этом:
∙ все пункты контракта должны быть четко сформулированы и зафиксированы в письменной форме;
∙ при заполнении грузовой таможенной декларации и определении таможенной стоимости товара, в том числе в Российской Федерации, требуется указание и использование базисных условий поставок именно в соответствии с Incoterms-90.
С точки зрения транспортной специфики от базиса поставки зависят следующие моменты:
∙ в чьих руках находится грузопоток, т.е. кто продавец или покупатель организует транспортировку и до определенного пункта. Такие базисы поставок, как EXW, FCA, CIP, СРТ, DDU, DDP, дают возможность в полной мере использовать принципы логистики при организации товародвижения от поставщика к получателю, так как они создают ситуацию, при которой одна из сторон практически полностью сосредоточивает вопросы управления транспортировкой и контроля за доставкой товара в своих руках. Все остальные условия поставки предусматривают разделение управления грузопотоком между сторонами контракта;
∙ распределение и форма оплаты издержек товародвижения между продавцом и покупателем.
Торговые термины не конкретизируют, какие именно расходы, в том числе транспортные, несет та или иная сторона по контракту. Используется стандартная формулировка:
«все относящиеся к товару расходы»до момента передачи перевозчику или покупателю. Однако на практике могут быть отклонения от этого принципа, и в первую очередь в отношении транспортных расходов, что предусматривается в контракте;
∙ переход риска случайной гибели или повреждениятовара с продавца на покупателя.
Транспортные расходы - различного рода затраты на международную доставку груза, которые не включаются в цену товара по контракту.