Реализация диагностических мероприятий

Ход исследования

Социометрическая процедура

Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называе­мая социометриче­ская процедура, или социометрия.

Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, ко­торыми располагают испытуемые. Выборы могут быть сво­бодными ("Назови тех участников коллектива, которых ты пригласил бы к себе на день рождения") и фиксирован­ными ("Назови тех пять участников коллектива, которых ты бы пригласил к себе на день рождения").

В обоих случаях опрашиваемого обычно просят установить после­дователь­ность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок вы­боров имеет при ана­лизе характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10-15 че­ловек более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволить делать 3-5 выборов.

 Социометрическая процедура требует от экспериментатора четкого определе­ния критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач исследования. Ре­зультатом этого является карточка опроса. Её содержа­ние составляет обращение к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень во­просов, гарантию сохранения тайны ответов, благодарность, шифр.

Ход социометрических исследований зависит также в значительной мере от личности экспериментатора, от его умения войти в контакт с чле­нами группы, объяс­нить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометриче­ской разминкой.

 

Социоматрица

Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является осно­вой для социометриче­ского анализа. Для удобства обработки данных ка­ждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех эта­пов эксперимента фигурирует под ним. При ис­следовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавит­ного списка.

    

 

Исходя из данных матрицы, можно определить величину социомет­рического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:

  

Ri+ - положительные выборы, полученные i-членом,

Ri- - отрицательные.

    Индекс групповой "сплоченности", согласно социометрическим данным, опре­деляется как отношение числа взаимных выборов к теорети­чески возможному для данной группы их количеству.

    Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по дан­ному крите­рию могут быть изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая более наглядно, чем матрица выбора показывает суть структуры общения данной группы. Для передачи содержания взаимодей­ствий выбирающих друг друга членов принята сле­дующая символика:

 

    А           В  (А выбирает В)

     
 


    А           В  (А отвергает В)

 

    А           В  (А выбирает В в первую очередь и С - во

              C               вторую)

 

    А           В  (взаимный выбор)

 

              А     (изолированный член)

     


    А           В  (А выбирает В, но В не выбирает А)

 

    А           В  (триада, "ядро")

              С                                  

                                                                                                                                                 (Цепь при сотрудничестве и при 

      А  B   C  D   E   определенных  формах передачи

                                                           информации; при изоляции или

                                                            выпадении С цепь прерывается)

                           


                                             

     А   В              Е                          (расщепленная цепь)

                           D  

 

                      

 

В        С        (структура типа "звезда": при изоляции А

   А                группа перестает функционировать,

D        Е         распадается)

 

     
 


А - юноша,     А - девушка.

 





Социограмма

   Социограмма наглядно показывает картину эмоциональных тяготе­ний внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потре­бовалось бы длительное время.

    Имеется около 30 индексов, которые, как следует из социометриче­ской литера­туры, могут характеризовать уровень межличностного обще­ния в группе и некоторые групповые характеристики (сплоченность, ин­тегративность, конфликтность и т.д.).

    Упомянутые индексы выводятся исключительно на основе анализа коммуника­тивных связей в группе, и это не может не вызвать к ним на­стороженного отношения, так как количество выборов, полученное тем или иным индивидом, еще ничего не го­ворит о природе этих выборов – в стороне остается мотивационная сторона выбора. Конечно, каждую группу и как коммуникативную сеть, возникающую в процессе взаимо­действия и общения её членов.

    Однако социометрический анализ может дать лишь самое общее описание этой коммуникативной сети. И его нельзя использовать для оп­ределения мотивов тех или иных выборов одних членов группы другими. Лежащая в основе социометрических исследований модель группы как эмоционально-психологического феномена не дает возможности осуще­ствлять анализ межличностных отношений людей на основе оп­ределен­ных общественно определенных норм, ценностных ориентаций и оценок, сводя все к регистрации взаимодействий и взаимных эмоциональных оце­нок и влече­ний. При таком сугубо специфическом подходе целенаправ­ленная деятельность группы и её членов просто не принимается во вни­мание, не являясь объектом иссле­дования и изучения.

    Внешняя картина внутригруппового взаимодействия может рас­сматриваться как следствие невидимых глубинных отношений между членами группы, но социо­метрия не приближает нас к выяснению причин предпочтения и изоляции.

    В связи с этим возникает важная социально – психологическая задача, которая должна быть включена в социометрическое изучение - выявление мотивационного ядра выбора в межличностных отношениях, т. е. выявление мотивов, по которым личность готова осуществлять эмоциональный (а также и любой другой) контакт с одними членами группы и отвергать других.

   Благодаря введению методической процедуры выделения мотивационного ядра возникает возможность перейти от исследования поверхностного слоя общения к ис­следованию более глубинных его пластов. Под мотивационным ядром здесь понима­ется система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной пред­почитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании. Выявле­ние мотивационного ядра предпочтительности оказывается полезным всякий раз, ко­гда возникает вопрос, почему социометрическая картина в данной группе именно та­кова; почему такой –то член группы предпочитает такого – то; почему некоторая часть группы числится в категории "звезд", а другая – в категории "отверженных". Содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных от­ношений может служить показателем того уровня, которого достигла данная группа как коллектив. На первых, начальных этапах развития вновь созданных групп при выборе партнера члены группы исходят из эмоционально – личностных симпатий, но затем по мере становления коллектива содержание мотивационного ядра изменяется – выборы обусловлены ориентацией не на внешние достоинства личности, а на её мо­ральные и деловые качества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: