Релевантная информация

 

Ряд решений в процессе деятельности организации имеют рутинный характер и принимаются регулярно. В то же время нередко возникает необходимость оценить последствия принятия нестандартных для компании и, как правило, краткосрочных управленческих решений –например, о самостоятельном производстве или закупке на стороне, о продаже продукции с необычной скидкой или принятии спецзаказа, изменении ассортимента или прекращении деятельности подразделения. Процесс принятия таких решений требует учета только тех будущих затрат и поступлений, которые возникают в случае альтернативных вариантов решений.

Этот подход основан на концепции релевантных затрат и релевантной выручки. Релевантные затраты и выручка – это оцениваемые будущие затраты и выручка, которые различаются в зависимости от выбора разных курсов действий. Подчеркнем два момента: 1) затраты и выручка должны относиться к будущему времени и 2) они будут разные при разных вариантах действий. Если затраты и выручка не изменяются при альтернативных вариантах действий, то они не влияют на результаты решений и поэтому не должны приниматься в расчет. Таким образом, релевантными являются приростные (инкрементальные, дополнительные) затраты и поступления, и решения должны приниматься в интересах минимизации приростных издержек или максимизации приростных поступлений.

Как правило, постоянные затраты неизменны в краткосрочной перспективе, поэтому основное внимание уделяется переменным затратам.

Существует два возможных подхода к представлению информации о релевантных затратах. Можно включить в информацию данные, например, о постоянных накладных расходах, при условии, что они приняты во внимание при обоих вариантах и не введут в заблуждение человека, принимающего решение. Также можно представить информацию о затратах, не включая в нее данные о затратах и поступлениях, которые одинаковы для обоих вариантов.

Определение релевантности затрат зависит от обстоятельств. Некоторые затраты будут релевантными в одном случае и нерелевантными в другом. Поэтому при определении релевантности затрат необходимо учитывать только будущие затраты, меняющиеся в зависимости от выбранного варианта действий.

Помимо затрат и поступлений, которые можно измерить количественно, менеджеры должны учитывать в процессе принятия решений качественные факторы, которые могут иметь последствия и в долгосрочной перспективе.

Принятие отдельных управленческих решений

Принятие спецзаказа

Первая категория решений относится к продаже продукции с необычной скидкой или принятию спецзаказа по цене ниже рыночной.

Например, предприятие имеет простаивающие производственные мощности и персонал и получает предложение произвести продукцию по цене, которая покроет стоимость материалов, но не затраты труда и постоянные (косвенные) затраты в структуре себестоимости.

В данном случае затраты труда и косвенные расходы будут нерелевантными. Релевантна стоимость материалов, которую сравнивают с ценой. Спецзаказ нужно принять, если релевантные затраты на его изготовление меньше, чем выручка.

Одновременно необходимо учесть качественные факторы, которые могут иметь в том числе и долгосрочные последствия: как решение повлияет на будущую рыночную цену; существуют ли альтернативные возможности загрузки производственных ресурсов с большими приростными поступлениями; существует ли возможность снизить косвенные затраты.  

Например, если у компании на складе имеются давно закупленные материалы, которые она не может использовать никаким другим способом, кроме как для производства данного спецзаказа, то их стоимость тоже является нерелевантной. Наоборот, если рабочих можно отправить в неоплачиваемый отпуск, то затраты труда становятся релевантными, и спецзаказ может оказаться убыточным.

Прекращение производства продукции или деятельности подразделения

Еще одна категория управленческих решений, принятие которых должно происходитьс учетом релевантных затрат, связана с ответами на вопрос: прекратить или продолжить выпуск определенного вида продукции (или деятельность подразделения)?

Нередко низкая рентабельность или убыточность какого-либо вида продукции или подразделения связана с базой распределения постоянных (косвенных) затрат. В то же время постоянные затраты являются нерелевантными, и их нет необходимости учитывать при принятии решений. Определяющий фактор – положительная маржинальная прибыль от производства продукции или деятельности подразделения, которая участвует в покрытии постоянных затрат. При отказе от производства или закрытии подразделения суммарная прибыль компании уменьшится.

Необходимо также учитывать альтернативные (вмененные) затраты – потери от простоя части производственного оборудования – и качественные факторы, например, что покупатели заинтересованы в закупке всего ассортимента продукции у одного поставщика.

Если есть возможность загрузить высвобождающиеся за счет отказа от низкорентабельной продукции мощности (увеличить производство других видов продукции), то последствия такого альтернативного решения необходимо учитывать по приросту маржинальной прибыли: если он окажется больше, чем потери, то это оправдает отказ от производства низкорентабельной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: