Анализ выпуска и реализации продукции

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Анализ выпуска и реализации продукции…………………………………… 5
2. Анализ расходов на выпуск и реализацию продукции ……………………. 12
3. Анализ использования трудовых ресурсов ………………………………… 15
4. Анализ использования основных производственных фондов ……………… 19
5. Анализ материальных ресурсов ……………………………………………... 22
6. Анализ влияния эффективности использования производственных ресурсов на выпуск товарной продукции …...…………………………………   24
7. Анализ финансовых результатов…………………………………………….. 28
8. Анализ финансового состояния организации………………………………. 30
Заключение.………………………………………………………………………. 37
Список литературы ……………………………………………….…………….. 39


Введение.

Деятельность любого предприятия ориентирована на получение определенных результатов. Однако одни предприятия уверенно достигают поставленных целей своей деятельности, а другие – работают менее успешно. Многие связывают успех деятельности предприятия с правильным выбором вида деятельности, наличием достаточных ресурсов и умением ориентироваться в рыночной экономике. Удачное функционирование предприятия зависит от правильной начальной ориентации и благоприятных исходных условий его деятельности – обеспеченности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Однако значительную роль играет и то, как управляется предприятие в условия инфляции и конкуренции. Управление в широком смысле как сложный процесс социально-экономический процесс означает воздействие на процесс, объект, систему для сохранения их устойчивости или перевода из одного состояния в другое в соответствии с заданными целями. Управление в узком смысле представляет собой конкретные способы (методы) воздействия на объект управления для достижения конкретной цели. Управление осуществляется на основе различных форм и методов воздействия на объект воздействия.

Анализ деятельности хозяйствующего субъекта является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования руководящих решений. В условиях становления рыночных отношений он имеет целью обеспечить устойчивое развитие доходного, конкурентоспособного производства и включает различные направления – правовое, экономическое, производственное, финансовое и др.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы дать сводную систему показателей, характеризующих внутреннее состояние предприятия, необходимых для принятия деловых производственно-хозяйственных и управленческих решений по улучшению или стабилизации.

Объектами анализа и диагностики финансово-экономической деятельности предприятия является технический уровень производства, обеспеченность производства материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективность их использования. Они основаны на системном подходе, комплексном учете разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и являются важной функцией управления.

В данной курсовой работе используются следующие методы анализа: горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный анализ, детерминированный факторный анализ методом цепных подстановок, метод финансовых коэффициентов.

Данный анализ состоит из нескольких этапов: анализ выпуска и реализации продукции, анализ расходов, анализ использования трудовых ресурсов, анализ использования основных производственных фондов, анализ материальных ресурсов, исследование показателей финансовой устойчивости предприятия, проводится анализ ликвидности баланса предприятия. 



Анализ выпуска и реализации продукции.

В условиях рынка возможный объем продаж является основой для разработки производственной программы. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска и реализации продукции.

Проведем анализ динамики выпуска и реализации продукции.

Таблица 1.1.

Показатели динамики выпуска и реализации продукции.

Показатели

Года

 
2004 2005 2006 2007

2008

Объем товарной продукции, тыс. руб. 21 246 42 346 43 646 48 746

50 246

Объем реализованной продукции, тыс. руб. 19 896 40 669 43 069 49 269

51 069

Индекс цен - 1,109 1,09 1,119

1,133

Объем товарной продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб. 21 246 38 183,950 36 106,584 36 037,185

32 785,624

Объем реализованной продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб. 19 896 36 671,776 35 629,255 36 423,831

33 322,633

Темп роста товарной продукции в текущих ценах, % - 199,31% 103,07% 111,68%

103,08%

Темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах, % - 179,72% 94,56% 99,81%

90,98%

Темп роста реализованной продукции в текущих ценах, % - 204,41% 105,90% 114,40%

103,65%

Темп роста реализованной продукции в сопоставимых ценах, % - 184,32% 97,16% 102,23%

91,49%

             

 

Рисунок 1 – Динамика выпуска товарной продукции и объема

реализованной продукции в текущих ценах.

 

Рисунок 2 – Динамика выпуска товарной продукции и объема

реализованной продукции в сопоставимых ценах.

 

Определим средние темпы роста выпуска товарной продукции и объема реализованной продукции в текущих и сопоставимы ценах. Формула среднего темпа роста имеет следующий вид:

(1)

где Кр1, Кр2,..., Крn-1- коэффициенты роста по сравнению с предыдущим периодом; n - число уровней ряда.

Средний темп роста товарной продукции в текущих ценах:

Средний темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах:

Средний темп роста реализованной продукции в текущих ценах:

Средний темп роста реализованной продукции в сопоставимых ценах:

Из таблицы 1.1. видно, что за последние пять лет объем товарной продукции вырос на 29 000 тыс. руб., а объем реализованной продукции - на 31 173 тыс. руб.

Динамика изменения темпов роста выпуска товарной продукции и объема реализованной продукции в текущих ценах имеет положительное значение на протяжении 5 лет. В среднем объем рос на 24,01% и на 26,57% соответственно.

Однако реальная динамика изменения темпов роста выпуска товарной продукции с 2006 года приобрела отрицательное значение. В 2005 году по сравнению с 2004 годом объем товарной продукции вырос на 79,72%, в 2006 году по сравнению с 2005 сократился на 5,44%, в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 0,19%, в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 9,02%. В среднем объем рос на 11,46%.

Объем реализованной продукции в сопоставимых ценах за 2004г. в 2005 году по сравнению с 2004 вырос на 84,32%, в 2006 году по сравнению с 2005 годом сократился на 2,84%, в 2007 году по сравнению с 2006 годом вырос на 2,23% и 2008 по сравнению с 2007 годом сократился на 8,51%. В среднем объем рос на 13,76%.

Также следует отметить неравное изменение темпов роста объема товарной продукции и объема реализованной продукции между собой, в среднем объем реализованной продукции на 2% растет быстрее объема товарной продукции. Так в 2005 году темп роста реализованной продукции (в сопоставимых ценах) превышал темп роста товарной продукции на 4,59%, в 2006 году - на 2,60%, в 2007 году - на 2,42%, в 2008 году - на 0,51%. С каждым годом наблюдается снижение разницы между темпами, это связанно с ростом и постепенным превышением объема реализации объема выпуска, т.е. реализуются запасы товаров.

Проанализируем выполнение плана и динамику объема реализации по видам продукции в таблице 1.2.

Таблица 1.2.

Показатели объема реализованной продукции, тыс. руб.

Изделие

Объем реализации за базисный год

Объем реализованной продукции за отчетный год

Отклонение

Темп изменения, %

план факт от плана от базисного года от плана от базисного года
А 4 645 4 668 4 695 27 50 100,58% 101,08%
Б 9 468 9 473 9 470 -3 2 99,97% 100,02%
В 6 944 6 956 6 958 2 14 100,03% 100,20%
Прочие 28 212 38 172 29 946 -8 226 1 734 78,45% 106,15%
Итого: 49 269 59 269 51 069 -8 200 1 800 86,16% 103,65%

 

В целом в отчетном году план по реализации продукции недовыполнен на 13,84%. Однако невыполнение плана наблюдается не по всем изделиям. Так по изделию А план перевыполнен на 0,58%, т.е. объем реализации был превышен на 27 тыс. руб., и по изделию В план перевыполнен на 0,03% т.е. план реализации превышен на 2 тыс. руб. Но на общее выполнение плана наибольшее влияние оказал фактор недовыполнения плана по прочим изделиям на 21,55% (т.е. невыполнение плана объема реализации на 8226 тыс.руб.), это связано с тем, что в структуре объема реализации прочие изделия составляют долю больше 58%. Недовыполнения плана наблюдается и по изделию Б на 0,03% или на 3 тыс.руб.

Также в отчетном году по сравнению с базисным наблюдается рост объема реализации на 3,65%. Наибольший темп прироста наблюдался по реализации прочих изделий - объем вырос на 6,15%, и в абсолютном выражении рост реализации прочих изделий вызвал 96% рост общего объема реализации (на 1734 тыс. руб.). Наблюдается положительная динамика и по реализации других изделий: по изделию А - на 1,8%, изделию Б - на 0,02%, изделию В - на 0,2%.

По данным таблицы 1.3. проанализируем выполнение плана по структуре реализованной продукции.

Таблица 1.3.

Показатели объема и структуры реализованной продукции.

Изделие

Оптовая цена, руб.

Объем реализованной продукции за отчетный год, штук

Структура продукции, %

Объем реализации продукции в ценах плана, тыс. руб.

Изменение объема реализации за счет структуры

План План факт план факт план факт при план. структуре факт
А 41,68 112 132 9,26% 10,17% 4 668 5 007,491 5 501,571 494,081
Б 78,94 120 96 9,92% 7,40% 9 473 10 161,945 7 578,400 -2 583,545
В 47,00 148 150 12,23% 11,56% 6 956 7 461,891 7 050,000 -411,891
Прочие 45,99 830 920 68,60% 70,88% 38 172 40 948,145 42 311,133 1 362,987
Итого - 1 210 1 298 100,00% 100,00% 59 269 63 579,473 62 441,104 -1 138,369

Общее изменение объема реализации продукции составит: 62 441,104 - 59 269 = 3172, 104 тыс. руб.

Объем реализованной продукции при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене составит:

(2)

Влияние сдвигов в структуре изделий на объем реализованной продукции составит: 62 441,104 - 63 579,473 = -1 138,369тыс. руб.

Таким образом, изменение объема товарной продукции за счет сдвигов в структуре ассортимента продукции составило -1138,369 тыс. руб. Т.е. в результате изменения структуры реализованной продукции план не довыполнен на 1138,369 тыс. руб.

По данным таблицы 1.3. дадим оценку выполнения плана реализованной продукции по ассортименту.

Таблица 1.4.

Показатели выполнения плана по ассортименту.

Изделие

Объем реализованной продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб.

Удельный вес выпуска,

%

Выполнение плана, %

Отклонение удельного веса

Засчитывается в выполнение плана

план факт план факт
А 4 668 5 501,571 7,88% 8,81% 117,86% 0,93% 4 668,000
Б 9 473 7 578,400 15,98% 12,14% 80,00% -3,84% 7 578,400
В 6 956 7 050,000 11,74% 11,29% 101,35% -0,45% 6 956,000
Прочие 38 172 42 311,133 64,40% 67,76% 110,84% 3,36% 38 172,000
Итого: 59 269 62 441,104 100,00% 100,00% 105,35% - 57 374,400

 

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

1. Способом наименьшего процента по данным табл. 1.4. составляет 80%

2. Способом среднего процента составляет 96% (57 374,4 / 59 269)

3. По удельному весу изделий, по которым выполнен план 87,86% (8,81%+11,29%+67,76%)

В отчетном году план по ассортименту реализуемой продукции в среднем перевыполнен на 5,35%. По изделию А план перевыполнен на 117,86%, по изделию Б недовыполнен на 20%, по изделию В перевыполнен на 1,35%, по прочим изделиям - на 10,84%. Т.о. при оценки плана реализации способом наименьшего процента он недовыполнен на 20%, при оценки способом среднего процента – недовыполнен на 3,2%, а при оценки по удельному весу изделий план реализации продукции вообще недовыполнен на 12,14%.

Проанализируем ритмичность выполнения плана реализованной продукции.

Таблица 1.5.

Показатели выполнения плана по ассортименту.

Кварталы

Объем реализованной продукции, тыс.руб.

Удельный вес реализованной продукции, %

Процент выполнения плана

Засчитывается в выполнение плана

план факт план факт
1 14 817,250 15 298,070 25,00% 24,50% 103,25% 14 817,250
2 14 224,560 14 611,218 24,00% 23,40% 102,72% 14 224,560
3 13 631,870 14 860,983 23,00% 23,80% 109,02% 13 631,870
4 16 595,320 17 670,832 28,00% 28,30% 106,48% 16 595,320
Итого: 59 269 62 441,104 100,00% 100,00% 105,35% 59 269,000

 

(3)

Значение коэффициента равно единице, это означает, что реализация продукции ритмична, т.е. в соответствии с графиком и объемом, предусмотренными планом.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: