Классификация центров финансовой ответственности

Признак классификации Вид ЦФО
По возможности влияния на финансовые результаты Центр прибыли Центр дохода Центр затрат (управленческих/нормативных) Центр инвестиций
По кругу решаемых задач в рамках деятельности Основные Вспомогательные
По функции Производственные   Управленческие Материальные             Обслуживающие Сбытовые
По территориальному признаку В рамках одного центра ответственности объединены несколько функций. Одно функциональное направление деятельности подразделено на несколько центров ответственности.

 

По влиянию на финансовые показатели выделяют следующие виды ЦФО:

Центр прибыли – центр финансовой ответственности, руководитель которого отвечает за максимизацию прибыли (обладает полномочиями принимать решения, влияющие на прибыль путем как снижения затрат, так и увеличения доходов).

Центр дохода – центр финансовой ответственности, руководитель которого в рамках выделенного бюджета затрат отвечает за максимизацию доходов от продаж.

Центр затрат – центр финансовой ответственности, руководитель которого отвечает за выполнение поставленных задач в рамках выделенного бюджета затрат.

Центр управленческих затрат – центр финансовой ответственности, руководитель которого отвечает за выполнение поставленных задач (достижение поставленных целей) в пределах запланированного бюджета управленческих затрат.

Центр нормативных затрат – центр финансовой ответственности, руководитель которого отвечает за выполнение поставленных задач (например, производство определенных видов продукции) в пределах планового уровня нормируемых затрат на единицу продукции (работ или услуг).

Центр инвестиций – центр финансовой ответственности, руководитель которого отвечает за уровень и эффективность инвестиций.



Нормативный учет затрат и система «стандарт-кост»

 

Как уже отмечалось, учет затрат и калькулирование себестоимости продукции можно вести с использованием фактических, имевших место затрат или с использованием нормативных затрат. Именно калькулирование себестоимости по нормативным затратам является составной частью системы контроля, которая позволяет подробно анализировать отклонения от бюджета, давая таким образом возможность более эффективно управлять затратами.

Учет затрат по нормативам позволяет:

· составлять планы и бюджеты и оценивать эффективность деятельности менеджеров;

· осуществлять контроль, выявляя те виды деятельности, уровень которых не соответствует плану, находить причины и ответственных и при необходимости корректировать деятельность (или нормативы);

· прогнозировать будущие затраты, которые могут быть использованы при принятии решений;

· упростить процедуру отнесения издержек на продукты для оценки запасов;

· устанавливать цели, к достижению которых должен стремиться персонал.

Учет затрат по нормативамиспользуют в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции (машиностроение, металлообработка, швейное, обувное, мебельное производство и другие). Он начал развиваться в 20–30-х годах XX века с развитием производственного менеджмента. Обособленное развитие этого направления в Советском Союзе и за рубежом привело к тому, что, при наличии общих принципов, между российской практикой нормативного учета и применяемой на Западе системой «стандарт-кост» (standard costing) есть ряд различий.

В отечественной практике отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции.

Фактическая себестоимость Сф складывается из нормативной себестоимости Сн, отклонений от норм О и изменений норм И:

Сф = Сн ± О ± И;

текущий учет изменений норм осуществляется в разрезе причин и инициаторов.

В системе стандарт-кост текущий учет изменений норм не ведется. Существуют и другие отличия между этими двумя системами:

· система стандарт-кост не регламентирована, она не имеет единой методики установления стандартов и ведения учетных реестров. Нормативный метод учета затрат регламентирован, разработаны общие и отраслевые стандарты и нормы;

· в системе стандарт-кост косвенные расходы относят на себестоимость продукции в пределах норм, а выявленные отклонения фактических косвенных расходов списывают на счета финансовых результатов. При нормативном метода косвенные затраты относят на себестоимость продукции в сумме фактических расходов;

· при системе стандарт-кост широко применяют идеальные или теоретические стандарты, при нормативном методе нормы затрат устанавливают исходя из существующих производственных условий;

· в связи с текущим учетом изменений норм и списанием фактических сумм косвенных расходов на себестоимость при нормативном методе оценку незавершенного производства и выпуска продукции осуществляют иначе, чем в системе стандарт-кост. 

Однако в основе обоих систем лежит расчет нормативной себестоимости – нормативных затрат, отнесенных к единице продукции (информация о затратах на весь объем деятельности содержатся в бюджете (смете)).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: