1. Планирование – одна из важнейших функций управления – процесс определённых действий, которые должны быть выполнены в будущем.
Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля.
В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учёта.
В западных системах учёта различают три вида планирования, отличающихся временным периодом и соответственно степенью детализации проработки планов.
Термин planning чаще всего употребляется в отношении долгосрочных планов.
Программирование (programming) соответствует второму по уровню детализации виду планирования – разработка отдельных программ для достижения долгосрочных целей.
Бюджетное планирование (budgeting) – самое детализированное планирование.
Бюджет – план или смета – финансовый документ, прогноз будущих финансовых операций.
Согласно определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учёту США, бюджет – количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определённого периода, показывающий величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.
|
|
Функции бюджета:
- планирование и контроль операций;
- возможность анализа результатов деятельности организации в целом и её подразделений;
- средство координации работы подразделений (согласованность работы – план закупки материалов зависит от потребностей производства и т.д.);
- основа для оценки выполнения плана центрами ответственности (премия - % от положительного отклонения по центру ответственности, например, экономия материалов).
Бюджет разрабатывается управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки идёт снизу вверх.
Как правило, разрабатывается на год, с разбивкой по месяцам, ежемесячно корректируется (в западной практике – на три года вперёд).
Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется основным или генеральным.
По оценкам специалистов, из-за того, что предприятия не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% своих доходов. Необходимо постоянно сравнивать бюджет с фактическими данными, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать методологию планирования.
Некоторые аспекты, связанные с философией бюджетирования:
- Бюджеты могут быть недостижимые, если недостижимы поставленные цели.
|
|
/Когда подготавливается основной бюджет, может выясниться, что для его выполнения потребуется слишком значительное дополнительное финансирование: компания, например, подготовила к выпуску несколько новых изделий, но затраты по налаживанию их серийного производства и продвижению на рынок окажутся слишком высокими. В этом случае необходимо пересмотреть поставленные цели/.
- Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей невыгодны для предприятия.
- Другой вариант – поставленные цели и подготовленные бюджеты достижимы, но условия финансирования (кредитная ставка) или ожидаемые изменения в налоговом законодательстве делают бюджеты неприемлемыми. В этом случае необходимо скорректировать планы, но не обязательно пересматривать цели, т.к. планы – пути достижения целей.
/Для оценки приемлемости и достижимости бюджетов применяются инструменты финансового анализа и диагностики/.
При составлении бюджетов стараются применять документы, по форме и структуре приближённые к документам бухгалтерской отчётности, для облегчения сравнения плановых и фактических показателей.
Основной бюджет состоит из трёх обязательных финансовых документов, каждый из которых сам по себе является самостоятельным бюджетом:
- Прогноза отчёта прибылей и убытков;
- Прогноза отчёта о движении денежных средств;
- Прогноза балансового отчёта.
С точки зрения последовательности подготовки документов для основного бюджета весь процесс бюджетирования может быть условно разбит на две части:
- Подготовка операционного бюджета;
- Подготовка финансового бюджета.
Несмотря на единую структуру, состав элементов основного бюджета (особенно операционной части) зависит от вида деятельности организации, различают:
1.Основной бюджет торговой организации;
2.Основной бюджет производственного предприятия.
Разработка операционного бюджета торговой организации начинается с определения плана продаж, т.е. формирования бюджета продаж (исследование рынка с учётом сезонных колебаний, стратегии конкурентов и т.д.).
Далее, с учётом имеющихся запасов на начало планируемого периода и бюджета запасов товара на конец периода, разрабатывается бюджет закупок товаров.
От объёмов закупок зависят бюджеты себестоимости товаров, бюджет затрат на маркетинг и бюджет коммерческих затрат.
Конечная цель операционного бюджета – разработка плана прибылей и убытков
/Выручка от продажи товаров – Себестоимость = Валовая прибыль;
Валовая прибыль – Операционные расходы = Доход от основной деятельности;
Доход от основной деятельности – Проценты по кредитам = Операционная прибыль/.
Цель финансового бюджета – разработка прогнозируемого баланса, который является результатом как финансовых, так и нефинансовых операций организации. Он составляется с использованием данных плана прибылей и убытков, прогноза движения денежных средств и состоит из:
- бюджета инвестиционного бюджета (капитальных вложений);
- бюджета движения денежных средств;
- балансового отчёта.
Операционный бюджет производственного предприятия состоит из девяти самостоятельных бюджетов:
- бюджета продаж;
- бюджета производства;
- бюджета производственных запасов;
- бюджета прямых затрат на материалы;
- бюджета производственных накладных расходов;
- бюджета прямых затрат на оплату труда;
- бюджета коммерческих расходов;
- бюджета управленческих расходов;
- бюджета о прибылях и убытках.
Составляющие финансового бюджета аналогичны бюджетам торговой организации.
/Бюджет продаж и бюджет коммерческих расходов подготавливаются службами маркетинга и передаются в ПЭС. Оставшиеся семь готовит ПЭС, но отчёт о прибылях и убытках частично (до выведения операционной прибыли), после чего передают данный документ в финансовый отдел. Финансовый отдел подготавливает и три оставшихся документа основного бюджета - прогноз движения денежных средств, прогноз баланса и инвестиционный бюджет/.
|
|
На блок–схеме (Приложение 19) схематично показан весь процесс формирования основного бюджета.
Необходимо обратить внимание на две вещи:
Во-первых, на рисунке отображены не все фактические связи между бюджетами, а показана только логика составления основного бюджета;
Во-вторых, эта логика полностью соответствует структуре отчёта о прибылях и убытках.
1.1. Бюджет продаж (шаг 1(а), 1(б)).
Прогноз объёма продаж – необходимый предварительный этап работы по подготовке бюджета продаж.
Функции службы маркетинга: стратегический маркетинг (сегментация рынка, определение наиболее перспективных продуктов); операционный маркетинг (товар - цена); сбыт (каналы сбыта).
Факторы, влияющие на прогноз объёма продаж:
1.Объём продаж предшествующих периодов;
2.Производственные мощности (учитывать % загрузки, степень морального и физического износа);
3.Зависимость продаж от общеэкономических показателей (уровень занятости, цен, уровень доходов);
4.Относительная прибыльность продукции;
5.Изучение рынка, рекламная компания;
6.Ценовая политика - качество продукции;
7.Конкуренция;
8.Сезонные колебания;
9.Долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.
После анализа всех факторов, влияющих на объём продаж, и обработки полученных данных, рассматривают несколько прогнозов в системе координат «товар – рынок».
- Базовый прогноз наиболее надёжный, на него не влияют погрешности, связанные с освоением новых рынков и выпуском новых продуктов.
- Прогноз А менее вероятен, чем базовый, из-за сложности получения достоверной оценки поведения потребителей на новых рынках.
- Прогноз В ещё менее вероятен, из-за субъективности оценки потребности в новых товарах;
- Прогноз С – высокая степень неопределённости.
Бюджет продаж составляется в натуральных и стоимостных показателях.
|
|
Включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем включается в доходную часть бюджета.
Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д., с учётом безнадёжных долгов.
! Даже незначительное отклонение запланированного объёма продаж от фактического может привести к серьёзным отклонениям основного бюджета от факта.
Рассматриваемый пример (Приложение 20) иллюстративный, но данные, использованные в нём – реальные.
Предприятие изготавливает три основных вида продукции: электроинструмент, пневмоинструмент и рукава высокого давления (90% объёма продаж).
/Для упрощения процесса составления бюджета рекомендуется использовать принцип АВС, т.е. подробно составлять бюджет только для тех продуктов, которые составляют 20% в составе ассортимента, но дают 80% объёма продаж. Остальная продукция планируется в условных натуральных показателях и в условной цене за единицу изделия/.
График погашения дебиторской задолженности - «лесенка», всегда видно, сколько денежных средств получим в каждом месяце (нижняя строка); сколько всего денежных средств от продаж за конкретный месяц (правый столбец).
Состояние Дт - задолженности на конец месяца = Дт – задолженность на начало месяца + объём продаж текущего месяца – объём денежных поступлений за текущий месяц.
1.2. Бюджет коммерческих расходов (шаг 2).
На блок – схеме формирования основного бюджета, бюджет коммерческих расходов находится ближе к отчёту о прибылях и убытках, чем к бюджету продаж. Однако, исходя их логики, бюджет коммерческих расходов рекомендуется составлять сразу после создания бюджета продаж, т.к. он непосредственно связан с последним:
- расчёт коммерческих расходов (реклама, КВ, транспортные расходы, страхование, упаковка, хранение) должен соотноситься с объёмом продаж;
- большинство затрат на сбыт продукции планируется в % отношении к объёму продаж;
- коммерческие расходы группируются по основным критериям: типы продукции, типы покупателей, география сбыта.
Решение об уровне коммерческих расходов должно полностью зависеть от стратегии развития компании.
Если изделие новое и с большими перспективами и (или) планируется выход на новый рынок, то естественно вкладывать большие суммы в продвижение товара (до 3-х и более % от объёма продаж).
Если изделие находится ан стадии сокращения его производства, то коммерческие расходы могут быть сведены к нулю.
! Темпы роста коммерческих расходов не должны опережать темпы роста продаж.
1.3.Бюджет производства (шаг 3).
Бюджет производства – план выпуска продукции в натуральных показателях.
Составляется исходя из бюджета продаж, учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, величину внешних закупок.
Объём выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода «+» объём продаж за данный период «-» запас готовой продукции на начало периода.
Самый сложный момент при составлении бюджета – определение желаемого запаса готовой продукции на конец планируемого периода.
Для данного предприятия – 10% от уровня продаж следующего месяца (или 3-дневный запас, исходя из 30-дневного месяца).
1.4. Бюджет производственных запасов (шаг 4).
Необходим для подготовки двух заключительных финансовых документов основного бюджета: прогноза отчёта о прибылях и убытках (в части данных о производственной себестоимости продукции) и прогноза балансового отчёта (в части данных о состоянии нормируемых оборотных средств – сырья, материалов, запасов готовой продукции – на конец планируемого периода).
Формируется в стоимостных показателях.
Объём запасов сырья и материалов на конец периода планируется исходя из потребностей производства следующего периода. В рассматриваемом примере – 40%, т.е. запас сырья и материалов на 12 дней исходя из 30-дневного месяца. Данная необходимость вызвана затруднительными отношениями с поставщиками, предприятие стремится обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств.
1.5. Бюджет прямых затрат на материалы (шаг 5а)
Нормативы расхода материалов обычно завышены, т.к. на большинстве предприятий рабочим доплачивают за экономию сырья, а также часть используется в личных целях.
Прямые затраты – сырьё, материалы з/плата с начислениями основных производственных рабочих.
Бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе бюджета производства и бюджета продаж.
Показывает, сколько сырья и материалов требуется для производства и сколько сырья и материалов должно быть закуплено.
Объём закупок = объём использования + запасы на конец периода – запасы на начало периода
Бюджет прямых затрат составляется с учётом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы (5б).
График оплаты приобретённых материалы (шаг 5б)
Принцип построения такой же, как и графика погашения дебиторской задолженности.
В нижней строке – данные о количестве денежных средств, которые будут выплачены в конкретный месяц.
В правом столбце – данные о сумме выплат за покупки материалов, произведённых в конкретном месяце.
Предприятие не предполагает наличие просроченной Кт – задолженности на конец года, принцип осуществления платежей: 50% материалов – оплачиваются в месяц приобретения; остальные 50% - в месяц, следующий за месяцем приобретения.
Кт – задолженность на начало периода + сумма закупок за период – сумма оплаты за период = Кт – задолженность на конец периода
1.6. Бюджет прямых расходов на оплату труда (шаг 6а)
Заработная плата основного производственного персонала делится на переменную и постоянную составляющие.
Постоянная часть – гарантированный минимум, выплачивается независимо от режима работы (в т.ч. при простое).
Переменная часть – зависит от объёмов выработки рабочего.
Бюджет прямых расходов на оплату труда подготавливается исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала.
Если к моменту составления бюджета накопилась значительная Кт – задолженность по выплате з/платы, то необходимо предусмотреть график её погашения (шаг 6б).
Принцип построения графика – «лесенка».
Согласно примеру – вся задолженность гасится в первом месяце (всплеск денежных средств), затем плавное увеличение в связи с увеличением объёмов производства.
1.7. Бюджет общепроизводственных накладных расходов (шаг 7)
Отражает объём всех затрат, связанных с производством продукции, за исключением прямых.
Затраты включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная планируется, исходя из потребностей производства, переменная – как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих.
В примере - перечень статей постоянных накладных расходов данного предприятия.
1.8. Бюджет управленческих расходов (шаг 8)
Последний предварительный бюджет. В него входят все затраты, которые непосредственно не связаны с производством и сбытом продукции. Название статей бюджета может быть совершенно различно, в зависимости от конкретного предприятия.
Управленческие расходы – все расходы не связанные с производством или коммерческой деятельностью: на содержание отдела кадров, юридического отдела, отдела АСУ, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи и т.д.
Большинство управленческих расходов носит постоянный характер; переменная часть затрат планируется как % (например, от объёма продаж).
В рассматриваемом примере все затраты – постоянные. Удельный вес прочих расходов рекомендуется поддерживать на уровне не более 10-12 %.
1.9. Прогноз отчёта о прибылях и убытках (шаг 9)
Первый из документов основного бюджета, показывающий какой доход заработала компания за отчётный период и какие затраты были понесены.
Является аналогом Формы № 2 российской бухгалтерской отчётности (в данном примере - прежней формы отчётности).
1.10. Балансовый отчёт
Показывает средства финансирования предприятия и направления их размещения.
Характеризует финансовое состояние предприятия на конкретную дату.
Используется величина нормируемых оборотных активов, величина Дт – задолженности.
Инвестиционные проекты служат основой для прогноза стоимости основных средств.
Пассивная часть баланса формируется, исходя из предполагаемой оборачиваемости Кт – задолженности и прочих текущих пассивов.
! Расхождение в прогнозах активной и пассивной частей баланса даёт представление о нехватке (избытке) финансирования; решение о способе финансирования принимается на основе дополнительного анализа.
- Вероятность совпадения активной и пассивной частей баланса в первом приближении почти нулевая. Если совпадает, баланс «нарисовали».
- Если пассивная часть превышает активную (редко встречается),предприятие получит дополнительные источники финансирования, которые формально не будут использованы. Рекомендуется запланировать выплату кредитов (если имеются) или более быстрое погашение Кт – задолженности (уменьшить активы до величины пассивов). Либо стоит запланировать дополнительное кредитование покупателей, увеличение запасов и т.д., т.е. увеличить активы до величины пассивов. Решение будет зависеть от стратегии фирмы: если выжить, то по первому пути.
- Чаще встречается – недостаток финансирования, активная часть превышает пассивную.
Если недостаток существенный, но связан с большими инвестициями (реконструкция предприятия, техническое перевооружение и т.д.), то анализировать надо качество инвестиционных проектов и их финансирование.
Плохо, когда недостаток финансирования обусловлен операционной деятельностью – необходимо пересмотреть весь бюджет от начала до конца, возможно, даже цели и планы.
- Прогноз активов баланса (шаг 10);
- Прогноз пассивов баланса (шаг 11).
/При подготовке прогнозного баланса рассматриваемого предприятия, был выявлен и устранён путём уменьшения Дт – задолженности недостаток финансирования в конце года (около 0.1 % от суммы актива).
1.11. Бюджет потока денежных средств
Основой составления служит объём продаж.
Поступления от основной деятельности рассчитываются с учётом изменений в Дт – задолженности, расходы – с учётом изменений в Кт – задолженности.
Отдельно рассчитываются доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности.
При прогнозе движения денежных средств прямым методом, из суммы всех затрат исключается амортизация.
- Прогноз отчёта о движении денежных средств (основная деятельность) (шаг 11а);
- Прогноз отчёта о движении денежных средств (инвестиционная деятельность) (шаг 11б);
- Прогноз отчёта о движении денежных средств (финансовая деятельность) (шаг 11в).