Глава. Теоретическое обоснование темы

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3

1 глава. Теоретическое обоснование темы…………………………………6

1.1. Основные этапы становления системы сельскохозяйственного консультирования………………………………………………………………6

1.2. Отечественный опыт информационно-консультационного обслуживания сельского хозяйства…………………………………………………………….9

1.3. Опыт работы информационно-консультационной службы за

рубежом………………………………………………………………………….13

1.4. Структура системы на современном этапе развития ……………………18

2 глава. Характеристика предприятия……………………………………..23

2.1 Общие сведения о предприятии…………………………………………….23

2.2 Организационная структура и структура управления предприятием……28

2.3 Участие хозяйства в программах различного уровня…………………….30

2.4 Пользование предприятием услуг ИКС……………………………………32

3 глава. Совершенствование деятельности предприятия в области использования услуг ИКС…………………………………………………….34

Заключение……………………………………………………………………...37

Список литературы…………………………………………………………….38

Приложение……………………………………………………………………...40



Введение

 

Актуальность и производственная значимость информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе страны в современных условиях резко возрастают в связи со спадом производства в этой жизненно важной отрасли, оттоком высококвалифицированных и опытных специалистов из села, слабым внедрением достижений науки, современной техники и передового опыта.

Направления данной деятельности в АПК всегда были достаточно многогранны, а в последние годы она становится объективно необходимой в связи с увеличением потребности в информации о системе знаний по технологии и организации агропромышленного производства и, особенно, о конъюнктуре рынка сельскохозяйственной продукции, ресурсов и средств промышленного производства.

Консультационная деятельность направлена на оказание практической квалифицированной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в организации и повышении эффективности производства продукции, его переработки.

В АПК многих стран мира тезис «обучение через всю жизнь» активно реализуется через систему ИКС. В России во многом эти функции выполняют в учебных заведениях системы дополнительного профессионального образования и ВУЗах. В последнее время ИКС многих регионов взяли на себя эти функции. Из-за сложности сегодняшних проблем консультационной службе необходимо опираться на более широкий круг учебных дисциплин, помимо традиционных, а также на различные дополнительные источники информации.

Консультационной службе необходимо избегать выдачи готовых ответов. Обоснованные суждения требуют большой работы, как со стороны экспертов, так и общественности. В консультационная служба не стремится выдавать информацию и указывать, как должен развиваться процесс, но скорее она учит людей, как получать информацию и ею пользоваться.

Основная роль ИКС в сельскохозяйственном производстве состоит в оказании помощи фермерам принимать лучшие решения, которые помогут им наилучшим способом достичь собственных целей. Для эффективного развития производства сельские товаропроизводители должны принимать оптимальные управленческие решения.

Внедрение нововведений для принятия (индивидуально или коллективно) лучших управленческих решений требует высокого уровня компетенции сельских товаропроизводителей. Главная задача агентов ИКС состоит в том, чтобы помочь товаропроизводителям повысить уровень компетенции в указанных областях знаний.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма КРиММ», которое специализируется на производстве картофеля и овощей открытого грунта.

Цель курсового проекта – раскрыть сущность информационно – консультационного обеспечения агропромышленного комплекса и выявить информационно- консультационные услуги, которые необходимы для успешной деятельности сельскохозяйственных производителей, предложить мероприятия по совершенствованию информационно- консультационной службы в АПК.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть основные этапы становления системы сельскохозяйственного консультирования;

структуру системы информационно-консультационной системы;

рассмотреть отечественный и зарубежный опыт информационно-консультационного обслуживания сельского хозяйства;

путем анкетирования выявить какие услуги необходимы сельхоз товаропроизводителям, консультирование товаропроизводителей по организации, управлению, экономике, технологии производства, маркетингу и праву; оказание правовой, экономической и методической помощи сельским товаропроизводителям.

 



глава. Теоретическое обоснование темы

1.1. Основные этапы становления системы сельскохозяйственного консультирования

История развития сельскохозяйственного консультирования в России начинается в конце IX- начале XX века. Первый успешный опыт сельскохозяйственного консультирования был отмечен в Пермской губернии (в 1887 г.) и получил широкое распространение. К 1913 году в ряде губерний России уже функционировали полноценные службы «общественной агрономии». В них трудилось 9 тыс. специалистов.

В советский период информация о научно-технических достижениях и передовому производственному опыту распространялась через систему научно-технической информации. С положительной стороны проявили себя научно-производственные системы. [4]

Первые сельскохозяйственные информационно-консультационные центры (ИКЦ) в современной России были созданы на этапе становления фермерского движения в рамках международных проектов (Тасис, Британского фонда Ноу Хау (БФНХ) и др.). Эти центры, как правило, создавались в виде автономных некоммерческих организаций или при образовательных учреждениях.

Наиболее системно на государственном уровне ИКЦ начали создаваться с 1996 года благодаря реализации проекта поддержки аграрной реформы в России ARIS (Agriculture Reform Implementation Support), осуществляемого за счет кредита    мирового банка реконструкции и развития.

В этот период приказом Министра сельского хозяйства был создан Совет информационно-консультационной службы (ИКС) АПК, разработана и утверждена Концепция развития информационно – консультационной службы АПК России на период до 2010 года.

В период действия проекта АРИС информационно-консультационная служба АПК была создана в 26 регионах России. В регионах, где работали фермерские консультационные центры, функции ИКЦ были возложены на них. Одновременно консультационные центры начали создавать в виде государственных предприятий, некоммерческих организаций и на базе образовательных учреждений. В ряде регионов функции регионального центра выполняли структурные подразделения органов управления АПК.

Новым импульсом в развитии сельскохозяйственного консультирования стало включение в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года» мероприятий по развитию информационно-консультацион­ного обслуживания в сельской местности - создано 240 районных центров сельскохозяйственного консультирования в 29 субъектах Российской Федерации.

Перспективы развития сельскохозяйственного консультирования с 2008 года связаны, прежде всего, с реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, которая содержит подпрограмму (направление ) «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства».

Развитие сельскохозяйственного консультирования предусматривается рядом нормативных документов и межведомственными соглашениями:

- в постановлении Правительства Российской Федерации "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса" от 10 февраля 2000 г. № 117 ставится задача «Завершить в 2001 году организацию информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей, полнее использовать в этих целях потенциал аграрных образовательных и научных учреждений»;

- совместным приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Президиума Российской академии сельскохозяйственных наук от 30 декабря 1999 года № 285/892/111. Данный приказ определяет развитие информационно-консультационной службы приоритетным направлением в сфере производства сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на период до 2015 года;

- соглашениями о сотрудничестве в сфере агропромышленного комплекса, заключаемыми Минсельхозом России и субъектами Российской Федерации, в которых включались статьи, отражающие взаимные обязательства по созданию и поддержке функционирования региональной информационно-консультационной службы;

- приказами Минсельхоза России. Данных приказов было издано двадцать три (семь - о ротации состава Совета ИКС АПК России и возлагаемых на него функций, регламенте его работы; восемь - посвящены реализации «Проекта поддержки осуществления сельскохозяйственной реформы – АРИС»; девять - созданию и развитию субъектов информационно-консультационной деятельности, в том числе пять – на федеральном уровне).[7]

В концепции развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена приказом Минсельхоза России   № 342 от 25 июня 2007 г.) среди приоритетных направлений развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России, прежде всего, выделяются « организационно-экономические основы развития инновационно-
консультационной деятельности в АПК». В данной концепции также предусматривается, что «отработанные в производственных условиях научные решения через информационные электронные сети, информационно-консультационную службу Минсельхоза России рекомендуются к внедрению в хозяйства различных форм собственности».

 

 

1.2. Отечественный опыт информационно-консультационного

обслуживания сельского хозяйства

 

Теоретическое обоснование деятельности ИКС изложил А.В. Чаянов в своей работе "Основные идеи и методы работы общественной агрономии" (1918). По его замыслу во взаимоотношениях с государством общественная агрономия должна играть активную роль, способствуя выработке соответствующей аграрной политики. Только при этом условии общественная агрономия сможет решать стоящие перед ней задачи [11, с. 65].

В качестве одной из основных функций ИКС А.В. Чаянов видит увеличение темпов развития сельского хозяйства. Новые научные открытия, результаты опытов или новые возможности рынка дают возможность сельским товаропроизводителям увеличить объем производства продукции без увеличения издержек или уменьшить издержки без снижения объема производства. Однако товаропроизводители будут использовать эти возможности только после того, как они о них узнают. ИКС может стимулировать развитие сельского хозяйства путем ускорения процесса обучения, что не только в интересах товаропроизводителей, но и в интересах общества в целом. А.В. Чаянов видит главную функцию ИКС в повышении уровня компетенции фермеров для того, чтобы они имели возможность грамотно принимать собственные управленческие решения. Это необходимо, потому что в сельском хозяйстве часто приходится принимать специфические решения, соответствующие местным условиям и конкретной ситуации. Эти решения могут быть приняты только самим товаропроизводителем, поскольку только он полностью владеет ситуацией, а не чиновником из местной администрации или федерального центра. В 1918 году при Петровской академии под руководством ученого был создан семинарий по аграрным вопросам, а в 1922 г. на базе последнего организован первый в стране научно исследовательский институт сельскохозяйственной экономии. А.В. Чаянов был назначен его директором.

В институте работали видные экономисты того времени. За время своего существования, до 1930 г., институтом будет проведено ряд экспедиций и исследований, выпущено много крупных работ, построенных на в высшей мере корректных данных с применением самых современных, включая математические, методов.

О самом А.В. Чаянове во введении к восьмитомному изданию его трудов, выпущенному Сорбонной в 1967 г., будет написано: «Наделенный способностью глубоко проникать в сущность вещей, он с редко встречающейся легкостью переходит от экспериментальных наблюдений к теоретическим обобщениям и от этих обобщений к практике» [11].

К сожалению, научные и практические изыскания представителей организационно-производственной школы войдут в противоречие с курсом партии на коллективизацию сельского хозяйства. Представители этой школы во главе с А.В. Чаяновым будут репрессированы, и жизнь многих из них оборвется в расцвете творческих сил. 3 октября 1937 г. трагически оборвется жизнь А.В. Чаянова.

Становление и укрепление административно–командной системы в нашей стране на долгие годы прервет в экономике процесс инициативного поиска и выработки самостоятельных решений. На смену самодеятельности хозяйствующих субъектов придет администрирование, порой грубое и некомпетентное, со стороны партийных и государственных органов. Последствия этого особенно отразятся на сельском хозяйстве.

Несомненно, за годы Советской власти будет осуществлен качественный прорыв в области общего и специального образования, в налаживании системы подготовки и переподготовки кадров, в развитии фундаментальной и прикладной науки. Однако кадры, лишенные инициативы и поставленные в условия зависимости от трафаретных решений «верхов», будут бессильны в использовании своего творческого потенциала.

Возрождение ИКС в России начнется только в 90-е годы ХХ века, спустя столетие с момента возникновения первых служб общественной агрономии. При изучении вопросов истории ИКС, обращает на себя внимание тот факт, что становление и развитие сельскохозяйственных консультационных служб на Западе и в России происходило примерно в одно и то же время. Порой в России эти службы создавались раньше. Например, в Соединенных Штатах служба extension будет создана лишь в 1914 г. Профессор Ван ден Бан, подчеркивая первенство русской общественной агрономии, приводит статистические данные, согласно которым в 1913 г. в сельском хозяйстве России работало 9000 консультантов, в то время как в Нидерландах – только 35, несмотря на то, что население России в ту пору было лишь в 10 раз больше [10].

История развития ИКС в нашей стране имеет глубокие корни и заслуживает всяческих похвал. Однако в данном случае численность российских консультантов несколько завышена, поскольку речь, скорее всего, идет об общей численности земской и государственной агрономической службы, где более половины ее состава принадлежало к так называемому вспомогательному персоналу, имеющему в основном низшее образование. Но, тем не менее, если не обращать внимания на общественные условия, в которых происходило развитие сельского хозяйства страны и становление земского института общественной агрономии, то можно сказать, что российская ИКС в ту пору находилась на передовых позициях в мире. Однако если посмотреть на характер деятельности этой службы и решаемые ею задачи, то сравнение с Западом будет не в нашу пользу. В России быстрый рост численности земского агрономического персонала был вызван прежде отсталостью крестьянского земледелия и постоянной угрозой очередного бедствия – неурожая. Причины этой отсталости общеизвестны, корни ее кроются в соответствующей политике государства, о чем уже шла речь. В свое время на них указывал и А. В. Чаянов. В своей работе «Что такое аграрный вопрос?» он в качестве одной из причин этой отсталости указывает на низкий уровень знаний русского крестьянина. «Известно, что у нашего народа нет не только необходимых ему сельскохозяйственных знаний, но даже часто и простой грамотности. На 1000 человек населения у нас в Европейской России приходится грамотных несколько более 229. Между тем в Австралии грамотных приходится на 1000 человек населения – 816, в Германии – 980, в Бельгии – 998» [11]. Российским земским агрономам приходилось решать задачи, которые Запад уже давно и безболезненно решил. Основной крестьянской массе приходилось объяснять казалось бы очевидные истины, доказывать им пользу травосеяния, применения минеральных удобрений, новых усовершенствованных орудий труда, сортов растений, пород животных и т.д. На это порой уходили годы. Однако общий строй российских земельных порядков, крестьянская бедность, выкупные платежи, налоговый гнет, малоземелье, общинное землепользование и т.д. не способствовали прогрессу в русской деревне. Движение в этом направлении будет предпринимать лишь наиболее инициативное и предприимчивое меньшинство. Иные общественные условия будут складываться на Западе, который пойдет по фермерскому пути развития сельского хозяйства. Бурный рост городов и развитие промышленности в середине XIX века потребуют увеличения объемов производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Возможности прежних технологий возделывания почвы, выращивания сельскохозяйственных растений и содержания скота войдут в противоречие с реальными запросами рынка. Потребуется технико-технологическое перевооружение отрасли. Развитие сельскохозяйственной науки, с одной стороны, и техники, с другой, сделают свое дело, обеспечив соответствующее предложение. На должный уровень будет поставлена система сельскохозяйственного образования. Однако консультационная служба для сельских товаропроизводителей будет создаваться немного позже. В Западной Европе – примерно в 90-е годы XIX века. И толчком для этого послужит, прежде всего, аграрный кризис, который даст о себе знать именно в эти годы. По сути дела Европа впервые столкнется с кризисом перепроизводства, прежде всего зерна, цены на которое будут неумолимо падать. В этих условиях на карту будет поставлена судьба многих фермерских хозяйств, занимающихся растениеводством. Именно эти проблемы во многом поспособствуют становлению системы сельскохозяйственного консультирования.

Таким образом, если появление общественной агрономии в России было вызвано причинами постоянной угрозы голода в деревне, то развитие системы сельскохозяйственного консультирования на Западе в первую очередь нужно связывать с аграрным кризисом конца XIX в., впервые отчетливо выявившего незащищенность фермера в условиях игры рыночных сил.

1.3. Опыт работы информационно-консультационной службы

за рубежом

Во многих зарубежных странах уже в течение многих десятков лет функционирует консультационные службы как форма распространения знаний среди сельхозпроизводителей. Создание этих служб было вызвано необходимостью помочь фермерам, не имеющим необходимого образования и опыта работы эффективно хозяйствовать, применять достижения науки в своих хозяйствах. Фермеры, для того чтобы обеспечить народ продуктами питания должны были вести интенсивное производство, применять зачастую новые технологии сельскохозяйственного производства. Сложившийся тип семейного фермерского хозяйства с его коммерческой организацией в значительной мере зависел от постоянной технической модернизации производства. Самим фермерам, находящимся вдали от научных и учебных центров, при отсутствии средств связи, трудно было следить за новинками сельскохозяйственного производства и использовать их в своих хозяйствах. Для этого были необходимы специальные службы. В одних странах, как, например,

Дания более 100 лет назад такая служба была создана самими фермерами. Она представлена двумя уровнями: общенациональным и местным. Местный уровень – это сеть, организованная крестьянскими ассоциациями и ассоциациями малоземельных крестьян, которая состоит из 95 фермерских центров, консультанты которых предлагают фермеру необходимые консультации и услуги. Консультационная служба управляется непосредственно пользователями через фермерские организации. Общенациональный уровень представлен консультативным центром датского сельского хозяйства, который передает местным центрам информацию о новых научных разработках в Дании и за рубежом, а также результаты собственных исследований.

Датская консультационная служба выполняет следующие задачи:

• Дает фермерам современные знания о методах производства и экономике;

• Дает советы в конкретных ситуациях по вопросам планирования и организации производства;

• Проводит регистрацию и обработку экономических данных, способствуя рентабельному ведению хозяйства;

• Организует курсы повышения квалификации и профессионального мастерства фермеров:

• Служит связующим звеном между фермерами и научно – исследовательскими учреждениями;

" Ведет бухгалтерский учет, рассчитывает исходные данные для заполнения налоговых деклараций, дает советы по ведению хозяйства, в том числе по вопросам финансирования.

В США созданию такой службы (экстеншн сервис) послужил закон об организации науки, сельскохозяйственного образования и распространения знаний среди фермеров, принятый в 1862 году. Эта задача возлагалась на сельскохозяйственные колледжи, которые создавались в каждом штате. Поскольку ни фермеры, ни власти штатов не имели необходимых для этого средств, то всем колледжам была выделена земля, с доходов от использования которой они частично финансировались.

Консультационная служба в сельском хозяйстве в каждом штате США входит в организационную структуру университета и имеет центральный офис и филиалы во всех графствах. Система экстеншн предоставляет свои услуги бесплатно, поэтому в бюджетах ее структур не предусматривается поступлений от коммерческих структур. Финансирование службы идет в основном из трех источников. Так, например, в штате Пенсильвания из общего объема финансирования 50 млн. долларов в год, доля федерального правительства составляет 35%, правительства штата - 55%, администрации графства 9% и от частных инвесторов поступает до 1%. В консультационной деятельности занято 275 профессоров университета и столько же консультантов в графствах.

Кроме государственной консультационной службы экстеншн имеются еще коммерческие консалтинговые структуры и системы информационного обеспечения. Консалтинговые структуры, к которым относятся и различные фирмы - поставщики, осуществляют весь комплекс оперативных консультационных услуг по основным аспектам сельскохозяйственного бизнеса (технологическим, финансовым, правовым, техническим и др.). В этом случае агент системы экстеншн чаще всего выполняет роль информационного посредника, передавая запросы фермеров в консалтигновые организации, и наоборот, предлагая фермерам конкретных консультантов.

Система информационного обеспечения фермеров сформировалась как самостоятельная в последние десятилетия. Сама программа экстеншн стала структурным элементом университетской системы, выполняя роль информационного моста между наукой, органами управления сельским хозяйством и сельскохозяйственным производством.

В конце прошлого века во время европейского сельскохозяйственного кризиса правительство Голландии перешло к политике повышения и укрепления конкурентоспособности сельского хозяйства страны. Было положено начало созданию системы сельскохозяйственных знаний, включающей в себя исследования, образование (повышение квалификации) и внедрение (освоение научно-технических достижений). Объединение исследований, образования и внедрения представляет собой основу сельскохозяйственной модели Голландии, которая признана одной из самых эффективных в мире, благодаря системе сельскохозяйственных знаний научно-техническая информация к голландским фермерам поступает намного быстрее, чем в других странах.

Успех сельскохозяйственной политики во многом связывают с тем, что вопросы образования, исследования и внедрения находятся в компетенции Министерства сельского и рыбного хозяйства и окружающей среды Голландии. В структуре Министерства имеются национальные консультационные центры (DLV), которые оказывают информационную помощь работникам образования и советникам внедренческих организаций (J КС), имеющим непосредственный контакт с фермерами.

Непосредственно с фермерами работают внедренческие организации первого уровня: Сельскохозяйственная служба внедрения (Agricultural Extension Service, DLV), социально-экономические консультационные службы фермерских организаций, а также консультанты обслуживающих и перерабатывающих фирм, отдельные специалисты (бухгалтеры, банковские работники, ветеринары и др.). Основная роль принадлежит Сельскохозяйственной службе внедрения - DLV. Это государственная организация, финансирование которой осуществляется в основном за счет бюджетных средств. Руководит сельскохозяйственной службой внедрения Наблюдательный консультационный комитет, в составе которого 9 человек, из них 4 - представители Министерства сельского и рыбного хозяйства и окружающей среды, а 5 - представители фермерских организаций. Председатель правления назначается Министром по предложению фермерских организаций. При комитете работает 12 отраслевых советов. В DLV работает около 600 специалистов, объединенных в 61 региональную консультационную группу, имеющую представительства во всех 25 провинциях Голландии. Эти группы называют внедренческими командами, а специалистов, которые там работают - советниками, экспертами. Работа команд сводится в основном к индивидуальному консультированию фермеров по всем основным отраслям сельского хозяйства. Охват всех отраслей сельского хозяйства по стране позволяет DLV быстро распространять информацию и полученные знания по всем регионам страны. Внедренческие команды являются независимыми организациями и не могут преследовать коммерческие цели. Они должны быть гибкими и уметь быстро переориентироваться на решение новых проблем. Их цели - получение и передача новых знаний фермеру. Информационные и консультационные услуги советников государственной службы внедрения фермер не оплачивает. Частично эту службу финансируют фермерские организации за счет обязательных отчислений. Информационно-консультационную службу первого уровня представляют также социально-экономические консультационные отделы фермерских организаций. Более 200 специалистов, которые состоят в штате этих организаций, предлагают фермерам консультации по вопросам, не связанными с технологиями, например, наследование, преобразование хозяйства, прекращение его деятельности, аренда, заключение соглашений, вопросы законодательства и т.п.. Консультации доступны всем фермерам, так как государство дотирует половину затрат этих служб, а фермерские организации берут на себя основную часть затрат на их проведение. Фермеры получают также необходимую информацию от консультантов обслуживающих и перерабатывающих фирм. Часто эти услуги предоставляются при приобретении какого-либо оборудования, техники, удобрений и др.. За отдельную плату фермеры получают консультации по бухгалтерскому учету, строительству, ветеринарии, банковскому делу.

Во Франции большую часть в консультационных услуг предоставляют сельскохозяйственные палаты, которые были организованы в 50-х годах при финансовой помощи правительства. В структуре Сельскохозяйственных Палат страны имеется 94 региональных отделения, где работает около 11 тысяч экспертов, а также сотни консультантов из торговых сельскохозяйственных предприятий. Они предоставляют широкий спектр услуг: от анализа почв до экономического прогноза развития хозяйства. Государство оплачивает от 30 до 40 процентов эксплуатационных затрат Сельскохозяйственных Палат, а также проведение отдельных программ и мероприятий. Все обслуживание проводится по установленным расценкам.

В Финляндии сельскохозяйственное консультирование ведется более 200 лет проводят через сельскохозяйственные консультационные центры Членами сельскохозяйственной консультационной организации на основе добровольного объединения являются сельхозпроизводители, члены их семей, другие сельские предприниматели. Общее число членов около 210 тысяч. Они организационно объединены в общества землевладельцев, сельскохозяйственные общества и общества домохозяек, а также другие сельские организации. В каждой губернии Финляндии имеются сельскохозяйственные консультационные центры. Кроме непосредственного консультирования служба организует курсы повышения квалификации, учебные поездки, экскурсии, услуги по снабжению.[17]

 

1.4. Структура системы на современном этапе

развития

В настоящее время система сельскохозяйственного консультирования включает федеральный, региональный и районный уровень (приложение 1).

Федеральный уровень системы сельскохозяйственного консультирования представлен: отделом сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров в Департаменте научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования»; Федеральным учебно-методический центром сельскохозяйственного консультирования и учебно-методические центры при подведомственных Минсельхозу России образовательных учреждениях. Функции федерального уровня также выполняют отраслевые центры сельскохозяйственного консультирования при головных НИИ и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадемии.

 

С целью общественного регулирования развития и совершенствования деятельности системы сельскохозяйственного консультирования и развития консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению созданы общественная организация – ассоциация консультационных организаций (АСКОР).

Основными функциями субъектов системы сельскохозяйственного консультирования федерального уровня являются:

- определение приоритетных направлений, разработка концепции, выработка стратегии и координация развития системы сельскохозяйственного консультирования;

- организация государственной поддержки, формирование единого нормативно-правового и информационного пространства для субъектов консультационной деятельности;

- организационная и методическая помощь субъектам системы сельскохозяйственного консультирования;

- создание условий для подготовки высококвалифицированных консультантов, организация их переподготовки и повышения квалификации;

- мониторинг развития сельскохозяйственного консультирования, изучение потребности и разработка предложений по расширению видов и объемов консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, распространение передового опыта работы центров сельскохозяйственного консультирования.

 Система сельскохозяйственного консультирования регионального уровня состоит из структурного подразделения органа управления АПК и/или совета, координирующего развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, регионального и районных центров сельскохозяйственного консультирования. 

Региональные центры сельскохозяйственного консультирования осуществляют функции:

- организационно-методическое руководство развитием сельскохозяйственного консультирования на уровне субъекта Российской Федерации;

- осуществление региональной кадровой политики центров сельскохозяйственного консультирования, организация повышения квалификации консультантов;

- формирование информационных ресурсов по инновационным предложениям и передовому опыту, представляющих интерес для региона, и обеспечение специалистов районных центров сельскохозяйственного консультирования, сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения информационным продуктами;

- организация объектов информационно-инновационного сопровождения и мероприятий для пропаганды инновационных достижений и распространения передового опыта;

- организация и проведение практических и обучающих семинаров, выставочных и демонстрационных мероприятий для сельских товаропроизводителей;

- мониторинг потребности в инновационной продукции и консультационных услугах, контроль качества и осуществление обратной связи с их пользователями;

- оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению;

- взаимодействие с федеральными структурами системы сельскохозяйственного консультирования. [16]

 Районные центры сельскохозяйственного консультирования могут быть юридическими лицами различных организационно-правовых форм и/или структурными подразделениями регионального центра в форме юридического лица.

   Районные центры сельскохозяйственного консультирования осуществляют консультационное обеспечение в пределах компетенции системы сельскохозяйственного консультирования формами и методами консультационной деятельности, оказывают помощь при внедрении инноваций, решают иные проблемы сельскохозяйственных товаропроизводителей, развития сельских территорий и жизнеобеспечения их населения.

В табл. 1 представлена динамика структуры системы за последние три года. По состоянию на 1 января 2009 года в составе системы сельскохозяйственного консультирования имеется 56 региональных информационно-консультационных центров. [19]

Таблица 1

Структура

системы сельскохозяйственного консультирования

в 2006-2008 г.г.

 

Компоненты системы

Годы

2006 2007 2008
Федеральный центр 1 1 1
Федеральный и региональные учебно-методические центры     28
Количество регионов, имеющих систему сельскохозяйственного консультирования 52 54 58
Количество региональных информационно-консультационных центров 52 52 56
в т.ч. в форме государственных учреждений (предприятий) 15 19 22
при учреждениях ДПОС, вузах и НИИ 17 16 15
при органах управления АПК 9 6 7
в других формах 11 11 12
Количество районных информационно-консультационных центров, ед. 309 385 465

 

В последнее время наблюдается тенденция увеличения региональных центров в виде государственных учреждений и предприятий. За последние три года их количество возросло с 15 до 22. В 15 субъектах РФ в качестве региональных центров функционируют структурные подразделения учреждений дополнительного профессионального образования специалистов АПК и сельскохозяйственных вузов. Стабильно функционируют региональные информационно-консультационные центры, созданные в виде автономных некоммерческих и коммерческих организаций.

Районный уровень представлен 465 формированиями, из которых 32% (151 центр) -  в форме муниципальных учреждений (предприятий), 145 - являются структурными подразделениями региональных формирований, 108 центров работают в виде различных некоммерческих и коммерческих структур. В 57 районных управлениях сельского хозяйства консультационные подразделения созданы на правах отделов.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: