Значение малого бизнеса в экономике государства и необходимость его поддержки

Введение.

Малый бизнес (малое предпринимательство) – один из важнейших показателей, влияющих на  темпы экономического роста, занятость населения, а также структуру и качество валового национального продукта. На сегодняшний день развитие малого бизнеса отвечает за формирование здоровой системы экономического развития страны. Малое предпринимательство способствует образованию сложной системы взаимодействия конкурентов, среднего и малого бизнеса и роли государства как регулятора. Безусловно, крупный бизнес это основной и главный фактор экономического благополучия страны, но на сегодняшний день он не может охватить весь спектр сложных экономически-политических задач, тем самым малое и среднее предпринимательство вместе с крупным бизнесом формируют одну отлаженную систему экономики в целом.

Малое предпринимательство для России это инновация, вызванная переменой строя, приблизительно с 1987 года, когда государство разрешило частное предпринимательство. Именно тогда Россия вступила на путь рыночных отношений.

Целью данной курсовой работы является раскрытие основной теоретической информации, касающейся малого предпринимательства с его характеристиками, роли малого бизнеса в развитии экономике, его роста в Российской федерации, факторов, влияющих на малый бизнес (система взаимодействий), раскрытие наиболее актупльных проблем и возможные переспективы их решения.

 

 

 

 

Значение малого бизнеса в экономике государства и необходимость его поддержки

В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки. Роль малых предприятий в инновационном предпринимательстве очень велика.

Вследствие большого значения малых предприятий для социального и экономического положения в стране, в большинстве стран разрабатываются законы, направленные на помощь в развитии малых предприятий.

Так в мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Цель государственной поддержки бизнеса - создание равных условий для всех объектов хозяйствования, занятых в сфере бизнеса, а также выравнивание предпринимательских структур по сравнению с другими сферами общественного производства.

Как показывает мировая и отечественная практика, именно государство может сыграть решающую роль в запуске механизмов управления развитием малого бизнеса, и в первую очередь, в сфере финансового обеспечения деятельности субъектов малого бизнеса. В соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % определенных законом предельных уровней. Распишем наглядно плюсы и минусы малого предпринимательства. К преимуществам малых предприятий можно отнести:- дух инициативы и динамизма, свободу действий;- гибкость, способность к оперативной перестройке производства;- специализацию;- приближение производства к потребителю;- более высокую оборачиваемость капитала;- возможность экономии на издержках производства (за счет экономии на  административно-управленческих расходах, более полного использования ресурсов, низкого уровня запасов, использования недорогих средств      производства, поддержания более низкого, чем на крупных предприятиях,    уровня заработной платы и др.);- преимущества в управлении (простота коммуникации, возможность быстрой корректировки действий и др.). Именно их реализация обусловила возрастание роли малого предпринимательства на Западе, когда начал действовать ряд факторов технологического, социального и экономического порядка. Среди технологических факторов, служащих для обеспечения потребительских нужд, важнейшие:стремительный прогресс техники в сочетании с широкими возможностями ее применения в самых различных областях;быстрое моральное устаревание технологий;резкое усиление технологической конкуренции и др. К социальным факторам, вызвавшим в последние 20 лет бурное развитие малого предпринимательства на Западе, следует отнести:изменение стиля жизни и ценностных установок некоторых социальных групп (например, молодежи);неудовлетворенность определенной части работающих социально-психологическим «климатом» крупных иерархических структур;формирование в общественном сознании привлекательного образа предпринимателя и др. Экономические факторы, способствовавшие «взрыву» малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой: 1.Усиление дифференциации платежеспособного спроса, а также рост возможностей его удовлетворения;2.Радикальные организационно-технологические изменения, повлекшие за собой изменение соотношения крупного и мелкого производств усиление конкуренции между предприятиями и, как следствие, рост потребности в диверсифицированном производстве, в обновлении форм организации производства, сбыта и финансирования, в быстрой реакции и приспособлении к изменению конъюнктуры рынка и спроса;3.Появление глобальной конкуренции и значительные изменения в международном разделении труда, что усложняет и обостряет ситуацию на локальных рынках, побуждая предприятия искать новые возможности использования ресурсов;4.Возникновение и бурное развитие рынка венчурного капитала;государственная экономическая политика, нацеленная на поддержание конкурентных начал экономики и др. Однако всегда следует помнить и о слабых сторонах малого предпринимательства:- небольшой «запас прочности»;- проблемы финансирования;- повышенный риск;- высокая интенсивность труда и относительно низкая доходность.  Но особенности малого предпринимательства обусловливают и определенные проблемы, которые необходимо решать комплексно, т.е. связывая их воедино

 

2. Опыт Западной Европы в поддержке малых предприятий. В Западной Европе обновление совокупности малых предприятий за счет закрытия действующих и открытия новых осуществляется практически безболезненно, поскольку этот процесс затрагивает лишь незначительную часть малого бизнеса. При этом закрываются те предприятия, которые немогут выдержать конкуренцию даже при благоприятных условиях. Вопросы развития малого бизнеса в Западной Европе давно вышли за рамки отдельных стран, национальных интересов. В этой связи Европейская комиссии стала разрабатывать программы развития мелких и средних предприятий в межгосударственном масштабе. Особый интерес представляет комплексная программа на 1997-2000гг., которая носила конкретный характер, предусматривала комплексную поддержку малого и среднего предпринимательства и была обеспечена соответствующим финансированием. Программа преследовала две цели:     1. Создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса на всей территории Европейского союза; 2. Повысить конкурентоспособность европейских малых и средних предприятий. Эти цели вполне могут быть адаптированы к российским условиям, как в территориальном, так и в интернациональном аспектах, в первую очередь в рамках СНГ, что позволит компенсировать снижение объемов внешней торговли с бывшими республиками Советского Союза. Особый интерес для России представляют формы и методы достижения этих целей. Так, для стимулирования развития малого и среднего бизнеса программой, в частности, предусматривалось: 1. Обеспечить оценку законодательных инициатив в отношении малого и среднего бизнеса на основе их перспективного влияния на эффективность работы предприятий; 2. Способствовать международным связям между малыми и средними предприятиями через совершенствование практики разрешения спорных ситуаций между ними;     3. Улучшить финансовую основу малых и средних предприятий путем расширения доступа к кредитам и доходным финансовым инструментам, сокращения неплатежей и др. С целью создания конкурентной среды среди малых и средних предприятий и поощрения интернационализации их деятельности на европейском и мировом уровнях в программе намечалось: * поддерживать выход предприятий на международный рынок на основе  доступа к коммерческой информации; * разрабатывать и реализовывать плотные проекты, позволяющие  предприятиям лучше адаптироваться к структурным изменениям и  интегрироваться во внутренний и внешний рынки; * содействовать деловому сотрудничеству предприятий через поисковые  информационные сети или путем развития партнерских отношений; * развивать предпринимательскую деятельность среди отдельных                  категорий населения (женщины, молодежь, представители национальных меньшинств и др.). В России принято несколько федеральных законов, есть указы президента и постановления правительства, направленные на поддержку мелкого бизнеса. В России также существуют различные организационные фонды поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, действует всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды поддержки и развития малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. Нужно отметить, что у нас государственная поддержка малых форм предпринимательства с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: