Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе МДОУ № 444 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 17 воспитанников подготовительных групп в возрасте 5,5 – 6,5 лет. Среди обследованных было 8 мальчиков и 9 девочек.

Цель эмпирического исследования – изучить соотношения показателей тревожности и самооценки у старших дошкольников.

Для реализации задач исследования использовались методы психодиагностики (наблюдение, беседа, тестирование) и математической статистики.

Исследование включало несколько этапов. На предварительном этапе исследования проводилась беседа с родителями детей и получение от них добровольного информированного согласия на проведение исследований с их детьми, а также индивидуальная беседа с каждым ребенком и формирование у него мотивации к участию в исследовании.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Симптомокомплексы тревожности в тесте «Дом-Дерево-Человек»:

Дом: толстая линия основания дома, земли (2 балла); не соответствующий рисунку жирный контур крыши дома (2 балла).

Человек: эскизный контур (1 балл); маленькая фигура (0-3 балла); подчеркнута линия основания, земли (2 балла); нечеткая голова, мелкие плечи, ненормально маленькое туловище, интенсивно затушеванные волосы (1 балл за каждый признак); голова в профиль, тело анфас (тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении; 1 балл);изображение больного человека (2 балла).

Дерево: очень маленькое (0-3 балла); засохшее дерево (2 балла).

Общие симптомокомплексы: изображение помещено на краю листа рисунка (0-3 балла); подчеркнутая линия основания (0-3 балла); наличие облаков (0-3 балла); выделение отдельных деталей (1 балл); ограничение пространства рисунка (0-3 балла); зачернение, штриховка (0-3 балла); линии с сильным нажимом (0-3 балла); много стираний (0-3 балла); неровный, неодинаковый нажим (0-3 балла); короткие, эскизные штрихи (0-3 балла).

 

Методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейн (модификация В.Г. Щур)

Данная методика основана на оценивании детьми старшего дошкольного возраста своих личностных качеств: хороший, умный, красивый, добрый, смелый, сильный, старательный [41]. Тест проводится индивидуально с каждым ребенком. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками и объясняют задание и предлагают на ней отметить фишками уровень развития у него указанных качеств. Также ему предлагают отметить другими фишками свое место с позиции окружающих его людей: сверстников (одногруппников) и мамы. Методика позволяет определить высоту самооценки детей, ее устойчивость или противоречивость, а также адекватность представлений ребенка о самом себе. Данная методика является модификацией техники шкалирования, представленной в графической форме.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «красивый – некрасивый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «старательный – небрежный».

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой:

1. Неадекватно завышенная самооценка: Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, так мама сказала».

2. Завышенная самооценка: После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

3. Адекватная самооценка: Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

4. Заниженная самооценка: Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: